- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения на тему «Звук ш. Буква ш»
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения на тему «Звук ш. Буква ш»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Ю.А. |
Дата | 09.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Звук [ш], буква ш. Цель: Изучить новый звук и новую букву. Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новым звуком и новой буквой; научатся читать слова и предложения с новой буквой; выполнять мыслительные операции анализа, синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог. Оборудование: учителю: презентация PowerPoint (поэтапный алгоритм написания буквы ш), электронный букварь;
учащимся: пропись, тетрадь к букварю, букварь.
№
Этапы урока,
время проведения
Деятельность учителя и учащихся
УУД
1.
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
2 мин
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Коммуникативные УУД
Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им;
Оформлять свои мысли в устной форме.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем -
Ни минутки не теряем. - Чтобы наш урок нам понравился, что для этого нужно? (Внимательно слушать, активно работать.) - Желаю удачи!
2.
Актуализация знаний, постановка темы, цели и задач урока.
8 мин
Цели:
- организовать актуализацию изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»;
- установить тематические рамки;
- организовать совместную постановку цели урока;
- организовать совместную постановку задач урока и определить порядок их выполнения (план урока).
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.
Электронный учебник,
Буквари (стр.22)
Тема урока на доске
Цель урока на доске
Задачи урока на доске
- Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие по Планете знаний. - Ребята, что помогает нам не сбиться с пути? (Маршрутный лист) - Какой раздел букваря мы сейчас изучаем? («Алфавитинск») - С чем мы знакомимся в этом разделе? (С звуками и буквами) - Какие звуки и буквы «живут» в первом доме? (Гласные) - Какие из них мы уже изучили? (А, о, у, ы, э, и) - Какие звуки и буквы «живут» во втором доме? (Звонкие согласные: л, р, й, м, н) - Какие звуки и буквы «живут» в третьем доме? (Парные согласные) - Какие из них мы уже изучили? ([б-п], [б`-п`], [в-ф], [в`-ф`], [г-к], [г`-к`], [д-т], [д`-т`]) - С какой парой звуков мы начали знакомство на прошлом уроке? ([ж-ш]) - С каким звуком из этой пары познакомились? ([ж]) - Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «же»)
- Помогите мне определить тему сегодняшнего урока. (Тема урока: «Звук [ш]. Буква ш)
- Какую цель ставим на урок? (Изучить новый звук и новую букву)
- Определим задачи урока и наметим план действий:
1. Познакомимся с новым звуком.
2. Познакомимся с новой печатной буквой.
3. Научимся читать слова и предложения с этой буквой.
4. Научимся писать строчную букву ш.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
3.
Первичное усвоение новых знаний
20 мин
Цель:
- реализовать поставленные задачи в соответствии с планом.
Коммуникативные УУД
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.
- Решим первую задачу урока. Познакомимся с новым звуком.
- Что значит, познакомится с новым звуком? (Научиться правильно произносить звук, слышать его в словах, давать его характеристику)
- Произнесем вместе звук [ш].
- Какие звуки из окружающего нас мира он напоминает? (Шипение змеи, шипение гуся, шум морской волны, шум чайника, шум деревьев, шум осенних листьев под ногами, шум масла на сковородке)
- Откройте учебник на стр. 67. Что изображено вверху страницы? (Шапокляк, шахматы, шлем)
- Назовите первый звук в этих словах. (Звук [ш])
- Подберите слова, в которых этот звук стоит в середине, в конце слова.
- Произнесите про себя свою фамилию. Встаньте, если в вашей фамилии есть звук [ш]. (Асташин, Кондрашкин, Шмакова)
- В твоей фамилии звук [ш] встречается в начале, в середине или в конце слова?
- Еще раз произнесем звук [ш]. - Дайте характеристику звука по плану. (Согласный, т.к. встречает препятствие при произнесении; всегда твердый; глухой, т.к. произносится без голоса, голосовые связки не вибрируют; шипящий) - Что еще мы можем сказать про звук [ш]? (Он парный, шипящий, т.к. слышится шипение) - Мы выполнили первый пункт плана? (Да)
- Какую задачу мы решили? (Познакомились с новым звуком)
- Выполним вторую задачу урока и познакомимся с новой буквой.
- Что значит, познакомится с новой буквой? (Узнать, как выглядит печатная буква «ша», научиться писать письменную строчную букву «ша») - Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш] на письме? (Буква «ша») - Где мы можем увидеть, как выглядит печатная буква «ша»? (В букваре) - Посмотрите на заглавную и строчную буквы «ша». Сравните их. (Буквы одинаковые. Отличаются только размером) - На что похожи печатные буквы ша? (На расческу, на вилы) - Из чего мы сейчас можем смоделировать эту букву? (Из карандашей) - Выложите букву «ша» из карандашей у себя на парте. - Мы выполнили второй пункт плана? (Да) - Какую задачу мы решили? (Познакомились с новой печатной буквой) - Вспомните и назовите цель нашего урока. (Изучить новый звук и новую букву)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1 мин
Первоклашки дружно встали,
И зверятами вдруг стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Потихонечку, как мышки
Дружно сели все за книжки.
