Конспект урока по окружающему миру на тему Мир растений

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

Тема. Мир растений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель. Достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е. Л. Мельниковой.

Задачи:

1. Формировать предметное умение: знакомиться с разнообразием растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными и цветковыми растениями;

2. Формировать УУД:

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД)

- формулировать проблемный вопрос; сравнивать объекты по заданным критериям; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД)

- планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД)

Основные термины: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир», фотографии представителей каждой группы растений, схемы заданий для групповой работы, текст о каждой группе растений, гербарий.

Ход урока

I.Организационный момент.

Дети сидят по группам.

- Здравствуйте, ребята. Возьмитесь за руки, повернулись друг к другу лицом, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Пожелали успехов себе. Я желаю всем нам хорошего урока.

II. Проверка домашнего задания.

Внимание группы! Сегодня перед вами стоит сложная задача. Вы должны работать так в группе, чтобы как можно больше набрать баллов. Капитаны групп отмечают количество ответов, которое даст группа за время всего урока. По количеству набранных баллов группа получает соответствующую оценку

Итак, мы начинаем блиц-опрос домашнего задания.

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли);

- Какой состав имеет почва? (в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли)

- Какая главная часть почвы? (перегной);

- Докажите, что в почве есть воздух. (возьмем стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Из почвы выходят пузырьки воздуха. Это доказывает, что в почве есть воздух)

- Что образуется из перегноя под действием микробов? (соли)

- Что используют растения для питания? (соли)

- Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? (перегной)

К какой природе можно отнести почву? (Почву нельзя отнести только к живой и неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются)

Блиц опрос закончен. Капитаны подсчитали баллы.

III. Подготовка к восприятию новой темы. Мотивация. -Отгадайте загадку. Дышат, растут, А ходить не могут. Зимой замирают, Весной оживают, Зелёными бывают. Что это? Учитель:

- Правильно, это растения

IV. Сообщение темы и цели урока.

-Мы отправляемся с вами в удивительное царство растений. В этом царстве растительный мир еще называют флорой. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны. (Слайд 6) Ребята, посмотрите на свои столы и попробуйте определить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- О растениях.

- Почему вы так решили? (На столах лежат папки с иллюстрациями растений, гербарии, книги.)

- А у всех ли растения одинаковы? (Разнообразные).

-Как же можно сформулировать тему урока? Разнообразие растений

- А как вы думаете, что такое растение?

- Растение - организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха.

- Большинство учёных, изучающих возникновение и развитие жизни на Земле, сходятся на том, что на Земле сначала возникли растения, а потом уже животные. Как вы думаете, почему?

- По мнению учёных, первоначально кислорода в атмосфере Земли было мало, но растения, выделяя на солнце кислород, способствовали появлению и развитию животных.

- Какую пользу приносят растения?

- Выделяют кислород, очищают воздух от пыли и газов, дают прохладу, укрепляют землю.

- Принято считать, что на Земле существуют примерно 400 000 видов растений.

Всюду можно видеть разнообразие растений. Они встречаются по всему земному шару: на суше, в воде, в лесах, болотах, на лугах, в степях, садах и парках.

У растений много общих признаков: почти все они ведут неподвижный образ жизни, способны на свету образовывать органические вещества.

-Кто знает, как называется наука о растениях?

- Наука , изучающая царство растений, называется БОТАНИКОЙ(от греческого БОТАНЕ-«трава», «растение»)

Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп

Проблема. Сегодня мы узнаем, на какие группы делят ученые - ботаники всѐ царство растений и выявим их отличительные свойства.

V. Распознавание частей растений.

Какие части растения, органы вы можете назвать? Мы вспомним названия органов растений по описанию

1.Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена. (плод)
2.Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные вещества.(стебель)

3.Орган, который растет вниз, находится в почве.(корень)

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит.(листья)

- Почему нужно периодически протирать от пыли листочки комнатных растений или обмывать их водой?» Они дышат.

- Листья растений дышат с помощью имеющихся у них устьиц. Осаждающаяся на листьях комнатная пыль закрывает устьица, и комнатные растения перестают дышать, заболевают и могут погибнуть.

Для наглядности рассмотрите с помощью микроскопа лист комнатного растения.

5.Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается.(семена)

6.Орган растения, из которого развиваются плоды. (цветок)

VI. Исследование в малых группах.

- И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, таблица, которую надо заполнить

- Я предлагаю вам побыть ещё и в качестве исследователей. Сегодня будут работать 5 групп. Задача групп : при помощи материала, лежащего на ваших столах. вы должны дать характеристику каждой группе растении, а затем познакомите всех нас

Помощником будет план, который вы найдёте на листочках.

