Адаптация детей к школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Занятие по программе «Адаптация детей к школе» для учащихся начальной школы «Я - единственный на планете». Задачи: 1. Знакомство детей друг с другом . 2. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях. 3. Первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация». Ход занятия Дети заходят в кабинет, располагаются. «Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться по удобнее, чтобы ничего не мешало, сосредоточить свое внимание. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий. Цветок рос, машина ехала, птица летела мимо окна, на втором этаже двигали стул, на станцию прибыл поезд, над поселком пролетел самолет. И все это одновременно, но мы ничего этого не знаем, не слышим. Человек не может, конечно же, все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем-то одном». Дети с закрытыми глазами поочередно слушают звуки на улице, в кабинете, в коридоре; ощущения того, как одежда прикасается к телу, как растут на голове волосы. «Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в школу или по делам. И все это бегом, и заметить, остановиться, понюхать цветочек нет времени. А планета кружиться, птицы поют, цветы растут, солнце всходит… закройте глаза, представьте: над красивым черным космосом, между блестящими звездочками висит теплая круглобокая планета, она кружится, на ней живут люди, зверюшки бегают, прыгают, бабочки летают. И давайте присмотримся к планете внимательнее, еще внимательнее… откройте глазки. Вы заметили одну удивительную вещь? Нигде, нигде на планете больше нет ни одного вот такого мальчика, нет больше нигде вот такой замечательной красавицы, на всей планете одна вот такая разъединственная девочка, и, сколько ни присматривайся. Нет такого второго ребенка нигде». Тоже самое очень искренне говорится о каждом ребенке. В этом момент социальный педагог обращается к группе на «Ты». «Ты на свете один такой единственный, второго такого существа нет нигде, сколько бы мы ни искали» («Существо» произносится очень нежно, с восторгом, как слово «чудо»). «Давайте, наконец, познакомимся. Чтобы все видели друг дружку, сядем в кружок». Дети по кругу называют сначала имена всех уже представившихся, а затем свое имя. Психолог завершает круг, сначала называя по именам всех детей, а затем свое имя. «Замечательно, оказалось, что у всех вас есть прекрасные имена. Ну-ка, давайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы все одинаковые». Ведущий выдерживает выразительную паузу на слове «одинаковые», давая детям возможность прийти в себя и возмутиться. Когда они возмутились: «Мы разные», ведущий говорит: «Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши и т.д. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо. Вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с ведущим перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер. Внешность, привычки, мысли, внутренний мир. Внутренний мир выводится отдельно. «Что такое внутренний мир? То есть понятно, что такое внешний мир. Это природа, небо, солнце. А внутренний? На самом деле в нашем внутреннем мире тоже есть небо, солнце. И если на солнышко находят тучки - настроение портится, идет дождь - бегут слезки, светит солнышко - хорошее настроение, поем песенки. От того, какое у нас настроение, зависит почти все остальное. В плохом настроении проявляются те черты характера, которые, может быть, не проявляются в хорошем. У «внешности» в плохом настроении надуты губы, хмурый вид, все привычки отодвинуты в сторону, человек грустит, в мяч не гоняет, и все его раздражает. Как выглядит грустный человек? Брови у него нахмурены, губы надуты, голова опущена, плечи подняты. А как выглядит веселый человек? Прыгучесть повышенная, все встали, вот мы веселые, попрыгали, хочется обнять все небо, руки раскинули, вот устали. Как выглядит уставший человек? Уф, выдохнули, пополам согнулись, руки тяжелые, упали, все, лежим, отдыхаем. Что мы только что делали? А как мы это делили? Правильно, внутреннее состояние человека можно передать многими способами. С помощью жестов. Давайте все грустно помашем вслед рукой.… При этом наша грусть написана ну лице. Это наша мимика. Давайте мимикой покажем, какие мы сонные, хотим спать, глаза слипаются. Еще у нас есть голос, интонация. Давайте голосом покапризничаем: «Мама, не хочу вставать». Все приспособления - жесты, интонация, мимика - действуют вместе. И вообще, мы очень сложные и разные существа, несмотря на то, что нас у всех по два глаза, по две руки, по две ноги, по одному носу. Чтобы представить себе, кто мы такие, какие мы удивительные и уникальные, ни на кого не похожие, давайте мы дома, как только проснулись, только-только открыли глазки, не причесываясь, не умываясь, сразу же подбежим к зеркалу. Удивимся себе - кто же мы такие, какие мы интересные, ой какие у меня замечательные веснушки, какие реснички, ой какие у меня зубки. Вы посмотрите на себя в зеркало и расскажите потом мне, кого вы там увидите, что вам понравилось, что нет. А сегодня наше занятие заканчивается, до свидания!»

Библиография 1. Начальное образование: Психолого-педагогический практикум для студентов педагогических вузов: Учебное пособие/ И.А. Архипова, Г.И. Вергелес, В.С. Конева и др./Под. ред. Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеевой.- Изд. 2-ое, исп.и доп. - М.: Высшая школа, 2008.-230с. 2. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе.- 2-ое изд., исп.- М.: Генезис, 2003.-128с. 3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: издательство «Речь», 2005.-190с. 4. Белинская Е.В.Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.-125с.



© 2010-2022