Урок окружающего мира 3 класс. Тема урока: «Мышцы» (раздел «Человек»)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок окружающего мира 3 класс Учитель: Шапочко Надежда Александровна Тема урока: «Мышцы» (раздел «Человек») Задачи урока:
  1. Знакомство с работой мышц, убеждение в необходимости укрепления мышц.
  2. Мышцы и здоровье. Гигиена мышц. Здоровьесберегающая экология.
  3. Значение физии ческой культуры и труда для укрепления мышц.

Оборудование:
  1. Презентация к уроку.
  2. Сантиметровая лента на каждой парте.
  3. Перфокарты на каждого ученика.
  4. Учебник, рабочая тетрадь.


Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд №1)
- Сегодня на уроке мы познакомимся ….. А это пока останется тайной. По ходу урока вы сами скажете тему урока.
  1. Повторение пройденного. Работа с перфокартой. (слайд №2)
- Перед вами перфокарта. Вам нужно за каждый правильный ответ поставить знак «+». Всего 6 вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то в «окошечках» появится цифра. Начнём с последнего… (смотреть слайд №2, 3 и 4) - Проверка. У вас появилась цифра «четыре» (слайд №5)
  1. Изучение новой темы.
1) Введение в тему. 2) Практическая работа №1. (слайд №6) 1. Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей? (мягкие ткани - мышцы) Как называется тема урока? Правильно, «Мышцы». 2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните правую руку. Что вы при этом ощущаете? (происходит сокращение мышц) - Мышцы приводят в движение кости тела. С помощью костей и мышц выполняются все движения человека. Поэтому они являются органами движения и образуют опорно-двигательную систему. - Мышцы отличаются друг от друга размером, формой, массой и силой. (слайд №7)
3) «А знаете ли вы?» (слайд №8) - А сейчас про интересные факты расскажет ваша одноклассница: А знаете ли вы, что:
  • что в теле человека более 600 мышц;
  • что мышцы могут составлять 40% от веса тела;
  • что на лице работают более 40 мышц - это они позволяют нам гримасничать и придавать лицу различные выражения;
  • что смех сопровождается движением почти 20 лицевых мышц;
  • что сердце - это особая мышца, которая сокращается помимо наших желаний. (слайд №9)

4) Работа с учебником. (слайд №10) - Откройте учебники на странице 19 и прочитайте первый и второй абзацы. - С какими свойствами мышц вы познакомились? ( способность сокращаться и расслабляться) При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении - длиннее и тоньше. (слайд №11)
5) Практическая работа №2. (слайд №12)
  1. Сантиметровой лентой измерь обхват руки выше локтя у соседа, а он пусть измерит у тебя. Результаты запишите в рабочей тетради (стр. 5).
  2. Сильно согните руку в локте и снова измерьте друг у друга обхват руки в том же месте. Результаты запишите (стр. 5).
  3. Сравните результаты, полученные при первом и втором измерениях. Объясните разницу в этих результатах.
Вывод: «При сокращении мышцы становятся короче и толще, а при расслаблении - длиннее и тоньше». (слайд №13, 14)
6) Физминутка. (слайд №15) Движение - это здоровье, Движение - это жизнь. Не ленись - подтянись, Руки набок, ноги врозь, Три наклона вниз, На четвертый поднимись. Раз - направо, два - налево, Приседанья каждый день Прогоняют сон и лень.
7) Вариативная часть. Работа с учебником «Как работают мышцы» (слайд №16) - Больше всего движений мы выполняем руками и ногами. Как происходят эти движения? А познакомят нас с этими движениями ребята нашего класса.

1 ученик: « Мышца с помощью сухожилий одним концом прикрепляется к одной кости, а другим концом - к другой. Когда мышца сокращается, она тянет к себе кость, к которой прикреплена. При расслаблении этой мышцы кость возвращается в первоначальное положение. Попеременные сокращения и расслабления мышц приводят в движение те или иные кости».

2 ученик: « В выполнении одного, даже самого простого, движения участвуют сразу несколько мышц. Так сокращение мышц, расположенных на передней стороне руки выше локтя (бицепса), вызывает сгибание руки в локте. Это мышцы - сгибатели».

3 ученик: « Одновременно с сокращением этих мышц происходит расслабление мышцы, расположенной на задней стороне руки (трицепса). При сокращении этой мышцы рука разгибается в локте и выпрямляется. Эти мышцы - разгибатели. Первая группа мышц при этом, наоборот, расслабляется».
8) «Как укрепить мышцы». Практическая работа №3. (слайд № 17)

  1. Вытяни руки вперёд и подержи их некоторое время в этом положении. Что ты ощущаешь при этом? Сколько времени ты можешь держать руки в таком положении?
  2. Сделай 10 приседаний подряд. Одинаковы ли твои ощущения после выполнения первого и последнего приседания. Объясни ответ.

9) Работа с учебником (слайд №18) - Прочитайте текст на странице 21. - Почему от однообразной работы мышцы быстро устают? (работают одни и те же мышцы) - При каких условиях мышцы сохраняют свою работоспособность долгое время? (если будут работать то одни, то другие мышцы - по очереди) - Что нам помогает укрепить мышцы? (спорт, физический труд)
10) Журнал «Если хочешь быть здоров». (слайд №19) - Послушайте ещё одно выступление. Ни мороз мне не страшен, ни жара Удивляются даже доктора, Почему я не болею, Почему я здоровее Всех ребят из нашего двора. Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водою из-под крана Обливаюсь я каждый день. - Что же нужно делать каждый день? (закаляться - обливаться водой) (слайд №20) Какие существуют способы закаливания? (слайд №21, 22)
  • Обтирание
  • Обливание
  • Воздушные ванны
  • Солнечные ванны
  • Купание в открытых водоёмах
  • Босохождение
  • Моржевание
- Послушайте стихотворение Жамбыл Жабаева. Богатство не в золоте, добытом кровью, Богатство и сила народа - здоровье. Здоровье народа дороже всего. Богатства земли не заменят его. Здоровье не купит никто, не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз. (слайд №23) - Объясните пословицу: «Здоровый нищий счастливее больного короля» (слайд №24)
11) Закрепление пройденного. Кроссворд «Части тела» (слайд № 25) - В выделенной колонке у вас должно получится слово по нашей теме.
12) Итог урока (слайд №26)
  • Как называется ткань, покрывающая скелет человека?
  • С какими свойствами мышц мы познакомились?
  • Зачем нужно укреплять мышцы?
Хотелось бы закончить урок нашим девизом: «В здоровом теле - здоровый дух». Урок окончен. Большое спасибо за работу.

3

© 2010-2022