- Преподавателю
- Начальные классы
- РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кустова О.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа №43
имени майора милиции А.Коврижных г. Липецка
РЕКОМЕНДОВАНА
кафедрой учителей
начальной школы
Протокол №
от « » ___________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ КШ №43
Имени майора милиции А.Коврижных
Г. Липецка
__________________/Г.Н.Астахова/
Приказ №___от « »________2014г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(наименование учебного предмета/курса)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составитель:
____________________________________,
учитель начальных классов
МБОУ Кадетской школы№43 г.Липецка
им. майора милиции А.Коврижных
Пояснительная записка
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом. Именно поэтому новый ФГОС выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования УУД и умения учиться в целом. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г.Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ими деятельностных способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики. Благодаря этом способ формирования метапредметных результатов ФГОС в образовательной системе приобретает целостность и завершенность.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ КШ №43, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по надпредметному курсу «Мир деятельности» Л.Г.Петерсон с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по надпредметному курсу «Мир деятельности». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю из расчета 35 рабочих недели). Срок реализации программы: один год. Изменений, внесённых в авторскую программу Л.Г.Петерсон нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ Формы организации образовательного процесса: Индивидуально-обособленная Фронтальная Коллективная Работа в парах Групповая
Методы: Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские) Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода). Технологии обучения: Личностно ориентированного образования Игровые Информационные Деятельностного метода
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
-
тестирование учащихся;
-
выполнение учащимися практической работы;
-
наблюдение педагога
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Мир деятельности», автор Л.Г.Петерсон. Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
- Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом.
- Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция
- Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией
- Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения
В дидактической системе выделяется четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания. Организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия.
- Уроки рефлексии. Учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
- Уроки построения системы знаний. Посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
- Уроки развивающего контроля. Осуществляется контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Организационно-рефлексивная линия
10
2
Коммуникативная линия
4
3
Познавательная линия
4
4
Ценностная линия
4
5
Обобщение и систематизация знаний
4
6
Диагностика
2
7
Резерв
7
Итого
35 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ
- КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ
- - 2.4
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
- - 3.2
- ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ
- - 4.4
- ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- ДИАГНОСТИКА
- РЕЗЕРВ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результаты изучения курса Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
УМЕТЬ:
- различать знания и умения;
- грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших трудностей;
- воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения;
- формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения;
- определять средства для открытия нового знания;
- фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон;
- выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки;
- осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
ЗНАТЬ:
- 12 шагов учебной деятельности. Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности;
- два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня) уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности;
- алгоритм исправления ошибок, уметь его применять;
- простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой, жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения;
- правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
- правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения;
- алгоритм анализа, уметь его применять;
- и принять на личностном уровне качества целеустремленности и самостоятельности
ПРИНИМАТЬ:
- каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии и способы оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки в рамках данного курса является формирование положительной познавательной мотивации учащихся. Поэтому обязательным является выполнение перечисленных следующих требований:
- оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены;
- основным критерием оценки является учебный труд ученика, вложенные им усилия и положительная динамика результатов относительно себя.
- Качества личности детей не оцениваются, по результатам соответствующих тестов и анкет оценки не выставляются;
- основной акцент в системе оценивания должен быть сделан на самооценке детьми своих достижений: ежедневно по изучаемой теме с помощью «Копили достижений» и один раз в неделю на основании полученных результатов - на «Лесенке успеха» в учебном пособии.
Рекомендуется использовать не количественные, а качественные оценки.(«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!») Текущий контроль осуществляется в течение всего года. Результатом контроля должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности. Фиксация итоговой оценки может быть различной, однако важно, чтобы отметки были позитивными. Можно использовать отметки «зачет», «хорошо», «отлично».
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для учащихся:
- «Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред.Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2014
-
«Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2014
-
Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2014
-
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2014
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Содержание
Кол-во часов
Сроки проведения
Примечание
план
факт
1
Ценности нашей жизни. Знание.
1
05.09
2
Урок диагностики № 1
1
12.09
3
Домашнее задание делаю самостоятельно
1
19.09
4
Подробный образец
1
26.09
5
Как исправить свою ошибку
1
03.10
6
Настроение - мой помощник в учебе
1
10.10
7
Я ученик: что я уже знаю и умею
1
17.10
8,9
Резерв
2
24.10
31.10
10
Учусь называть свои затруднения
1
14.11
11
Как построить новое знание?
1
21.11
12
Я - автор, я- понимающий
1
28.11
13
Учимся дружно. Я - автор, я - понимающий
1
05.12
14
Учимся дружно. Слушаю и слышу
1
12.12
15
Я ученик: что я уже знаю и умею
1
19.12
16,17
Резерв
2
26.12
18
Ставлю цель
1
16.01
19
Ключи к новым знаниям
1
23.01
20
Результат открытия нового знания. Эталон.
1
30.01
21
Личностные качества: целеустремленность
1
06.02
22
Я знаю. Я умею.
1
13.02
23
Как выяснить, что я не умею
1
20.02
24
Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов
1
27.02
25
Я ученик: что я уже знаю и умею
1
06.03
26,27
Резерв
2
13.03
20.03
28
Личностные качества: самостоятельность
1
03.04
29
Урок диагностики №2
1
10.04
30
Учусь анализировать
1
17.04
31
Мы разные - и в этом наша сила. (Гостиная для родителей)
1
24.04
32, 33
Я ученик: что я уже знаю и умею
2
08.05
15.05
34, 35
Резерв
2
21.05
28.05
10
Г.Липецк
2014- 2015 уч.г.