Статья Метод проектов как способ организации познавательной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов как способ организации

познавательной деятельности младших школьников


подготовила Старикова Светлана Ананьевна, учитель начальных классов МС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская СКШИ VIII вида»

Сейчас в сфере образования много говорится о федеральном государственном образовательном стандарте. В специальной (коррекционной) школе тоже разработаны Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ. Специфика разработки СФГОС определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания. Традиционное обучение в отечественной коррекционной школе является, по сути, достаточно консервативным, в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия новым реалиям. Не секрет, что младшие школьники специальной (коррекционной) школы имеют низкий показатель развития познавательной и коммуникативной активности. Уже на первой ступени у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, поэтому поиск путей решения проблемы развития познавательной и коммуникативной активности младших школьников, привел к процессу проектной деятельности. Хотя метод проектов и не нов, но и в наше время он снова становится востребованным, т.к. позволяет активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствует развитию навыков самостоятельной работы обучающихся. Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» являются отличительной особенностью проектной работы. Организуя проектную деятельность на уроке необходимо помнить, что: - проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт; - обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование). Внедрение в мою практику работы проектного метода начиналось с участия в обучающем 24-х часовом семинаре «Проектные технологии в условиях введения ФГОС», было выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов на тему «Метод проектов как способ организации познавательной деятельности младших школьников». Чаще других использую в своей работе творческие проекты. Мы знаем, что по количеству участников проекты могут быть индивидуальные и коллективные. Мои ребята выполняли индивидуальные творческие проекты: «Подарок маме», «Настенные часы». По мере возможности привлекаю к работе родителей. Например, работая над индивидуальным проектом «Настенные часы», родителями оказана большая помощь ребенку. Родители пошли на сотрудничество: самостоятельно была подобрана литература, собран иллюстративный материал, загадки по данной теме. Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, сотрудничество: учитель-ученик-родитель - дает очень хорошие результаты. Позволяет активизировать родителей, повышается их интерес к вопросам учебы ребенка и делам школы. Ребенок чувствует себя комфортнее в процессе работы, ему важна родительская поддержка. Работа над творческим проектом в моей деятельности принимает классический вид: введение, основная часть, заключение. Основную часть делим на несколько пунктов. 1. Раскрываем небольшой теоретический материал. Например, работая над проектом «Настенные часы», рассказывали о истории развития часов, а в проекте «Подарок маме» - о истории и видах плетения. 2. Проводим дизайн - анализ: что я могу, чему могу научиться, делаем выбор. 3. Составляем план организации по изготовлению проектируемого изделия. 4. Подбираем материалы и инструменты. 5. Оформляем последовательность выполнения проекта. 6. Рассчитываем экономическую оценку проекта. 7. Даем экологическую оценку. Ну, конечно, нельзя забывать о содержании, списке литературы, о приложении. В проекте СФГОС сказано: «В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции». Поэтому, следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной деятельности - на коллективную деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и научиться общаться. В моей практике есть коллективный проект «Грибная полянка». Этот проект по предметно-содержательной области стал межпредметным: на уроке живой мир мы рассматривали съедобные и несъедобные грибы. На уроках математики и русского языка выполняли задания, решали задачи, объединенные данной лексической темой. Прочитали рассказ В.Катаева «Грибы». Провели урок ИЗО по данной теме. Результатом нескольких уроков труда стал набор муляжей «Грибы», выполненный в технике папье-маше. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Важным положительным качеством метода проектов является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовать свои способности. Безусловно, для детей с нарушением интеллекта, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации. Во первых, проект должен быть ориентирован на психофизические возможности учащихся; во вторых, деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний обучающимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации их познавательной деятельности. Наш современник - психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришел к выводу: новые формы их содеятельности, сотворчества позволяют найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития в целом. Таким источником является совместная проектная деятельность. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и речь. Единая цель, совместные значимые для ребёнка мероприятия развивают коммуникативные и нравственные качества личности. Технология проектирования позволяет решать важные задачи речевого и психического развития школьника: - расширять знания детей об окружающем, пополняя тем самым словарный запас; - формировать личностные качества ребенка; - развить коммуникативные навыки. Работая над проектами в школе, мои дети выступают с ними на зональном уровне. Дважды приняли участие в проектно-исследовательской конференции «Наш край» среди С(К)ОУ VIII вида южного куста Персмкого края в городе Оса, номинация «Проект». В межрегиональном конкурсе проектов «Есть идея!» среди обучающихся С(К)ОУ VIII вида юга Пермского края и Удмуртии в номинации «Ручной труд» заняли 2 место. Таким образом, считаю, что проектирование - очень хороший инструмент для организации познавательной деятельности младших школьников: формируется функциональная грамотность личности, развиваются творческие способности ребёнка, совершенствуются такие качества, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка - умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Способность ребенка с ограниченными возможностями здоровья выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Заканчивая свое выступление, хочется обратиться к общей теме данной конференции «Содержание и организация проектной деятельности в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС». Мы, учителя коррекционных школ, будем работать в условиях введения СФГОС. Но, предмет стандартизации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в основе совпадает с общим стандартом образования, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.
Источники информации: 1. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Основные положения концепции/ Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С. - Москва, 2008 2. revolution.allbest.ru 3. logoportal.ru



© 2010-2022