Конспект урока Лесные производители 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира по теме «Лесные производители».

Дидактическая цель: создать условий для открытия обучающимися новых знаний по теме урока

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

  • предметные: Формировать представление о лесе, как экосистеме, о нормах и правилах взаимодействия человека с природой.

  • метапредметные:

  • личностные: проявлять интерес к новому содержанию занятия; оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

  • регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Методы обучения: проблемный, словесный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: Используются информационно-коммуникационные и интерактивные технологии обучения, личностно-ориентированные, игровые технологии, здоровье-сберегающие технологии урока, ТРКМ.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир. Обитатели Земли» А.А.Вахрушев 3 класс, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли», мультимедийный проектор, презентация к уроку.







































Ход урока.

Учитель

Ученики

  1. Организационный момент



- Здравствуйте.. Ребята, я рада видеть вас. На сегодняшнем уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, работать будете в группах . Успехов вам и удачи! / Зачитываются правила работы в группах/




  1. Актуализация знаний

- Скажите, пожалуйста, над какой большой темой вы сейчас работаете?

-Что такое экосистема?







- Какие экосистемы вы уже знаете?

- Назовите составные части экосистемы.

- Мы работаем над темой «Экосистемы».

-Экосистема - единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

- Мы знаем экосистемы озера, болота, луга.

- воздух, вода, почва, горные породы


  1. Целеполагание. Введение в новую тему.

- Сегодня нам предстоит познакомиться с ещё одной экосистемой, самой сложной и интересной. -А какой, вы догадаетесь сами. Закройте свои глазки. Расслабьтесь и послушайте. - Куда же мы с вами попали? Где мы можем услышать такие звуки?

Обозначьте тему нашего урока. - Посмотрите на фото и скажите, какой мир леса мы будем изучать на этом уроке? Лес - это самая сложная экосистема на Земле. С давних времён люди воспевали лес. Особенно часто к этой теме обращались художники - пейзажисты. Одним из таких художников является величайший русский художник - Иван Иванович Шишкин. Его называли «художником русского леса»

- А какие растения в лесу являются основными или главными производителями?

- Итак, какую цель мы должны достигнуть на уроке, как вы думаете? - Молодцы.






Слушают звуки леса.

- Такие звуки мы можем услышать в лесу.



- Тема урока «Экосистема леса»

- Мы будем изучать растительный мир леса.





Просмотр виртуальной галереи картин И.Шишкина под фрагмент этюда Ференца Листа «Шум леса».









- Растения выполняют роль производителей.



- На уроке нам нужно познакомиться с экосистемой леса, изучить лесных производителей.


  1. Совместное «открытие» знаний



Смотрите внимательно и подумайте, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах?

- Посмотрите, кто нас встречает в лесу? - Лесовик - хозяин леса, он приготовил задания для вас и для молодого лесовичка. - А какое сейчас узнаем.

- Тема леса притягивала не только художников и музыкантов, о лесе писали свои произведения и писатели - натуралисты, среди них известный писатель, который сочинял свои рассказы и для детей.

Лесовик предлагает вам прочитать отрывок из рассказа Михаила Михайловича Пришвина «Этажи леса», и помочь лесовичку ответить на вопрос: - О каких этажах идёт речь в этом отрывке?

*******Задание№ 1************ - У каждой группы на столах лежат по 9 карточек, лесовик предлагает вам помочь лесовичку распределить их по «этажам», т.е. на 3 группы. - Какие же «этажи» можно выделить в экосистеме леса, давайте проверим, как вы распределили группы. Начнём с самого нижнего. Как мы можем одним словом назвать растения нижнего этажа? - Подумайте, а что же для всех трав, растущих в лесу, будет общего? - Правильно, они все теневыносливы и могут расти под пологом леса.-

- Вы правильно всё подметили. Молодцы! Среди лесных трав есть многолетние и однолетние, крупные и мелкие, красиво цветущие и имеющие мелкие невзрачные цветки. Какую пользу приносят травы?

