Классный час Что такое хорошо и что такое плохо

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД)









Номинация: «Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях»

Название работы: классный час «Что такое хорошо и что такое плохо»

(Урок - размышление для учащихся начальной школы)

Автор: Аликина Наталья Ивановна

Учитель начальных классов

Место выполнения: МБОУ «СОШ №10» с.Новопокровка

Тема: « Что такое хорошо и что такое плохо».

Цели: Формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать развитие речи, навыки чтения; максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребенка.

Задачи: создать условия для обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка, развития его положительных самоощущений, коммуникативной,познавательной активной деятельности стимулирования ; развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его инициативности, любознательности и индивидуальности (индивидуальных познавательных процессов, творческих способностей, интересов, стиля познания, поведения, темпа деятельности в ситуации выбора); воспитательные : воспитывать потребность учащихся в обогащении нравственными, культурными ценностями.

Методическое оснащение: Стол накрыт скатертью, на столе самовар, расставлены чайная посуда, блюда с пирогами. На доске плакаты с пословицами; слова:

«Всегда светить,

Везде светить,

Учиться человеком быть»

Плакат-книга « Что такое хорошо и что такое плохо»; Конверты с заданием для групповой деятельности; Листы с деревом для творческой работы; Листы с текстом «Притча о старике»; Ряд слов - ассоциаций к понятию «добро», «зло»; Выставка книг; Музыкальное сопровождение.

Тип урока: Личностно ориентированный урок - размышление для учащихся начальной школы.

Ход урока:

1 Организационный момент. Встреча гостей.

( Девочка в русском костюме поет песню «Самовар».)

УЧИТЕЛЬ: Я рада видеть каждого из вас!

И пусть холодом ноябрь в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок: урок - размышление. На этом уроке мы как настоящие ученые будем проводить различные исследования над смысловыми понятиями и значениями слов и выражений. Приготовьтесь думать и размышлять.

2 Мотивация

Учитель читает или рассказывает притчу:

На одном острове обитала необычная жительница - Дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью. - Роскошь, - обратилась к ней Дружба. - Возьми меня с собой, пожалуйста. - Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места! Тогда Дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова: - Возьми меня в лодку, прошу тебя! - Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, - ответила Печаль и уплыла. Тогда Дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило Дружбы. Лишь один Старец взял Дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая, насколько Дружба обязана ему, она крикнула: « Скажи, кто ты?» И услышала ответ Мудреца: « Это было Время». - « Время? Но зачем оно помогало мне?» - «Потому что только время может оценить, насколько крепка дружба».

УЧИТЕЛЬ: - Что можно сказать об услышанном?

ДЕТИ: - Мне понравилась притча. - Вывод мудреца правильный.

УЧИТЕЛЬ: - А вы согласны, что дружба проверяется временем?

ДЕТИ: - Да, если дружба крепкая, она не пройдет с годами.

УЧИТЕЛЬ: - Кто по - вашему мнению поступил плохо и почему? А кто хорошо? Докажи.

ДЕТИ: - Роскошь, которая заботилась о накопленном добре. Печаль, которая хотела быть в одиночестве. Счастье - поглощено только собою и ничего вокруг не заметило. Мудрец, значит мудрый. Он поступил хорошо, спас Дружбу.

3 Актуализация субъектного опыта учащихся через групповую работу аудилов, визуалов, кинестетиков.

( Учитель открывает запись на доске: Что такое хорошо и что такое плохо).

УЧИТЕЛЬ: - Какие ассоциации возникают у вас при словах «хорошо», «плохо»? У каждой группы в конверте задание. Обсудите его совместно, пожалуйста, и будьте готовы через некоторое время озвучить свой ответ.

1 ряд. Задание для группы визуалов:

Какой из предложенных цветов ассоциируется у вас со словом «хорошо» или «добро»? Поместите его на цветовую палитру. Объясните свой выбор.(10 образцов цветной бумаги, лист-фон).

2 ряд. Задание для группы аудилов:

С какими словами у вас ассоциируются слова «добро» и «зло». Запишите их.

3 ряд. Задание для группы кинестетиков:

Из предложенных образцов ткани выберете те, которые ассоциируются у вас со словом «добро». Объясните свой выбор. (Образцы ткани)

( Идет проверка групповой работы. Заслушиваются ответы детей. На доску помещают цветовую палитру, образцы ткани, ассоциативный ряд слов)

4 Погружение в тему урока.

УЧИТЕЛЬ: - Так представляете себе «хорошо» и «плохо» вы. А интересно вам узнать, как дается значение этих слов в словаре? Тогда слушайте.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «плохой» определяется как лишенный положительных качеств; не удовлетворяющий требованиям поведения, морали.