Демонстрация
- Выполним третью задачу урока и научимся читать слова и предложения с буквой «ша».
- Прочитаем вместе первый столбик. Что мы прочитали? (Названия согласных букв - эр, тэ, эф, ша)
- Что общего у этих букв? (Они согласные)
- Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. ([р-р`], [т-т`], [ф-ф`], [ш])
- Назовите лишнюю букву («эр», т.к. обозначает непарный согласный) -Второй столбик вслух читают дети первого ряда, остальные про себя. Что общего в этих словах? (Одинаковая часть (корень) «шум». Это родственные слова)
- Что такое родственные слова? (Это слова, которые близки по смыслу и у них общий корень.) - Какие слова в этом столбике отвечают на вопрос что? (Что? - шум, что? -шумок) - Как вы думаете, на какой вопрос отвечает слово «шумит»? - Это слово отвечает на вопрос «что делает?». Оно обозначает действие предмета. Составьте предложение с этим словом. (Дождь шумит) - Третий столбик вслух читают дети второго ряда. Остальные про себя. Что общего в этих словах? (Одинаковая часть «шут». Это родственные слова) - Какие слова в этом столбике отвечают на вопрос что? (Что? - шутка) - Какие слова в этом столбике отвечают на вопрос кто? (Кто? - шут, кто? -шутник) - В этом столбике встретилось слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»? (Слово «шутит») - Четвертый столбик вслух читают дети третьего ряда. Остальные про себя. Что общего в этих словах? (Одинаковая часть «шал». Это родственные слова) -Какие слова в этом столбике отвечают на вопрос что? (Что? - шалости) - Какие слова в этом столбике отвечают на вопрос кто? (Кто? - шалун, кто? - шалуны) - В этом столбике встретилось слово, которое отвечает на вопрос «что делает?»? (Слово «шалит»). Составьте предложение с этим словом.
- Последний столбик читаем работая в паре. Читаем друг другу по очереди. Договоритесь, кто будет читать первым. - На какой вопрос отвечают эти слова? («Что делают?») - Какое следующее задание приготовил нам Букварь? (Чтение скороговорок) - Что такое «скороговорка»? (Это короткая фраза, которая помогает научиться четко и правильно говорить) - Прочитайте скороговорки про себя. Какой звук встречается в этих скороговорках чаще всего? (Звук [ш]) - Кто хочет прочитать вслух громко и четко? На каком уровне ты оцениваешь свое умение читать скороговорку? Слушаем. Согласны? - Мы выполнили третий пункт плана? (Да)
- Какую задачу мы решили? (Научились читать слоги, слова и предложения с буквой «ша»).
- Выполним последнюю задачу урока и научимся писать строчную букву «ша».
- Откройте прописи на стр. 26. Найдите строчную букву «ша» в рамочке. Похожа она на печатную букву «ша»? (Да)
- На какую письменную букву она похожа? (На букву «и»)
- Сколько раз в ней встретился один и тот же элемент? (Три раза)
- Ставлю точку на верхней линии рабочей строки. Пишу вниз прямую наклонную. Качалочка. Крючок. Пишу секрет.
- Один раз обводим. Три раза дописываем. Три раза пишем самостоятельно. Обведите самую «красивую» букву.
- Пишем слоги. Нижнее соединение.
4.
Первичное закрепление
5 мин
Цель:
- организовать усвоение учениками нового материала;
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать взаимопроверку по эталону.
Регулятивные УУД
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Регулятивные УУД
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Откройте рабочие тетради на стр. 32. Прочитайте задание №4. Что нарисовано? - Какое умение будем оценивать? (Умение выделять звук [ш] в словах) - Поставьте прогностическую самооценку синим карандашом. Выполните задание самостоятельно. Поменяйтесь тетрадями. - Выполняем задание на интерактивной доске. Как ты оценил себя в рабочей тетради? Согласны? Оцените своего партнера зеленым карандашом.
5.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
2 мин
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию.
Регулятивные УУД
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Соотносить цель и результаты своей учебной деятельности.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
1. Подведение итогов.
- Какую цель ставили на урок? (ответы)
- Какие задачи ставили, чтобы добиться цели?
- Решили задачи?
- Достигли цели?
2. Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей: зелёный (я очень хорошо работал на уроке), красный (я хорошо работал на уроке, но были ошибки), желтый (я плохо работал на уроке, не смог выполнить ни одного задания).