- Переходим к следующему «этажу» леса, среднему. - Как мы можем одним словом назвать растения среднего этажа А что общего у них в строении?

Какова общая черта всех лесных кустарников? - Почему? - Правильно, кустарники - это многолетние растения, у которых несколько древесных стеблей.

- Переходим к следующему «этажу» леса, верхнему. Что растёт на этом «этаже»? - Какое воздействие оказывают деревья на остальные растения?

- Скажите, что же для всех деревьев, растущих в лесу, будет общего? - Правильно, деревья - это многолетние растения с крупным, твёрдым стеблем



- А теперь давайте всё вспомним, что мы с вами уже узнали на уроке ? - Попробуйте сделать вывод, что такое экосистема леса?

А теперь помогите лесовичку отгадать загадку лесовика.

Нам в дождь и зной

Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.



- Правильно, молодцы!

Деревья, образующие лес, сильно влияют не только на растения нижних «этажей», но и друг на друга.



Как вы думаете, в стороны или вверх будет расти дерево в лесу, окружённое со всех сторон соседями?

- Совершенно верно, дерево тянется вверх, причем сильно тянется, чтобы не отстать в росте от других. Что произойдёт с деревьями, которые растут медленно? - Конечно. Условия жизни в лесу накладывают глубокий отпечаток и на внешний облик деревьев.

Чем отличаются деревья, растущие в лесу от деревьев, растущих на открытом месте?





















*********Задание №2************

- Давайте поможем лесовичку составить из частей дерево. Работать будем в группах. - Из каких частей состоит дерево? - Как вы думаете, для чего нужна каждая часть? - А теперь мы узнаем, правильно ли вы ответили. Для этого поработаем с учебником на стр. 59 - 60. - Так какую же всё-таки роль играет крона дерева? Ствол? Корень?

Синим фломастером движение вверх воды и минералов и красным движение вниз органического вещества


*****Физ - минутка *************** Игра на мышление и внимание. - Сейчас поиграем и отдохнем. Я называю деревья - руки вверх, Кустарники - руки прижимаем, Травы - приседаем. Будьте внимательны! Ель,малина,сосна,ландыш,смородина, мох, калина, дуб, шиповник, ромашка, береза, крыжовник.

*********Задание № 3*************

У каждой группы на столах лежат листочки с вопросами, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». Если вы верите, ставите напротив номера вопроса «+», если не верите « -.».

(Ученики выполняют задание в группах).

1. Верите ли вы, что корень дерева находится на поверхности земли?

2. Верите ли вы, что корень добывает из земли минеральные вещества и воду?

3. Верите ли вы, что крона дерева - это ветви и листья, которые служат местом обитания птиц, белок?

4. Верите ли вы, что листья производят органические вещества?

5. Верите ли вы, что по стволу вода с минеральными веществами поднимается вверх?

6.Верите ли вы, что у дерева может быть несколько стволов?

7. Верите ли вы, что кора служит защитой ствола, а также является местом обитания некоторых жуков и личинок?

8. Верите ли вы, что поранив кору, дереву не будет нанесён вред?

Как же дерево удерживает тысячи килограммов своих веток и листьев?


Кора дерева не только защищает ствол. Внутренний слой коры проводит соки, богатые органическими веществами, от листьев вниз по стволу. Поранив кору, легко нарушить движение соков. Широко раскинулись под землёй мощные корни. Они не дают дереву упасть даже при сильном ветре. Корни глубоко проникают в почву и добывают из неё воду и минеральные вещества.

- В этой экосистеме много деревьев, чего нет в других экосистемах, даже в солнечный день в лесу тень.



- Нас встречают лесовички.

Лесовик- он хозяин леса.



Слайд ( читает 1 ребенок

Дети самостоятельно читают текст.

- Речь идёт об этажах среди растений.

Ученики в группах распределяют карточки по «этажам».

Сравнивают. Поднимают руку те, кто правильно распределил растения на нижнем этаже.

Травы.



- Они хорошо могут расти в тени.

