- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Разбор глагола по составу. Алгоритм
Конспект урока по русскому языку на тему Разбор глагола по составу. Алгоритм
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Николаева А.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4 классе по теме: Разбора глагола по составу. Алгоритм Программа: «Школа 2100» Цель: научить обучающихся разбирать глагол по составу. Задачи: развивать умения видеть в слове его части; учить объяснять условия выбора орфограмм; воспитывать интерес к родному языку. Оборудование: мультимедийная установка. Ход урока | ||
№пп | Этап урока | Действия учителя |
1.
| Организационный момент. | Встаньте ровно, настройтесь на работу. Работаем быстро, ответы даём полные и четкие. Работаем … старательно Слушаем … внимательно |
2 | Языковая разминка. | -Урок хочу начать с пословицы. Прочитайте её. Кто любит трудит…ся , тому есть чем гордит…ся. - Как вы ее понимаете? Я желаю, чтобы все сегодня хорошо потрудились на уроке. - Вставьте пропущенные орфограммы. Спишите предложение. - В какой части речи встретилась орфограмма? + глагол - Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, вы будете работать в группах. сформулировать правило 1 группа: Вспомнить, что такое глагол и как изменяются глаголы 2 группа: Сформулируй правило о написании не с глаголами. 3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей. 4 группа. Рассказать о неопределенной форме глагола. 5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах. 6 группа: Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.
|
3 | Формулирование темы и цели урока | - Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова:
+ Глаголы - Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке? + разбирать глаголы по составу. - Что входит в состав слова? - Поставьте учебную задачу. + Установить порядок разбора глагола по составу. |
|
| - Прочитайте стихотворение. В какой части слова пропущена орфограмма +в окончании. -ет - Что такое окончание? + изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Окончание не входит в основу слова. - Кто автор этих строк? +А.С. Пушкин Какую картину рисует поэт в этих строчках? + Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа Выпиши глагол - роняет. - В какой форме он стоит? Выдели окончание, которое указывает на эту форму, и основу. + Глагол стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, единственного числа. На это указывает окончание -eт. Основа слова роня-. - Поставьте этот глагол в неопределенную форму. Выдели глагольный суффикс перед -ть. + Поставлю глагол в неопределенную форму ронять. Глагольный суффикс -я. Выделю его в глаголе. Подберу однокоренные слова: урон, уронить. Корень -рон-. - Как вы думаете, какая будет основа??? |
| Работа с памяткой | - Есть моменты, которые необходимо знать, чтобы правильно разбирать глагол по составу. Сейчас прочитаем памятку на стр. 111 + Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу. Покажите на схеме, какие суффиксы входят в основу слова, а какие не входят. 1. - ти (ть) -л - 2. - ся (сь) 3. а (о, и, е, у) Для чего мы составили схемы? |
|
| Отгадайте загадку Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может - три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская... + матрешка - А вы знаете, что слова по составу разбираются по принципу матрешки. Матрешка приготовила секреты. Откроем первый секрет. На доске записаны слова: Думать - глагол, неопределенная форма Сделаем - глагол, будущ. вр. 1 л. мн. ч. Рассказала - глагол, прош. вр. ж.р ед. ч Выберем ключевые слова каждого этапа разбора: 1. Форма 2. Не входят в основу 3. Основа 4. Корень 5. Приставка, суффикс - Сколько составляющих в матрешке 5, сколько пунктов в разборе глагола, 5. Думаю, что вы легко это запомните. Вставим пропущенные слова: Зная алгоритм разбора Разберёшь глагол толково.
|
| Физкультминутка | Я буду называть глаголы. Если глагол, стоит в прошедшем времени - вы хлопаете в ладоши. Мечтала, думает, играть, рисовал, поем, взглянуло, смотрим, работали, мыть,
|
| Упражнение в определении формы глагола на основе анализа его структуры | Упр. 293. Слова помощники: мечтают, прыгали, спорить, кувыркается, нести, кричат, |
| Тест Экспресс-диагностика
| - А теперь каждый ученик сможет проверить свои знания, выполнив предложенный тест. Выберите правильный ответ и запишите букву этого ответа. Вопрос 1. Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала: а) Определю спряжение глагола; б)Определю, в какой форме стоит глагол; в) Выделю основу слова. Вопрос 2. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я: а) Выделю окончание и суффикс -л- б) Выделю глагольный суффикс; в) Выделю корень. Вопрос 3. Суффикс -ся (сь) возвратного глагола: а) Не входит в основу глагола; б) Входит в основу глагола; в) Иногда входит. - Взаимопроверка. Правильные ответы на экране. (1-б 2-а 3- б) |
| Итог урока. Дом. задание | - Какое открытие сделали сегодня на уроке? - Какую задачу поставим перед собой для следующих уроков? - Вернемся к началу урока, прочитайте пословицу. Как работали на уроке, можете ли вы собой гордиться! Покажите сигнальными карточками. Упр. 294 |