Конспект урока по русскому языку на тему Разбор глагола по составу. Алгоритм

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе по теме: Разбора глагола по составу. Алгоритм

Программа: «Школа 2100»

Цель: научить обучающихся разбирать глагол по составу.

Задачи: развивать умения видеть в слове его части; учить объяснять условия выбора орфограмм;

воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мультимедийная установка.

Ход урока

№пп

Этап урока

Действия учителя

1.


Организационный момент.

Встаньте ровно, настройтесь на работу. Работаем быстро, ответы даём полные и четкие.

Работаем … старательно

Слушаем … внимательно

2

Языковая разминка.

-Урок хочу начать с пословицы. Прочитайте её.

Кто любит трудит…ся , тому есть чем гордит…ся.

- Как вы ее понимаете? Я желаю, чтобы все сегодня хорошо потрудились на уроке.

- Вставьте пропущенные орфограммы. Спишите предложение.

- В какой части речи встретилась орфограмма?

+ глагол

- Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, вы будете работать в группах.

сформулировать правило

1 группа: Вспомнить, что такое глагол и как изменяются глаголы

2 группа: Сформулируй правило о написании не с глаголами.

3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.

4 группа. Рассказать о неопределенной форме глагола.

5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах.

6 группа: Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.


3

Формулирование темы и цели урока

- Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:

Конспект урока по русскому языку на тему Разбор глагола по составу. Алгоритм.

+ Глаголы

- Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке?

+ разбирать глаголы по составу.

- Что входит в состав слова?

- Поставьте учебную задачу.

+ Установить порядок разбора глагола по составу.



- Прочитайте стихотворение. В какой части слова пропущена орфограмма

+в окончании. -ет

- Что такое окончание?

+ изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Окончание не входит в основу слова.

- Кто автор этих строк?

+А.С. Пушкин

Какую картину рисует поэт в этих строчках?

+ Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа

Выпиши глагол - роняет.

- В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу.

+ Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. На это указывает окончание -eт. Основа слова роня-.

- Поставьте этот глагол в неопределенную форму. Выдели глагольный суффикс перед -ть.

+ Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс -я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-.

- Как вы думаете, какая будет основа???


Работа с памяткой

- Есть моменты, которые необходимо знать, чтобы правильно разбирать глагол по составу.

Сейчас прочитаем памятку на стр. 111

+ Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу.

Покажите на схеме, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят.

1. - ти (ть) -л -

2. - ся (сь)

3. а (о, и, е, у)

Для чего мы составили схемы?



Отгадайте загадку

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

+ матрешка

- А вы знаете, что слова по составу разбираются по принципу матрешки.

Матрешка приготовила секреты. Откроем первый секрет.

На доске записаны слова:

Думать - глагол, неопределенная форма

Сделаем - глагол, будущ. вр. 1 л. мн. ч.

Рассказала - глагол, прош. вр. ж.р ед. ч

Выберем ключевые слова каждого этапа разбора:

1. Форма

2. Не входят в основу

3. Основа

4. Корень

5. Приставка, суффикс

- Сколько составляющих в матрешке 5, сколько пунктов в разборе глагола, 5. Думаю, что вы легко это запомните.

Вставим пропущенные слова:

Зная алгоритм разбора

Разберёшь глагол толково.





Физкультминутка

Я буду называть глаголы.

Если глагол, стоит в прошедшем времени - вы хлопаете в ладоши.

Мечтала, думает, играть, рисовал, поем, взглянуло, смотрим, работали, мыть,



Упражнение в определении формы глагола на основе анализа его структуры

Упр. 293.

Слова помощники: мечтают, прыгали, спорить, кувыркается, нести, кричат,


Тест Экспресс-диагностика


- А теперь каждый ученик сможет проверить свои знания, выполнив предложенный тест. Выберите правильный ответ и запишите букву этого ответа.

Вопрос 1. Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала:

а) Определю спряжение глагола;

б)Определю, в какой форме стоит глагол;

в) Выделю основу слова.

Вопрос 2. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я:

а) Выделю окончание и суффикс -л-

б) Выделю глагольный суффикс;

в) Выделю корень.

Вопрос 3. Суффикс -ся (сь) возвратного глагола:

а) Не входит в основу глагола;

б) Входит в основу глагола;

в) Иногда входит.

- Взаимопроверка. Правильные ответы на экране.

(1-б 2-а 3- б)


Итог урока.

Дом. задание

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Какую задачу поставим перед собой для следующих уроков?

- Вернемся к началу урока, прочитайте пословицу.

Как работали на уроке, можете ли вы собой гордиться!

Покажите сигнальными карточками.

Упр. 294



© 2010-2022