Конспект урока «Дательный падеж»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема :Дательный падеж.(4 класс программа «Школа 2100..») по учебнику Бунеева Р.В.

Цели урока:

  • Учить распознавать дательный падеж имен существительных.

  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся.

  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы.

Задачи урока:

  1. Научиться распознавать дательный падеж имен существительных;

  2. Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения;

I. Организационный момент. II. Всесторонняя проверка знаний. Запись под диктовку. Лепестки розы опали,и в моей ладони остались шипы .

1 Обозначение орфограмм в словарных словах

2 Синтаксический разбор предложения. Схема предложения

Работа на доске.

По строению это предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка. Сложное т.к. две грамм. основы, распрастроненное, т.к. есть второстепеннные члены

2. Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Морфологический разбор слов:I вариант: розы,II вариант: ладони

Розы(чего?) - начальная форма - роза; сущ., неодушевленное; ж.р.; употреблено в форме Р. п., ед. ч. В предложении выполняет роль дополнения.

Ладони(где, в чем?) - начальная форма - ладонь; сущ., неодушевленное; ж.р.; употреблено в форме П. п., ед.ч. В предложении выполняет роль дополнения.

III. Сообщение темы и цели урока

Прочитайте предложение, вставьте подходящие предлоги:

Туристы шли … реке … лесу (к, по) Задайте вопросы к существительным к реке и по лесу. (к чему, по чему), Вопрос какого падежа вы задали? (Д. п. ) -Кто может сформулировать тему урока? -Какая перед нами ставится цель на уроке? -На какие вопрсы отвечают имена существительные в Д.п.? - С какими предлогами они употребляются? -Запомните, это два предлога Д. п. Сравним предлоги Д.п. с предлогами изученных раннее В. п. и Р. п.

В. п

Р. п

Д. п вопрос

предлоги
вопрос предлоги вопрос предлоги Вижу кого? что? В, на, за, под, про, через Нет кого? чего? Без, для, до, из, от, с, у и др. Дать кому? чему? к, по Любит брата, ушел в море, сел за стол, смотрит на маму, залез под стол, думал про маму, перешел через дорогу. Комната без окна, подарок для друга, доехал до школы, вышел из школы, письмо от мамы, съехал с горы, дом у дороги. Склонись к земле, плывут по небу, летят по воздуху. - Повторяются ли предлоги? - Какой мы можем сделать вывод? (предлог помогает определить падеж) - Может ли Д.п. употребляться без предлога? - Приведите примеры (дать другу)

- Расскажите все, что вы знаете о дательном падеже имен существительных.

- Вопросы: кому? чему?

Вспомогательное слово: дал.

Предлоги: к, по.

Член предложения: второстепенный.

- Эта таблица будет нам сегодня помогать.



ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

ВОПРОСЫ: КОМУ? ЧЕМУ?

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ

ПРЕДЛОГИ: К, ПО

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

Придумайте свое название этому падежу. - Давательный, подарочный.

- А вот какое название падежу дала Т. Рик.

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

- Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному? - Слово даю.

- Что получится?

- Даю (кому?) коню

даю (кому?) бабочке

даю (кому?) Машеньке

даю (кому?) щенку

V. Закрепление изученного.

1. Работа в парах( по три словосочетания)

- Определите падежи имен существительных( в одном столбике имена существительные , во втором падежи).

Сижу за партой Р.п

иду по дороге В.п.

стучать в окно Д.п.

бежать к маме П.п.

говорить о погоде Д.п.

строил около реки Т.п.

Проверка на доске :

Сижу за партой Т.п

иду по дороге Д.п.

стучать в окно В.п.

бежать к маме Д.п.

говорить о погоде П.п.

строил около реки Р.п.



  1. Самостоятельная работа

А)Высокий уровень Викторина «Соедините пословицу»

«Человеку по работе …(что дерево без корней)».

«Человек без друзей, … (воздается честь)».

«Откладывай безделье, …(провожают по уму)».

«Встречают по одежке, …(да не откладывай дело)».

- Напишите пословицу и укажите падеж выделенных имен существительных.

Человеку по работе( Д.п.) воздается честь.

Человек без друзей (Р.п.), что дерево без корней.

Откладывай безделье( В.п.), да не откладывай дело.

Встречают по одежке (Д.п.), провожают по уму)

Б) Средний уровень Работа с перфокартами.

- Найди правильный ответ и отметь синим карандашом.

1. Служить Отчизне.В.п.

2. Протекает около деревни Д.п.

3. Ехал на дороге.Р.п.

4. Шел с лопатой.Д.п.

5.Написал другу В.п.

Карточка для проверки

1. Служить Отчизне. Д.п.

2. Протекает около деревни. Р.п.

3. Ехал по дороге. Д.п.

4. Шел с лопатой.,Т.п,

5.Написал другу. Д.п.

5.Написал другу

Наверно вы видели конверты; какие записи есть на нем?

- Давайте вместе подпишем конверт с письмом

- А теперь самостоятельно подпишите конверты с письмом своему соседу.

Самостоятельная работа.

VI. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.

-Какие новые знания вы получили на уроке? - С каким падежом мы сегодня познакомились? - На какие вопросы отвечает Д. п.? - Какие предлоги помогают определить Д. п.?

- Как еще называют дательный падеж? (дарительный) . -

-Что вызвало затруднение? Почему?

-Что тебе запомнилось больше всего?

VII.Задание на дом Упр. 147 стр. 128


© 2010-2022