Методическая разработка

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Введение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться. Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию у школьников основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Немаловажную роль в обучении смысловому чтению играет скорость чтения. Если у школьников низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно. Создала и апробировала методические разработки занятий по внеурочной деятельности по скорочтению для учащихся 2 класса. Цель: развитие техники чтения учащихся 2 классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению. Задачи: 1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения. 2.Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания. 3. Формировать умения правильно и осознанно читать. 4. Развивать логическое мышление, речь. 5.Формировать устойчивый интерес к чтению. Предполагаемые результаты работы:

  1. Повышение техники чтения.
  2. Повышение зрительной и слуховой памяти.
  3. Обучение занятиям дома.
  4. Улучшение разговорной речи.
  5. Применение знаний и умений на практике

Структура занятий. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятий от 60 до 90 минут. Заметный положительный результат можно получить через 10-12 занятий. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности: 1.Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата; 2.Работа со скороговорками; 3.Работа со слоговыми таблицами; 4.Чтение марсианских стихов; 5.Работа с текстами. Отработка техники чтения; 6.Упражнение на развитие слуховой памяти; 7.Упражнения на развитие угла зрения; 8.Упражнение на развитие зрительной памяти; 9.Упражнение «Корректурная проба»; 1.Работа со скороговорками. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев. Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения. 2.Упражнения на развитие угла зрения. Малый угол зрения - одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется использовать Таблицы Шульте. Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в произвольном порядке. Варианты заданий: Назови и покажи все числа в порядке возрастания. Назови и покажи все числа в порядке убывания. Покажи все четные числа. 3. Виды упражнений со слоговыми таблицами: Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали. Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал взрослый. «Подскажи конец словечка». Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. 4. «Марсианские» стихотворения. Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если о грустном . то грустно. 5.При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

6.Упражнение «Корректурная проба. Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания. 7.Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. Новизна. Занятия по внеурочной деятельности проходят совместно с родителями учащихся. Ученики, посещающие занятия работают в паре с родителем. Родитель внимательно слушает и следит за правильным чтение слогов, текстов, при необходимости исправляет ошибочно прочитанное слово. Слушает пересказ. Задает наводящие вопросы, при ответе на вопросы после чтения текста. Ведет читательский дневник. Фиксирует результаты, прочитанного.
Особое место отводиться стимулированию учащихся при обучении чтению на занятии. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть отмечен учителем и родителем. Важно показать ребенку результаты его труда, вовремя похвалить, оценить его работу. При такой организации процесса дети работают заинтересованно и увлеченно. Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее.

Используемая литература:

  1. «Опережающее обучение» Ситдикова Р.Н
  2. Книга для обучения быстрому чтению « Хорошо читаем, запоминаем, развиваемся» Экгардт Р.Н
  3. «Чтение с увлечением» В.Б.Эдыгей

















Технологическая карта занятия

Занятие 3.


Цели занятия:


Образовательные
Формирование практических навыков по техники чтения. Развивающие
Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, навыков воображения, восприятия, развитию логического мышления. Воспитательные
Обеспечить условия для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности Приемы и методы
Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, упражнения на логическое мышление, корректурная проба. Формы контроля
Проверка техники чтения. Домашнее задание
Выполнять приемы, использованные на занятии. Ежедневное чтение. Чтение слоговых таблиц Работа с таблицами Шульте.




















Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Деятельность родителя

Предполагаемый результат обучения 1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.



Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками): Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л Читают на выдохе 15 согласных букв Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л Следят за правильным выполнением задания. Развитие четкости произношения 2.Работа со скороговорками


1.Повторяем скороговорку. Проговариваем 1 раз и пальцами левой и правой руки играем на «пианино». Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек не ссорясь строчат Сорок сорочек прострочены в срок Сразу поссорились сорок сорок. 2.Проговариваем 1 раз скороговорку с загибанием пальцев правой и левой руки. Маше каша надоела Маша кашу не доела Маша кашу доедай Маме не надоедай 3.Разучиваем скороговорку с щелчками пальцев левой и правой руки.(2 раза) Астра, азбука, айва Начинаются на «А» И кончаются на «А» Астра, азбука, айва.
1.Повторяют по 1 разу скороговорки. Проговаривая играют на пианино и загибают пальцы рук 2.Разучивают скороговорку с щелчками пальцев левой и правой руки.(2 раза) Вместе с ребенком проговаривают скороговорки и смотрят за тем, как ребенок работает пальцами. Улучшение дикции. Активизировать мыслительные процессы, расширить словарный запас

3.Работа со слогами

1.Будем читать слоги на 3 буквы с 6 столбика и 9 строчки. Затем отмечаем простым карандашом последние прочитанные слоги в столбик и в строчку. 2.Будем читать слоги на 4 буквы в столбик и в строчку. Отмечаем простым карандашом последние прочитанные слоги в столбик и в строчку.. Читают по 1 минуте слоги на 2 и 3 буквы в столбик и в строчку. 1.Следят за чтением ребенка, исправляют, если при чтении искажает слоги. 2.Отмечают на листочке последние прочитанные слоги. Закрепить навыки чтения слогов 4.Чтение «марсианского» стихотворения


Прочитайте необычные стихи, марсианские. 1.Кля мтя таря Свя зня вадя Тмя гвя саря Нря ктя радя 2. Слён млёс вёсли, Бёс нём гёзли Слёзли газивёли, Млёки теривёли. Жежу жувши жежуна Жожа жунжи жедны, Вамжа буджи мжежуна, Грымжи гзыжи жувны
Читают стихи. Следят за правильным чтением стихотворения без искажений. Закрепление навыка правильного чтения 5.Работа с таблицами Шульте Нужно найти числа от 1 до 25 за 1 мин. В таблице ищут цифры от 1 до 25 Проверяют правильность выполнения задания. Развитие умения расширять поле зрения при чтении 6.Работа с текстом на время Прочитай рассказ. На чтение текста вам дается 1 минута. Читают текст «Переполох». Следят за правильным, чтение текста, исправляют при неправильном чтении слов, отмечают на листочке последнее прочитанное слово и записывают в читательском дневнике результат чтения. Чтение на время, отработка. Чтение с ускорением.

