- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку на тему Сложные слова для 3 класса
Разработка урока по русскому языку на тему Сложные слова для 3 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шустова Е.В. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 3 класс. Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
- развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
- Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- устанавливать аналогии;
- решать языковые задачи моделированием;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
- формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
- создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
- выведение алгоритма действий;
- формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала. Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа) Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий. Оборудование:
- учебник «Русский язык», часть 1, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Самара: Издательство «учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2012.
- рабочая тетрадь на печатной основе «Русский язык» 3 класс, часть 1, Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Самара: Издательство «учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»- 2012.
- рабочая тетрадь;
- карточки с заданиями для групповой работы;
- ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока:
-
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Мотивация деятельностиЦель: включение обучающихся в учебную деятельность
Слайд 2 - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!
Приветствие учителя.
II.Актуализация знаний. Постановка темы урока.Цель: осознание потребности к новым действиям
Слайд 3
На доске слова:
мышь мышь мыши мышкамышью мышонок
мышеловка
мышиный
мышковать
- Что вы можете сказать о словах первого столбика?
- Докажите.
- Что можете сказать о словах второго столбика?
- Докажите.
- Что такое корень?
- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь
- Что заметили?
- Почему?
- Зачем пишем «Ь»?
- Назовите все шипящие звуки русского языка.
- Что можете сказать о звуках [ч'], [щ']?
- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?
- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?
- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?
- Почему?
- Как называются слова, имеющие 2 корня?
Вы догадались, какая тема урока?
- Это разные формы одного и того же слова. - Отличаются только окончанием. - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение. - Корень - это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Мышь [м ы ш] - 4 буквы , 3 звука - Звуков меньше, чем букв. - Мягкий знак звука не обозначает? -Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце. - [ж], [ш], [ч'], [щ']. - Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.
- е, ё, и, я, ю
- [ж], [ш] [ц] - они всегда твёрдые.
- Мышеловка. - Имеет два корня (мыш- и -лов-)- - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».- «Сложные слова». (Слайд 3)
III. Выявление места и причины затруднения.Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы
- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?
- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?
- Что такое соединительная гласная?
- Почему возникла трудность?
- Кто написал с буквой «о»?
- Кто написал с буквой «и»?
- Кто написал с буквой «е»?
- Кто написал с буквой «ы»?
- Кто написал с другой буквой?
- Почему выбрали именно эту букву?
-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?
- Почему? В чём проблема возникла?
- Какую задачу мы должны с вами решить?
Слайд 5
Дети записывают слово «птиц?ферма».
- В написании соединительной гласной.
- Это буква, соединяющая два корня сложного слова.
- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).
Дети поднимают руки.
- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».
- Нет.
- Не знаем правила написания соединительных гласных.
- Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)
- Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)
- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.
- Какие правила мы обязаны соблюдать?
(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)
Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.
- Не перебивать друг друга.
- Выслушивать мнение каждого члена группы.
- Принимать общее решение.
V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах.
Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму.
(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)
- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы - наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.
После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6)
- Какой вывод вы сделали?
(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).
- Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7)
А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8)
- Почему?
- Молодцы! А помнить всегда это правило
вам поможет стихотворение - «запоминалка»:
(Слайд 9)
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после твёрдых пишется «О» -
Не перепутает буквы никто!Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
- Прочитай (произнеси) слово.
- Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.
-
Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.
-
Сделай вывод:
- соединительная буква «е» пишется:
1) после…
2) …
3) …
- соединительная буква «о» пишется после…
После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.
Вывод детей:
- соединительная буква «е» пишется
1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);
2) после шипящих (пешеход, пищевод);
3) после «ц» (овцебык);
- соединительная буква «о» пишется:
после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).
- Соединительную гласную «е».
- После «ц» в сложных словах пишется «е».
Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).
1. Работа у доски.
2. Работа в парах
3. Самопроверка.
- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:
- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.
(Слайд 10)
- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота - Молодцы! (Появляется картинка с изображением землеройки.)
(Слайд 11) Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке.
- Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)
(Слайд 12)
Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).
- Верно! (Появляется картинка.)
- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.
(Слайд 13)
Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.
(Слайд 14)
Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.
(Слайд 15) Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.
- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:
(Слайд 16)
утконос
меченосец
носорог
(Описание животного читает вслух кто-то из детей.) - Землеройка! Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях. Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и -рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой. Первый корень оканчивается на [л'], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни, подчеркиваю орфограмму: землеройка.
(Читает ученик.) - Броненосец!( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.)
(Читает ученик.)
- Мухоловка!
(Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.)
(Меченосец.)
(Носорог.)
VII. Включение в систему знаний.
Цель: выполнение задания на новый способ действия.
А сейчас выполните самостоятельно упражнение 150 на с. 81 учебника, прочитайте слова, девочки выпишут сложные слова с соединительной буквой «о», мальчики выпишут сложные слова с соединительной буквой «е».
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.
(Слайд 17)
- Дети, а сейчас закончите предложения:
Сегодня на уроке
я узнал…
я научился…
я затруднялся…
я открыл для себя …
мне показалось важным…
- Вспомните, чего желала я вам в начале урока?
- Как вы считаете: вы плодотворно поработали?
- Вы ничего не заметили?
- Какое?
- Молодцы!
(Слайд 18)
- Я бы хотела закончить наш урок такими словами:
(Слайд 19)
Учите русский - годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда - в нём самом!
- Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость!
Спасибо за урок!
(Дети оценивают свою работу на уроке)
- Плодотворной работы.
- Да.
В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово.
- Плодотворной.
IХ. Домашнее задание.
- Ребята, дома выполните упр. 151 на с.82 выучить правило.
(Учитель раздаёт стихи-запоминалки).