- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Начальная школа XXI века
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Начальная школа XXI века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Устинова Е.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована МО учителей Утверждаю
начальных классов Директор МОУ «Первомайская СОШ»
протокол от _______ №______ _________________ М.А.Калинина
приказ от ______ № _____
Рабочая программа
по окружающему миру
Уровень общего образования: начальное
Срок реализации программы: 1 год
Класс: 2
Составитель: Устинова Елена Владимировна
учитель начальных классов
МОУ «Первомайская СОШ»
с. Первомайское, 2014
Пояснительная записка Рабочая программа предмета окружающий мир составлена на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и в соответствии с ФГОС НОО. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»:
- Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
- Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана - Граф, 2011./
Цель предмета - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей. Задачи предметьа:
- образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
- развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
- воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Ценностные ориентиры содержания курса окружающий мир
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Требования к уровню подготовки обучащихся
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: - составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. - называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; - оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; - различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения; - кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; - называть царства природы; - описывать признаки животного и растения как живого существа; - моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; - различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; - устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества; - описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; - сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: - «читать» информацию, представленную в виде схемы; - воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси; - ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры» - проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); - приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Перечень учебно-методического обеспечения:
Учебник: Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Рабочие тетради: Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Методическое пособие: Окружающий мир: 1-2 класс: методика обучения / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013. Окружающий мир: 1-4 класс: программа курса / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2011. Окружающий мир: 1 класс: электронный образовательный ресурс на CD к учебнику для 1 класса / Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Дидактические материалы:
-
иллюстрации;
-
плакаты;
-
набор картинок;
-
схемы;
-
дидактические игры;
-
видеофильмы;
-
тесты.
Оборудование:
-
Учебные столы.
-
Магнитная доска.
-
Мультимедийный проектор.
-
Компьютер.
-
Экран.
Список литературы:
- Алексеев С.П.Что такое, кто такой. - М.: Педагогика-пресс, 1996.
- Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. -М.: Дрофа, 1997.
- Береговой Г. Космос - землянам. - М.: Молодая гвардия, 1983.
- Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. - М.: Диадема - пресс, 2001.
- Зубков Б. Книжка про книжку. - М.: Малыш, 1998.
- Митяев А. Рассказы о русском флоте. - М.: Русская книга, 1994.
- Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства 9 19 вв. - М.: Современник. 1999.
- Чудакова Н.В. Я познаю мир. - М.: Аст, 2002.
- Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. - М.: Вече, 2001
- Эйдельман Н. Твой восемнадцатый век. - М.: Детская литература, 1996.
Содержание тем учебного курса
Название раздела
Кол - во часов
Содержание раздела
Универсальные учебные действия
Что окружает человека
1
Что такое окружающий мир.
Время: настоящее, прошлое, будущее
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое - настоящее - будущее
Кто ты такой
14
Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).
Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить.
Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание
Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.
Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность
Кто живёт рядом с тобой
6
Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье.
Правила поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия - твоя Родина
13
Наша Родина - Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край - частица Родины.
Труд россиян.
Города России.
Жизнь разных народов в нашей стране
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы - жители Земли
4
Солнечная «семья». Земля как планета жизни
Характеристика планет Солнечной системы
Природные сообщества
28
Сообщества.
Царства природы. Среда обитания.
Лес, луг, поле, сад и его обитатели.
Водные жители
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
Природа и человек
2
Человек - часть природы.
Правила поведения в природе
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
Экскурсии (в течение года)
В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы (в течение года)
Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ.
Календарно-тематическое планирование уроков
Дата по плану
Дата по факту
Название раздела, количество часов
№ урока
Тема урока
Виды учебной деятельности
Что тебя окружает? 3 часа
1
Окружающий нас мир.
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое - настоящее - будущее
2
Бывают ли на свете чудеса
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое - настоящее - будущее
3
Что тебя окружает? (урок-экскурсия)
Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.
Различение: прошлое - настоящее - будущее
Кто ты такой? 14 часов
4-5
Я. Ты, он, она… Все мы - люди
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
6-7
Наши помощники - органы чувств.
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
8-9
Поговорим о здоровье.
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
10-11
Режим дня.
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
12
Физическая культура
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
13
Закаляться может каждый
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
14
Почему нужно правильно питаться
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
15
Почему нужно быть осторожным
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
16
Можно ли изменить себя?
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
17
Кто ты такой?
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Кто живет рядом с тобой? 6 часов
18-19
Что такое семья?
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
20-21
О правилах поведения
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
22-23
Урок-проект «Моя семья»
Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное - отрицательное (добрый - жадный, справедливый - несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях
Россия - твоя Родина, 16 часов
24
Родина - что это значит
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
25-26
История рассказывает о прошлом
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
27-28
Москва - столица России
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
29-31
Города России
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
32-34
Родной край - частица Родины
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
35-36
Как трудятся россияне
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
37
Мы - граждане России
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
38-39
Россия - многонациональная страна
Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина».
Характеристика прав и обязанностей граждан России.
Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям
Мы - жители Земли, 6 часов
40-41
Твое первое знакомство со звездами
Характеристика планет Солнечной системы
42-45
В некотором царстве
Характеристика планет Солнечной системы
Природные сообщества, 18 часов
46
Среда обитания - что это такое:
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
47
Лес и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
48
Кустарники леса
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
49
Травянистые растения. Лесная аптека
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
50
Животные леса
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
51
Птицы - лесные обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
52
Пресмыкающиеся - лесные обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
53
Вода и водные жители. Что мы знаем о воде
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
54
Что такое река
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
55
Обитатели пресных вод
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
56
Водоплавающие жители водоёма
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
57
Растения пресных водоёмов
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
58
Обитатели соленых водоемов
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
59-60
Луг и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
61-62
Поле и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
63
Сад и его обитатели
Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы.
Работа со схемой «Царства природы».
Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества.
Различение: культурные - дикорастущие растения
Природа и человек, 5 часов
64-68
Человек - часть природы
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»
69-70
Контрольный урок
Моделирование ситуаций: человек и природа.
Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»