Интегрированный урок литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения (интегрированный), 3 класс.

ОС Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,

программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской Тема. Средства выразительности в произведениях искусства о зиме. Цели. Образовательные:

  • познакомить учащихся с произведениями литературы, живописи, музыки о зиме;
  • выявить в них основные средства выразительности, настроение.
Развивающие:
  • совершенствовать умения работать в разных позициях - читатель, теоретик, критик-оценщик;
  • способствовать развитию эстетического вкуса, формируя личное отношение к художественным произведениям.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию эстетически развитого читателя;

  • способствовать воспитанию личностных качеств характера, умение выражать личное мнение и культурно отстаивать свою позицию в дискуссиях.

Оборудование к уроку. Учебник «Литературное чтение», 3 класс, З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина; снежинки, компьютер, интерактивная доска, презентация «Smart Notebook», музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.

Ход урока.

  1. Организация урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я счастлива провести урок в вашем классе и буду рада нашему знакомству. Меня зовут Лидия Владимировна. Мои ожидания от нашего урока - доставить вам удовольствие от встречи с прекрасным. А ваши? (Ответы детей). 2. Введение в тему. Мотивация деятельности. - Ребята, у меня в руках маленькое чудо. Символ зимней красоты, загадочности. (Показываю снежинку). В этом году зима нам подарила удивительные дни: снежные, сказочно-прекрасные, полные задора и радостного наслаждения. А чем вас удивила сегодняшняя зима? Какое настроение подарила? (Обмен впечатлениями, настроением). - Очень приятно было услышать совершенно разные мнения. Многообразие впечатлений говорит о том, что это время года вам по душе. Давайте вместе с вами отправимся путешествовать в волшебный мир искусства и выясним, как разные авторы изображают зиму. (Слайд 1.) 3. Работа по теме урока «Зима в произведениях искусства и средства выразительности». 3.1. Работа с отрывком А.С.Пушкина «…Опрятней модного паркета…». а) - Сначала я приглашаю вас посетить Государство «Литература». (Слайд 2). - Здесь нас встречает величайший русский поэт, драматург, прозаик 19 века. Его называют гением русской литературы, а его произведения - эталоном русского языка. Послушайте отрывок автора из романа «Евгений Онегин». (Слайд 3). б) Читаю стихотворение «Опрятней модного паркета…», обмениваемся впечатлениями. -Понравился вам отрывок? Почему? в) Словарная работа. Как вы понимаете значение слов: лоно, брег и др.? г) Повторное чтение учащимися. - Какое настроение вызывает у рассказчика описываемое событие? (Радостное, любование, торжественное, праздничное). -Какую же зиму рисует А.С.Пушкин? Вычитывание из текста. -Какие языковые приемы использует автор для изображения картины зимы? (Эпитеты, метафоры, олицетворение). Подтверждение словами текста. д) Выразительное чтение стихотворения с учетом настроения, переданного в произведении. (На интерактивной доске делаем разметку для выразительного чтения - расстановка пауз, подчеркивание слов, на которые падает логическое ударение). (Слайд 4). Оценка работы учащихся, подведение итога. 3.2. Знакомство с картиной И.И.Шишкина «Зима». а) - Закройте глаза, ребята. Мы с вами перенесемся в очаровательный мир. Внимание! Открываем глаза. Нас встречает Королевство «Живопись». Здесь нас ждет встреча с произведением И.И.Шишкина. (Слайд 5). - И.И.Шишкин - великий живописец 19 века, который создал множество шедевров, показывая красоту русской природы. Он руководил пейзажной мастерской Академии художеств. б) Всмотритесь в его картину «Зима». (Слайд 6.) Скажите, какую зиму показывает художник? (Роскошная, снежная, таинственная). Что позволило ему так изобразить зиму? (Особые формы, краски, цвет). Какое настроение у вас вызвала эта картина? (Захотелось попасть туда, заглянуть в тайны леса, поваляться в снегу, отряхнуть снег с веток и искупаться в нем). Подведение итога. 3.3. Тема зимы в музыке. Произведение Г.В.Свиридова «Метель». - Сейчас мы перенесемся с вами в волшебное Царство «Музыка». (Слайд 7). Здесь мы встречаемся с Г.В. Свиридовым, который жил и работал в 20 веке, является обладателем высоких премий и наград. Он создал много удивительных произведений, которые передавали русский характер. Его произведения просты и понятны любому слушателю. - Давайте послушаем отрывок из произведения Г.В. Свиридова «Вальс. Метель» (Слайд 8) и попробуем представить картины, которые рисует автор средствами музыки. - Что представили? -Какую зиму рисует автор? - Что позволило ему так понятно, красиво изобразить зиму? (Особое сочетание звуков). 3.4. Обобщение по теме урока. -Давайте подведем итоги нашего путешествия, а поможет нам в этом таблица. (Слайд 9). Работа на интерактивной доске. - Какие виды искусства были представлены на нашем уроке? (Дети вставляют в таблицу слова: литература, живопись, музыка). - Как называют авторов в каждом из этих видов искусств? ( Вставляются слова: поэт, художник, композитор). - Какие средства используют авторы для создания своих произведений? (Вставляются слова в таблицу: слова, звуки, краски).

Виды искусства

Творцы

Средства выразительности

Литература

Поэт, писатель

Слово

Живопись

Художник

Краски

Музыка

Композитор

Звуки
4. Подведение итога урока. - Ребята, мне очень понравилось сотрудничать с вами на уроке. Что больше всего затронуло струны вашей души на нашем уроке? Я поняла вместе с вами, что любое из искусств с помощью своих выразительных средств позволяет простому человеку увидеть необыкновенное, удивительное в окружающем мире - стать прекраснее, прикасаясь к нему. 5. Домашнее задание. - Попробуйте и вы поработать в позиции автора, создайте свое произведение на эту тему к следующему уроку. 6. Завершение урока. - Давайте закончим наш урок необычно. Мы будем слушать произведение Г.В.Свиридова «Метель» и организуем оркестр. (Раздаю музыкальные инструменты, показываю как с ними обращаться; снежинки). У кого в руках снежинки будут изображать метель. Я буду дирижером, чтобы помочь вам быть исполнителями. Звучит музыка. (Слайд 10.) Аплодисменты. Спасибо за урок.


© 2010-2022