7.Упражнение Назови слова во множественном числе: Брат-, Лист-, Крыло-, Клок-, Друг-, Дочь-, Прут-, Клин-, Копыто-, Молоко-. Называют слова во множественном числе. Слушают и исправляют неправильно сказанные слова во мн. числе. Активизировать мыслительные процессы. 8.Упражнение на развитие слуховой памяти. Составление рассказа на запоминание. 1.Прочитаю 10 слов. постарайтесь их запомнить. Буду читать 3 раза. Для запоминания можете составить рассказ. Шторы, чашка, ручка, снег, книга, столб, гора, месяц, пароход, палец Сколько слов запомнили? 2.Предлагаю вариант составленного рассказа для запоминания. Я стоял у шторы, держал за ручку чашку, смотрел в окно и видел, что светит месяц над горой, тихо идет снег, на горе стоит столб, около него кто-то потерял книгу, а рядом мальчишки из снега слепили пароход и вылепили на палец, который грозил, чтобы не ломали пароход 1.Называют слова, которые запомнили. 2.Повторно после прослушанного рассказа называют родителям 10 слов. 1.Слушают и считают, какие слова и сколько слов ребенок запомнил.
Запоминание слов на слуховую память. Развитие речи. 9.Упражнение В С Т А В Ь Б У К В Ы ( -1 БУКВА; --2 БУКВЫ)
Д О ( _ ) АК ЩУ ( _ _ ) РП МО ( _ _ ) КА СЫ ( _ ) АК АИ ( _ _ ) ОН МУ ( _ _ ) ША
СО ( _ ) ОЖ ПИ ( _ _ ) ПА ТА ( _ ) УБ ЛЕ ( _ ) УК ЧА ( _ _ ) ПЬ ЧЕ ( _ ) ОТ
Самостоятельно выполняют задание Проверяют правильность выполнения задания. Активизировать мыслительные процессы 10.Работа с двухминутным текстом. Закрепление. Отработка 1.Прочитайте на время повторно рассказ «Веснушки» На сколько слов увеличилась техника чтения? 2.Повторное чтение в 3 раз. На сколько слов увеличилась техника чтения. Создается ситуация успеха. Дочитать текст до конца и ответить на все вопросы после текста. 1.Прочитывают текст два раза, на время. 2.Дочитывают текст и отвечают на вопросы. Пересказывают. 1.Слушают и замеряют количество прочитанных слов во 2 и 3 раз. При необходимости исправляют, если дети допускают ошибки при чтении. Записывают результат чтения в читательский дневник Создают ситуацию успеха. 2.Выслушивают ответы на вопросы после текста. Задают наводящие вопросы, если ребенок не может ответить. Слушают пересказ текста. Закрепить навыки чтения текста на время. Развитие речи, памяти. 11.Упражнение «Корректурная проба: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут Ч(А)». Просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать буквы Проверяют правильность выполнения задания. Повысить концентрацию внимания. 12.Работа со слоговыми таблицами Повторно прочитать на время таблицы в столбик и в строчку на 3 буквы и на 4 буквы. После чтения соотнести результаты первого и второго чтения. Посчитайте сколько баллов заработали на прочтении слоговых таблиц. 1 строка- 10 баллов 1 столбик - 10 баллов Читают слоговые таблицы. 1.Следят за правильным чтением. 2.Отмечают результат повторного чтения слоговых таблиц. 3.Считают количество заработанных баллов и записывают результат в тетрадь. Создают ситуацию успеха. Закрепление навыка чтения слогов. Отработка техннки чтения. 13.Упражнение . Что означают выражения: Как снег на голову - неожиданно; Два сапога пара - одинаковые, похожие; Одного поля ягоды - одинаковые, похожие; Как две капли воды - очень похожи; В ежовых рукавицах - очень строго; Делать из мухи слона - сильно преувеличивать; В час по чайной ложке - делать очень медленно; Тянуть кота за хвост - делать очень медленно; Душа в пятки ушла - испугался; Родиться в рубашке - быть счастливым;
Дети объясняют значение выражений Слушают объяснение. Активизировать мыслительные процессы. Развитие речи. 14.Работа со скороговорками. Проговариваем 1 раз и одновременно играем пальцами « на пианино» Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек не ссорясь строчат Сорок сорочек прострочены в срок Сразу поссорились сорок сорок 2.Проговариваем скороговорку загибанием пальцев правой и левой руки. Маше каша надоела Маша кашу не доела Маша кашу доедай Маме не надоедай 3.Повторяем с щелчками пальцев левой и правой руки.(2 раза) Астра, азбука, айва Начинаются на «А» И кончаются на «А» Астра, азбука, айва. Проговаривают по 1 разу скороговорки
Проговаривают вместе с ребенком скороговорки и смотрят за тем как ребенок работает пальцами рук. Улучшение дикции. Активизировать мыслительные процессы, расширить словарный запас.

