Интегрированный урок математики и музыки !Число и цифра 4

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями городского округа Электрогорск Московской области»













Технологическая карта

интегрированного урока музыки и математики


«Число и цифра 4»






Разработала

учитель начальных классов

Шапар Людмила Викторовна





















г. Электрогорск,

2015 год

Технологическая карта урока


Предмет Интегрированный урок: музыка и математика Класс 1 класс Тип урока Первичное предъявление знаний и овладение новыми умениями с использованием ИКТ.

Технология построения урока Личностно-ориентированная с применением методов: объяснительно-иллюстративных, игровых, проблемного обучения, коммуникативных Тема «Число и цифра 4» Цель Задачи урока:

  • формирование понятия числа ЧЕТЫРЕ как количественной характеристики без анализа аддитивного состава числа четыре;
  • распознавание множества из четырёх предметов: обозначение числа четыре точками на грани кубика, математическим знаком - цифрой 4;
  • формирование понятия «четвёртый», отличие количественного смысла числа четыре от порядкового числительного «четвёртый»;
  • формирование умения записи цифры 4;
  • развитие математической речи (развёрнутого ответа);
  • развитие восприятия музыки, музыкального слуха, певческого голоса, ассоциативного мышления и воображения;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств: уважения к традициям, соблюдение норм певческой культуры; стремления быть толерантным в поступках и делах.

Основные термины, понятия

Солист, дуэт, трио, квартет, четыре, четвёртый, цифра, число

Планируемый результат

Достижение поставленных целей и задач Предметные умения;


  • Формирование понятия числа четыре как количественной характеристики эталонного множества лап у кошки, распознавание множества из четырех предметов.

  • Обозначение числа четыре. Формирование понятия «четвертый», отличие количественного и порядкового смысла числа.

  • Формирование умения записи цифры 4.

  • Пропедевтика: числа от 1 до 10.


Личностные УУД: Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи героям интриги (У-1 №1). Становление жизненного оптимизма. Формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности. Регулятивные УУД: Уметь определять общую цель и пути ее решения. Уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (У-1 №4, Т-1 №1). Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания Познавательные УУД: Выполнять задания на основе рисунков (У-1 №1,3,6 Т-1 №2,). Выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек) (У-1 №2,3,6). Работа с четырьмя источниками информации (учебник, тетрадь, РТ, презентация). Осознание взаимосвязи музыки и математики в жизни человека. Знакомство с различными составами исполнителей. Проводить сравнение цифры 4 с предметами, похожими на нее (У-1 №3). Выделять среди знаков цифру 4 (У-1 №2). Умение соотносить количество предметов с количеством точек (Т-1 №2). Устанавливать соответствие между количеством предметов на рисунке и соответствующей карточкой (Т-1 №2). Проводить сравнение числа элементов в одном множестве с числом элементов в другом множестве путем установления смысловых соответствий. Коммуникативные УУД: Развитие математической речи (развернутые ответы). (У-1 №1,3). Умение слушать собеседника, уважать мнения других. Готовность вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми Эстетические Развитие потребности жить по законам красоты и гармонии. Формирование эстетических потребностей. Умение слышать музыку через пластическое интонирование и понимать значение выразительных особенностей музыки

Организация пространства

Музыкальный зал

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная Ресурсы


Книгопечатная продукция: Чекин А. Л. Математика, 1 класс, ч.1(У-1); Захарова О.А., Юдина Е.П. Тетрадь для самостоятельных работ, ч.1 Технические средства обучения: аудиосистема, компьютер, проектор, экран, мультимедийное сопровождение, наглядное пособие компьютер, проектор, экран, Интернет: Аудио: песня «Четверо лягушат» (Железновы) muzofon.com/search/%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82 Иллюстративный материал (картинки о музыке) Дуэт images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%83%D1%8D%D1%82 Трио images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE Квартет (картинки о музыке) images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%82 «Кватрет «Ква-ква»» мультфильм video.yandex.ru/#search?text=%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%82%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный (этап мотивации) Организовать направленное внимание в начале урока на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Постановка цели Сформировать представление о том, что нового узнают дети на уроке, чему научатся. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели деятельности. Актуализация опорных знаний и умений Воспроизвести ранее усвоенные способы действия, достаточные для восприятия нового материала Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала Сформировать представление и понятия

Применение теоретических положений в условиях выполнения практических действий Продолжить формирование понятий и универсальных учебных действий. Обеспечить осмысление и первичное запоминание знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания через творческое использование сформированных умений Продолжить формирование универсальных учебных действий, проверить умение использовать изученное в новых условиях, коррекция неверных представлений

Обобщение усвоенного Закрепить умение с целью включения его в систему ранее усвоенных знаний и умений, УДД Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели. Формирование личной ответственности за результаты коллективной деятельности

Технология изучения

Этап урока и основная цель этапа

Деятельность учителей

Деятельность обучающихся

I . Организационный момент

Цель: организовать направленное внимание на начало урока. Необходимо раздать учебные пособия к уроку. - Проверьте, все ли необходимое к уроку на парте? - Напоминаю об особом соблюдении правил безопасности при работе в музыкальном зале.

Слайд №1 - Как вы думаете, какой урок будет сейчас? Музыкальное приветствие. Приветствуют учителей, занимают свои места, проверяют наличие пособий.









- Музыка, так как мы в музыкальном зале - Математика, так как у нас с собой учебники и тетради по математике - Сегодня урок музыки и математики проходят одновременно потому, что на экране мы видим символы музыки и математики.