А «хороший» определяется как вполне положительный по своим качествам, такой как следует хороший характер; вполне достойный, приличный. Хорошее общество; исполненный дружеских чувств, близкий хороший приятель.

Хороший, значит добрый. И слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

5 Сообщения цели урока.

УЧИТЕЛЬ: - Сегодня на уроке вы тоже будете стремиться (читают с доски хором слова: «Всегда светить, везде светить, учиться человеком быть»)

- Приготовьтесь к серьезному разговору.

УЧИТЕЛЬ: Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

- Всем известны эти строчки В.Маяковского, но все ли могут ответить на этот вопрос? Что такое «добро» и что такое «зло».

Мы писали сочинения, отражали эту тему в поэтических тетрадях. Вот и поразмышляем… Приглашаю всех к разговору. Пожалуйста…

ДЕТИ: - Человека, поступающего хорошо, зовут хорошим, добрым и наоборот.

УЧИТЕЛЬ:- Да, многие наверняка слышали такое выражение: «Поговорил, что родниковой воды испил». Как это понимать?

ДЕТИ: Становится радостно на душе, весело, легко, спокойно при разговоре с человеком, значит это человек добрый. А иногда, хоть человек внешне красив, становится плохо, как - будто прикоснулся к чему-то грязному, неприятному, липкому, значит этот человек злой, плохой.

УЧИТЕЛЬ: - Хорошо или плохо, когда человек задумывается, что он несет людям - мир, радость, тепло или от него веет холодом и злобой?

ДЕТИ: Хорошо, конечно.

УЧИТЕЛЬ: - А теперь поиграем в игру «Не перепутай». Посовещайтесь, разделите карточки со словами на две группы.

(На доску помещают ассоциативный ряд слов)

ДОБРО - нежность, забота, внимание, ласка и т.д.

ЗЛО - зависть, предательство, жадность, лож и т.д.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

УЧИТЕЛЬ: А как вы думаете, какому человеку легче живется и почему?

ДЕТИ: Злой человек плохо ест, беспокойно спит, он часто злится, завидует кому-то, обижается, он может заболеть и даже умереть, например от жадности.

УЧИТЕЛЬ: А почему так говорят: «Добро порождает добро, а зло порождает зло» вы узнаете, когда прочитаете притчу о старике.

( У каждого на парте отпечатанный текст на листе. Дети самостоятельно читают притчу, делают вывод)

« Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

УЧИТЕЛЬ: А еще в сказках говорят, что добро побеждает зло. Так ли это? Попробуйте доказать.

1.Дети читают собственное сочинение на тему «Добро и зло».

2.Стихотворение «Бревно»: Лежало на пути бревно

Мешало путникам оно.

Один сказал: «Нехорошо»,

Сказал и знай себе пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал.

Он с виду был и хил и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

3.Пословицы поговорки на тему:

« Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной».

« Не одежда красит человека, а его добрые дела».

УЧИТЕЛЬ: - Да, человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла « и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Проверим ваши предположения опытным путем. В одном стакане СЛАДКАЯ вода, а в другом ГОРЬКАЯ. Каждый стакан изливает то, что содержит. А теперь перельем воду из одного стакана в другой и опять разольем в два стакана. Будет ли теперь стакан со сладкой водой изливать только сладость, а стакан с горькой водой изливать только горечь? Делаем вывод: в одном человеке не может уживаться добро и зло, как не может быть одновременно в одном стакане сладкая и горькая вода.

УЧИТЕЛЬ: - Можно ли судить о человеке по его внешности?

Яблоко - румяное, красивое, но твердое и гнилое внутри.

Ваза - чистая до блеска, но грязная внутри.

ИТОГ.

Мне хочется вам всем сказать:

Умейте дружбой дорожить,

Умейте искренне играть

И без предательства дружить

Желаю вам не расставаться,

А только обретать друзей,

Желаю чаще улыбаться

И с радостью встречать гостей.

«Деревья держатся корнями, а человек - друзьями»

«Братская любовь крепче каменной»

«Человек без друзей, что дерево без корней»

«Лучше худой мир, чем добрая ссора»

«Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе»

УЧИТЕЛЬ: «Старый друг лучше новых двух»,

«Дружбой надо дорожить» Потому что…

(Ответом на этот вопрос будет песня)

Исполняется песня « Если с другом вышел в путь»

УЧИТЕЛЬ: Замечательная песня о дружбе. А с кем еще можно дружить?

ДЕТИ: С природой! Ее надо охранять и беречь, тушить пожары, не уничтожать редкие породы деревьев, цветов. После сбора березового сока дерево надо подлечить.

Стихотворение « Я поднял дерево"

Я поднял дерево. Оно ползло,

Оно росло, не стоя. Униженное ветром,

Лесок его, как в битве, потерял. Им, брошенное намертво в траву.