План

1.Прочитать текст.

2.Рассмотреть гербарий, фотографии

3.Заполнить таблицу, отметив какие части (органы) имеют растения -представители этой группы.

- Но перед сложной работой надо отдохнуть.

Физминутка.

Игра «Деревья, кустарники, травы». Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие).

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

Итак, юные исследователи за работу

1-я группа: Что такое водоросли? 2-я группа: Что такое мхи? 3-я группа: Что такое папоротники? 4-я группа: Что такое хвойные растения? 5-я группа: Что такое цветковые растения?

VII. Обмен информацией.

Сообщения групп.

1 группа. Водоросли.

Слово предоставим 1 группе Они расскажут о водорослях.

- Действительно, ребята ,тело водорослей не расчленено на корень, стебель и листья, более подробно о водорослях вы узнаете в старших классах. Но водоросли играют огромную роль в природе. Они являются гигантским поставщиком кислорода в атмосферу. Многие водоросли люди используют в пищу. Откройте уч. с. 78. и прочитайте о водорослях

2 ГРУППА. МХИ (есть стебли и листья, но нет корней и цветков.)

Откройте уч. с. 78. и прочитайте о мхах

3 ГРУППА ПАПОРТИНИКИ С. 61

Д.М Папоротники появились на Земле около 400 млн лет назад во время динозавров. Они были настоящими гигантами.

В деревнях Западной Украины, в Белоруссии и России в ночь на 22 июня отмечают праздник Ивана Купалы. Есть такое поверье, что только одну эту ночь цветет папоротник. И тот, кто найдет его цветок, будет счастлив.

Но, к сожалению, цветка папоротника никто никогда не видел. Ведь у папоротника не бывает цветов.

Папортник применяется в медицине для лечения ревматизма

4 группа. Хвойные

К голосеменным растениям относятся ель, сосна, лиственница,кедр и др. Голосеменными называют их потому,что их семена лежат открыто(голо) на поверхностях чешуй шишек,а не в плодах.

Рубрика «Этот удивительный мир»с. 63

5 группа. Цветковые С. 64

- Цветковые растения - самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений. На Земле распространено 350 тыс. видов растений

VIII. Связывание информации.

(Слайд 21,22)

- Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с

вами выделили! Каждая обладает определенными признаками.

- Молодцы,ребята. вы были прекрасными исследователями. Вы изучили признаки различных групп и видов растений, И сейчас я предлагаю выполнить небольшую самостоятельную работу в тетради на стр. 24. №42 (3 минуты)

- А сейчас ,минуточку внимания! Ученые установили, что на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. Но любая травинка, любой лист, даже самое непримечательное живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения. Природе сейчас плохо! Многие виды растений на грани исчезновения. Каждый человек должен обязательно помочь ей. Как другу, попавшему в беду. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому! И тогда можно надеяться на то, что на земле всегда будут цвести цветы. Мы с вами знаем, что все растения , которые на грани исчезновения куда внесены? В нашей области тоже есть растения, которые терпят бедствия. Посмотрите, какая большая наша Красная книга, нашего края. ПОКАЗ КНИГИ,

И так нам хочется порой сорвать такие прекрасные цветы, как. Подумайте, прежде сорвать их, а все ли видели эту красоту?

XI. Продолжение работы по теме урока. (Обучающий диск).

-Рассмотрите схему «Питание растений».

- Как питаются растения? Что растения получают из почвы через корни? Что показывают красные стрелки? Почему на картинке изображено солнце? (Солнечный свет несет энергию, без которой работа чудесной «кухни» была бы невозможна. Энергия нужна для жизни любого живого

существа.

Просмотр обучающего видеофайла «Питание растений».

-Как животные и люди получают из растений питательные вещества и энергию?

-С чьим дыханием сходно дыхание растений?

XII. Подведение итогов работы.

- А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы ответить на вопросы.

-На какие группы делятся все растения?

-Какая группа самая многочисленная?

-Чем питаются растения? Что при этом образуется?

-Как дышат растения? Рефлексия. Внимание на доску. На доске изображена наша прекрасная планета. -Я предлагаю вам немного украсить её. Перед вами лежат цветочки . Прикрепите красный цветок, кто решил, что он работал плодотворно на уроке и оценку получил по заслугам, и жёлтый цветок, если всё-таки недостаточно работал и помогла получить хорошую оценку наука математика.

-Оцените уровень своих знаний соответствующим значком.

Я рада, что у меня растут такие честные ребята.

Домашнее задание

-Дома выполните задание:

Я рада, что у меня растут такие честные ребята.



© 2010-2022