приложение

ба бе би бо бу бы бэ бю бя

ва ве ви во ву вы вэ вю вя

га ге ги го гу гы гэ гю гя

да де ди до ду ды дэ дю дя

жа же жи жо жу

за зе зи зо зу зы зэ зю зя

ка ке ки ко ку кы кэ кю кя

ла ле ли ло лу лы лэ лю ля

ма ме ми мо му мы мэ мю мя

на не ни но ну ны нэ ню ня

па пе пи по пу пы пэ пю пя

ра ре ри ро ру ры рэ рю ря

са се си со су сы сэ сю ся

та те ти то ту ты тэ тю тя

фа фе фи фо фу фы фэ фю фя

ха хе хи хо ху хы хэ хю хя

ца це ци цо цу цы цэ цю ця

ча че чи чо

ша ше ши шо

ща ще щи що

аба абе аби або абу абы абэ абю абя

ава аве ави аво аву авы авэ авю авя

а га are аги а го агу агы агэ агю агя

ада аде ади адо аду ады адэ адю адя

ажа аже ажи ажо ажу

аза азе ази азо азу азы азэ азю азя

ака аке аки а ко аку акы акэ акю акя

ала але али ало алу алы алэ алю аля

ама аме ами амо аму амы амэ амю амя

ана ане ани ано ану аны анэ аню аня

апа апе апи апо any апы апэ апю апя

ара аре ари аро ару ары арэ арю аря

аса асе аси асо асу асы асэ асю ася

ата ате ати ато ату аты атэ атю атя

афа афе афи афо афу афы афэ афю афя

аха ахе ахи ахо аху ахы ахэ ахю ахя

аца аце аци ацо ацу ацы ацэ ацю аця

ача аче ачи ачо

аша аше аши ашо

аща аще ащи ащо

С. Золотцев

ВЕСНУШКИ

Это было весной. Зима вроде бы кончилась. Но уже несколько дней за окном выла метелица, и стёкла окон были покрыты морозными узорами. Казалось, что весна ещё далеко-далеко. А между тем у Кати на носу появились веснушки. Как-то совсем незаметно: вчера ещё не было, а сегодня - пожалуйста, сразу три... нет, кажется, даже четыре! Через день веснушки украсили не только нос: они появи¬лись и на щёчках, и на лбу. Катя огорчилась...

- Ну что ты, дочка! - утешила её мама. - Не понимаешь ты своей удачи: ведь только одно означают твои веснушки - тебя солнышко больше всех любит, самой первой тебе весну посылает. Радоваться надо, а не огорчаться!

- Правда?! - обрадовалась Катя и отправилась к зеркалу пересчитывать «вестниц весны».

(115 слов)

Вопросы и задания:

1. Как весна украсила маленькую Катюшу?

2. Как автор описал переживания девочки? Прочти отрывок.

3. Как мама сумела развеять огорчения дочки? Понравилась ли тебе история? Каким голосом надо читать этот отрывок? Прочитай этот отрывок.

4. Как ты понимаешь словосочетания: «огорчилась Катя», «утешала её мама»? Подбери подходящие по смыслу слова и получи новые словосочетания.

5. Как ты думаешь, почему автор рассказал маленьким детям эту историю?

  тексты


Текст для чтения про себя

В. Бурлак

Переполох На поляне, возле норы, играли два лисёнка. Родители ушли на охоту, и малыши резвились без присмотра. Они гонялись друг за другом, кувыркались в траве и так увлеклись игрой, что не заметили меня. Я затаился всего в десяти шагах от поляны. С молоденькой сосны, над лисьей норой, упала шишка. Может белка обронила, может бурундук. Упала шишка прямо на лисёнка. И, видно, так больно стукнула, что малыш пискнул и кинулся прочь с поляны. Второй лисёнок испугался не меньше и припустился в другую сторону. От страха не заметил откос и кубарем покатился в реку. Вдруг слышу рядом шум. Поднял голову: на сосновой ветке - белочка. Уставилась насмешливо, будто спрашивает: «Ну как, испугался?» Вот, оказывается, кто переполох устроил. Вот кто подшутил.



Вопросы и задания:

  1. Какую картину смог подсмотреть автор в лесу? Как это ему удалось сделать? Прочитай.
  2. Что нарушило игру маленьких лисят?
  3. Кто устроил переполох в лесу? Прочитай отрывок из текста.
  4. Опиши автора, который стоит и подсматривает всю эту историю.
  5. Что в этом рассказе показалось тебе смешным, весёлым?

(116 слов)



© 2010-2022