Оно не говорило со звездою, О нем уже не помнила округа,

И соловей его не удивлял. Ликуя, весенней свежестью дыша…

Оно, скажу, ползло в лесу заветном, Я поднял это дерево как друга,

Что кронами встречает синеву. О, как заговорила в нем душа!

УЧИТЕЛЬ: А с кем можно еще дружить?

ДЕТИ: С животными. Нужно о них заботиться, не разорять гнезд, гуляя в лесу, не разрушать муравейники, подкармливать птиц.

Животные - это братья наши меньшие, и они не могут за себя постоять, они слабы перед

человеком, так как человек - разумное существо и обхитрить ему беззащитную зверюшку

несложно.

Стихотворение М. Садовского « Доброе сердце».

Я как-то в дом принес щенка, Я под гнездом нашел птенца,

Бездомного бродягу, Над ним вороны вились,

Чтоб подкормить его слегка, Я спрятал в шапку сорванца,

Голодного беднягу. Мы с ним домой явились.

- Ну, что ж, - сказала мама,- пусть - Ну, что ж, - сказала мама,- пусть

он поживет немножко, он поживет немножко,

в глазах его такая грусть! в глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка… Найдется хлеба крошка…

Я во дворе нашел потом Однажды я принес ужа,

Котенка чуть живого , Ежа и черепаху,

Его принес я тоже в дом, И заяц в нашу дверь вбежал,

Сказала мама снова: Наверное, со страху.

- Ну, что ж, - она сказала,- пусть Сказала мама: - Пусть живут-

он поживет немножко, в квартире так чудесно,

в глазах его такая грусть! а если потесниться, тут

Найдется каши ложка… и нам найдется место!

Случай из жизни по спасению братьев наших меньших. (Рассказы детей)

УЧИТЕЛЬ: Итак, где же живет доброта? Как же стать добрым?

ДЕТИ: Нужно прилагать усилия, чтобы быть добрым, стараться быть добрым, ведь так не бывает, например: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым. Нужно работать над собой.

Стихотворение Н.Тулуповой «Доброта» Добрым быть совсем, совсем не просто Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует наград.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Дети читают стихотворение « Не позволяй душе лениться» Н.Заболоцкий.

Не позволяй душе лениться. Гони ее от дома к дому,

Чтоб в ступе воду не толочь, Тащи с этапа на этап,

Душа обязана трудиться По пустырю, по бурелому,

И день и ночь, и день и ночь. Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели Коль дать ей вздумаешь поблажку,

При свете утренней звезды, Освобождая от работ,

Держи лентяйку в черном теле Она последнюю рубашку

И не снимай с нее узды. С тебя безжалостно сорвет.

Смелей хватай ее за плечи, Она рабыня и царица,

Учи и мучай дотемна, Она работница и дочь,

Чтоб жить с тобой по человечьи Она обязана трудиться

Училась заново она. И день и ночь, и день и ночь.

УЧИТЕЛЬ: - Да, человек должен хотеть быть добрым, и даже можно приучить себя к добрым поступкам, но этого недостаточно. Какие еще качества необходимы человеку?

ДЕТИ: У человека должна быть совесть, он должен уметь любить и прощать.

УЧИТЕЛЬ: - Я согласна, что добро без совести невозможно. Добрый человек никогда не будет совершать плохих поступков, обижать других. Кстати, что является лучшим лекарством от обиды?

ДЕТИ: Прощение.

Стих-инсценировка « Цветы прощения».

В белоснежном платье, как снежинка,

То ли в гости, то ли в отчий дом

Шла девчонка вьющейся тропинкой.

И несла букет живых цветов.

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек.

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

( Девочка садится на пенек)

Гладили кудрявую головку

Солнышка волшебные лучи.

А она, счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах - лучащихся росинках,

Полыхала цветью неба синь

И вот - вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым,

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И, жестоко брошенный рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип зловонный грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

И мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

( Сердце есть и у озорника),

Побежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

Бросьте в них прощения цветы.

( Смысл стихотворения: На зло отвечай добром).

УЧИТЕЛЬ: Вы мне сказали, чтобы стать добрым, нужно любить. Давайте порассуждаем…

- Я очень люблю рыбу, особенно икру, и когда рыба идет на нерест, т.е. откладывает икру из которой потом выведутся маленькие рыбки, ее удобно отлавливать.

- Или, я люблю меха, шуба из них очень теплая.

- Мы говорим, что слово «любовь» ассоциируется со словом «добро», но почему же от этих моих суждений веет злом?

ДЕТИ: Нельзя отлавливать рыбу, когда она готовиться дать потомство и зверей нельзя убивать из-за ценного меха.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы поняли, что любовь бывает разная. В греческой мифологии три бога любви (три личности божества):

1 ЛЮБОВЬ ЭРОС, любовь эгоистичная ( хочу иметь, обладать кем-то или чем-то. Это низкая ступень проявления любви).