I. Постановка цели

Цель: сформировать представление о том, что нового узнают дети на уроке, чему научатся. Откройте учебник на странице, где нарисованы Маша, Миша, Жучка и кошка (с.52) и печатную тетрадь на с.50. Слайд №2 - По странице учебника, тетради, по слайду на экране постарайтесь назвать цель нашего урока.
Открывают, рассматривают условные обозначения на развороте учебника и тетради.



Совместно с учителем определяют цель урока: - Наша цель: научиться узнавать число четыре, писать цифру 4, пользоваться словами «четыре» и «четвёртый» грамотно.

III. Актуализация знаний и УУД

Цель: воспроизвести ранее усвоенные способы действия, достаточные для восприятия нового материала Слайды №3 - Ранее мы изучили числа 1,2,0,3 и узнали, что в музыке эти числа тоже можно встретить, например ... где, в каких произведениях?







-Что мы обычно делаем на уроке, когда знакомимся с чем-то новым?

- В песенках «Два весёлых гуся», «Три медвежонка», «Весёлый музыкант» Один исполнитель - солист, два - дуэт, три выступающих артиста- трио.

- Смотрим в учебник, берём в руки предметы и действуем с ними, задаём вопросы.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Цель: сформировать представление и понятия Работаем по учебнику - Надо помочь нашим героям разобраться с ситуацией. Задание №1 (У-1) Зачитываем текст задания и просим (кого запланировали спросить на уроке) ответить развёрнутыми ответами на вопросы: Сколько лап у кошки? Сколько ножек у стола? У стула? У кресла?



Слайд №4 - Давайте посмотрим вокруг. Где затаилось число четыре?



Нам важно не путать число и цифру. Слайд №5 - Полная машина математических знаков - цифр. Какая именно нам сегодня нужна? Задание №2 и №3 (У-1)

  • Цифра 4 - математический знак, с помощью которого можно записать число четыре.
  • Поставьте фишку на те предметы. или части, которые похожи на цифру 4




Прикрепляем на доске очередную таблицу с записью числа четыре точками и цифрой.




















- Две передние и две задние лапы у кошки или собаки - это и есть число четыре. У стула тоже четыре ножки, как и у стола.

- Вокруг нас много предметов по четыре: и четыре цветка, и четверо лягушат на экране, и …



-Нам нужна цифра 4, потому, что мы будем учиться её писать в клеточке.







Дети выбирают три правильные цифры и три предмета, которые похожи на цифру 4.

Вспоминают , что ЧЕТЫРЕ, как и любое другое число, можно записать точками. Находят на игральном кубике грань с нужным количеством точек.

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения практических действий

Цель: продолжить формирование понятий и универсальных учебных действий - А услышать цифру 4 можно?



Предлагаю послушать песню, услышать число и сказать о действиях персонажей. Беседа по содержанию песни.





Слайд №6 -Предлагаю поиграть в музыкальную игру. Музыкальная игра (текст песни в приложении 1) - Сейчас мы все превращаемся в маленьких лягушат. Длинным язычком будут наши руки, которые мы будем выбрасывать перед собой и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка. А четыре ребёнка, выбранные учителем, усаживаются на четыре приготовленных для драматизации стула перед классом и изображают по подсказке учителя ныряющих в лужицу лягушат. Учитель демонстрирует образец жестов (пластическое интонирование)

-В нашей песне все четыре лягушонка всегда были рядом?



-Как было бы здорово записать это математически! -Давайте научимся. Слайд №7 Задание №4 (У-1) Рассмотри, как пишут цифру 4, поучись её правильно писать. Звучит алгоритм написания цифры 4. -Нет, её можно только увидеть или написать, а услышать можно число.

Слушают песню «Лягушата» (См.Приложение)

-В песне было четыре лягушонка, которые ели червячков, ныряли в лужу и засыпали.

На слова запева действия: 1,4,7,10 -. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону. На слова припева действия: 2, 5, 8 - С силой выбрасывают руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимают - разжимают)
3, 6, 9 - руки кладут под щёку, глаза закрывают (спят).



- Нет, лягушата ныряли друг за другом в лужу. Сначала первый, затем второй, затем третий, а четвёртый остался на берегу. -А мы ещё такую цифру писать не умеем.









(Т-1) пишут новую цифру

VI Творческое использование сформированных умений

Цель: продолжить формирование универсальных учебных действий, проверить умение использовать изученное в новых условиях -Пока мы писали цифру 4, наши лягушата выспались и решили повеселиться. Взяли в лапки … Слайд №8 -Мы уже были лягушатами, которые ловили вкусных жучков. А теперь наши лягушата музыканты. Давайте и мы представим, что у нас в руках есть музыкальные инструменты, как у лягушат. Слайд №9 У первого лягушонка скрипка, у второго контрабас, у третьего саксофон, а у четвёртого нет музыкального инструмента, потому что этот лягушонок поёт. (напомнить об эстетическом образе музыканта) -Музыкальные инструменты.



















Дети изображают игру на воображаемых музыкальных инструментах.

VII Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений, УДД

Цель: закрепить умение и продолжить формирование универсальных учебных действий -Как здорово, что вы уже грамотно используете изученные математические понятия и музыкальные термины. Добавим новое к уже знакомому. Слайд №10














Дети по слайду повторяют музыкальные термины (солист, дуэт, трио) и добавляют «квартет».

VIII Рефлексия деятельности

Цель: формировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности Сегодня мы работали очень дружно и слаженно, слушали и слышали друг друга, а главное понимали друг друга и помогали друг другу. А если бы мы трудились не сообща, получили бы такой результат? Давайте убедимся в этом, посмотрев фрагмент из мультфильма про квартет лягушат. Слайд №11 Слайд №12









Высказывания детей.







© 2010-2022