- У них мягкий зелёный стебель.

- Служат пищей для животных.

- Кустарники.

- Они невысокого роста, у них не один, а несколько стеблей

- Теневыносливость.

- Всем этим растениям приходится жить под пологом деревьев, где мало света.

.

- Деревья.

- Они их затеняют.

- Защищают от ветра, дождя, жары.

- У них 1 ствол, мощный корень, ветви и крона

- Лес - это экосистема, которая состоит из нескольких этажей.

- Травы, кустарники, деревья.



- Это дерево.

Деревья - уникальные создания на земле, они способны в своих зеленых листьях энергию солнца превратить в энергию органических веществ.

- Дерево в лесу не может расти в стороны, оно растет вверх.



- Оказываются в затенении и со временем погибают. - Кроны их узкие, сжатые с боков, располагаются на довольно большой высоте от земли. Стволы вытянутые, более или менее прямые.

Дерево, которое на открытом месте, вне леса. Крона его очень широкая, раскинутая в стороны, начинается почти у самой земли. Ствол невысокий, внизу толстый. Все это результат отсутствия соседей. Дерево может беспрепятственно расти во все стороны, ему нет необходимости тянуться вверх.

Работают самостоятельно в группах, составляя из карточек дерево.

- Крона, ствол, корень.

.

Работают с текстом самостоятельно.

Корни- не дают упасть дереву, глубоко проникают в почву, и добывают воду и минеральные вещества

Ствол -дерева покрыт прочной корой, которая защищает от повреждений, от смены температуры.

Внутренняя часть ствола состоит из тонких сосудов, по которым поднимается вверх к ветвям и листьям вода с минеральными веществами.

Крона -это совокупность ветвей и листьев.

Листья выделяют кислород и производят органические вещества, которые снабжают другие части дерева, спускаясь вниз по стволу к корням.



выполняют в группах







Опору им создаёт ствол из прочной древесины. Она пронизана тонкими сосудами, по которым вода с минеральными веществами поднимается вверх.


  1. Обобщение и систематизация знаний.

- Итак, какую роль в экосистеме леса играют деревья, кустарники и травы? Докажите своё мнение.











- Скажите, а чем лес полезен человеку?



- Как люди должны относиться к лесным богатствам? - Очень велико значение леса. Человек не мог оставаться к нему равнодушным. Радость, гордость, свою любовь, бережное отношение зеленому другу.

- Они играют роль производителей, т.к. являются живыми организмами, которые создают органические вещества.

Деревья - уникальные создания на земле, они способны в своих зеленых листьях энергию солнца превратить в энергию органических веществ.



- Даёт пищу, кислород, строительные материалы, топливо, служит местом отдыха.





- Люди должны беречь и охранять лес.


  1. Закрепление

- Итак, ребята, какой экосистемой вы ознакомились? -


Лес - это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ, где роль главных производителей играют деревья


  1. Рефлексия

-Вспомните, какова цель нашего урока.







А теперь подумайте, как вы работали на уроке. Всё ли у вас получилось? Возьмите листочек, соответствующий вашему настроению, и прикрепите к кроне вашего дерева, тем самым оживим дерево:

зелёный - настроение отличное, у меня всё получилось; жёлтый - настроение хорошее, но нужно ещё лучше стараться работать на уроке; оранжевый - настроение ниже среднего, мало принимал участие в работе. .


Дети вспоминают и называют цель.



На уроке нам нужно было познакомиться с экосистемой леса, изучить лесных производителей.





  1. Оценивание

Отдельно хотелось бы отметить учеников, которые активнее остальных работал на уроке. Я даю вам вот такие жетончики, с которыми вы можете после урока подойти к своему учителю и получить хорошую отметку.


  1. Домашнее задание

Предлагаю вам дома выполнить задание творческое. Прочитав ситуации, составить памятку экологической грамотности. - правила поведения в природе.

Записывают домашнее задание.

  1. Итог урока

Вы молодцы! Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!



© 2010-2022