2 ЛЮБОВЬ ФИЛИО, дружеская, братская любовь - взаимовыручка, взаимопомощь, взаимная поддержка, прощение. Это вторая ступень проявления любви.

3 ЛЮБОВЬ АГАПЕ, жертвенная любовь, когда готов отдать даже собственную жизнь. Самая высокая ступень проявления любви. Любовь не брать, а отдавать.

ПОКАЗАТЬ КАРТИНКУ.

Словарь Ф. Брокгауза. ЭРОС изображался в виде мальчика с золотым колчаном и стрелами, который поражал и людей, и богов, действуя слепо, в знак чего ЭРОСА изображали с завязанными глазами.

Любовь ФИЛИО…И вас никогда не будут считать добрым, уважать, если вы не будете щедрыми, не будете делиться с товарищами, т.е. чем-то жертвовать.

УЧИТЕЛЬ: Но чем вы можете пожертвовать?

ДЕТИ: (Приводят примеры из жизни) Жертвовать можно своим временем, игрушкой и т.д.

На классной доске пословица: « Кто добр поистине, тот добро в молчании творит!»

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

Стихотворение «Добро».

Мой добрый товарищ, пожалуйста,

Добро совершать не бойся,

Но только прошу, не жалуйся

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности,

За сделанное тобою,

За те нежданные радости,

Подаренные добротою.

Добро - не доблесть!

Не жалуйся.

Добро совершать не бойся.

Помог человеку и радуйся.

Награды не нужно большей.

УЧИТЕЛЬ: Любовь АГАПЕ… А как вы думаете, есть ли рядом с вами такие люди, которые бы так сильно вас любили, что готовы были бы отдать вам все и даже собственную жизнь?

ДЕТИ: Это наши мамы. Они дали нам жизнь, заботятся о нас.

УЧИТЕЛЬ: Какие пословицы воспевают мать, ее доброту и любовь?

ДЕТИ: « Нет милее дружка, чем родная матушка»

« При солнышке тепло, при матери добро»

Стихотворение « Есть светлый на земле приют»

Есть светлый на земле приют, То сердце матери, оно

Любовь и верность там живут. Так нежно. Верно, суждено

Все, что порой лишь сниться нам Ему жить радостью твоей,

На веки приютилось там. Нести ярмо твоих скорбей.

Смысл стихотворения: И в радости, и в горе мама рядом. Любовь матери ничем не измерить. Это высшее проявление любви.

УЧИТЕЛЬ: Любить, почитать маму - значит: в детстве - ее слушать, в молодости - с ней советоваться, в зрелом возрасте о ней заботиться. И если вы будите эту заповедь исполнять, то можно сказать вы хорошие люди.

Приближается праздник День Матери . 28 ноября не забудьте поздравить своих мам, подарите им добрые, теплые слова, цветы и подарки, сделанные своими руками. Любите своих мам всей душой и помните, что ваши «любовь» и «жизнь» неразделимы.

Песня «Прекрасное далеко»

(Исполняет песню девочка)

УЧИТЕЛЬ: Мальчик радостный пошел,

И решила кроха: «Буду делать хорошо

И не буду плохо».

Например, учиться буду хорошо и не буду плохо.

6 ИТОГ УРОКА.

Рефлексия. Групповая и индивидуальная творческая деятельность.

Сценка - намек «Дело было вечером» ( на школьную тему)

Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я прочитаю вам вредные советы из книги Григория Остера, внимательно послушайте их и скажите, что в них не правильного, вредного и как по - настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

СОВЕТЫ:

1. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

2. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

3. Если что - нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где - нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел ты,

Никому не говори.

4. Девчонок надо никогда

Нигде не замечать

И не давать прохода им

Нигде и никогда

Им надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они:

До них вам дела нет.

Девчонку встретил - быстро ей

Показывай язык.

Пускай не думает она,

Что ты в нее влюблен.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вы успешно справились с ловушками. Ученые считают, что осознание сделанного добра - это уже награда для человека. Стремитесь к свету, стремитесь к добру. И недостаточно называться человеком, нужно им быть. Наш разговор подходит к концу. И напоследок предлагаю вам посадить свою аллею добрых поступков. Напишите, какие хорошие поступки совершили за вчерашний день и мысленно похвалите себя за это: « Я молодец»!

Развешивают листы на доске:

« Аллея моих добрых поступков»

Поют хором песню « Если добрый ты».

Классный час Что такое хорошо и что такое плохо

Классный час Что такое хорошо и что такое плохо

Классный час Что такое хорошо и что такое плохо



© 2010-2022