- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы Дидактическая игра как средство повышения качества знаний»
Из опыта работы Дидактическая игра как средство повышения качества знаний»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шестопалова Т.С. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Курская область Курский район
Д. Полевая
МБОУ «Полевской лицей»
Обобщение опыта работы
Дидактическая игра как средство повышения качества знаний
учителя начальных классов
Шестопаловой Татьяны Сергеевны
1. Наименование опыта: «Дидактическая игра как средство повышения качества знаний»
2. Условие возникновения, становления опыта. Известно, что нет ребенка, который бы шел в первый класс с намерением учиться плохо. Правда, некоторые дети испытывают опасения оказаться в ситуации неуспевающего, но и у них, по наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, когда эти ожидания не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий. Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка. В наш информационный век учитель должен найти такие формы, методы и приемы обучения, чтобы детям было интересно учиться. Ведь интересно же им смотреть телевизор, играть на компьютере, гулять на улице. Тема самообразования «Дидактическая игра как средство повышения интереса к учению» была выбрана мною не случайно. Изучение игровых интересов и предпочтений младших школьников привело к выводу, что игра занимает реальное место в режиме их жизнедеятельности. Основываясь на личном опыте, утверждаю: чтобы процесс овладения знаниями был доступным, увлекательным для учащихся, на уроке должна присутствовать игра. Только она может сделать трудоемкое - легким, доступным, а скучное - интересным и веселым. Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик. Использование игровых методов в обучении формирует у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками, осознание способов самоконтроля и самооценки.
3. Актуальность опыта С приходом ребенка в школу и началом систематического обучения ведущая деятельность дошкольного периода (игра) начинает вытесняться новой ведущей деятельностью - учебной. Вместе с тем игра остается для детей весьма желательной, хотя и занимает уже меньше времени. Возникает противоречие между желанием играть и долей этой деятельности среди других. А ведь это противоречие можно постепенно преодолевать за счет использования игры в обучении. Современные условия и тенденции совершенствования организации и содержания образовательного процесса обусловливают настоятельную потребность активного включения игровых программ в жизнедеятельность младших школьников для эффективного влияния на их физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие, формирование навыков учебной деятельности. О пользе дидактических игр и заданий известно каждому педагогу. Для усвоения учебных дисциплин и требований программы важна самостоятельная деятельность ученика с раздаточным дидактическим материалом в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающими более легкое и прочное запоминание нужной информации. Из сказанного логично следует мысль о том, что необходимы эффективные средства обучения и развития умений учащихся, одним из которых и являются занимательные дидактические игры, задания, упражнения, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и повышению заинтересованности детей дают возможность много раз упражнять ученика в повторении необходимого материала.
4. Ведущая педагогическая идея опыта - использование игровых методов в обучении для развития познавательных интересов учащихся.
5. Длительность работы над опытом: с 2010/2011 учебного года по 2013/2014 учебный год.
6. Диапазон опыта: единая система «урок - внеклассная работа».
7. Теоретическая база опыта. Основу данного опыта составили идеи ведущих ученых: Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, Н.Ф. Виноградовой, передовой опыт педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
6. Технология опыта. Может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он не только давать знания, расширяющие кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных выше целей, достаточно обширен. В практике начального образования при условии разумного использования мощного психолого-педагогического потенциала игры, она способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
- Успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
- Сохранение и совершенствование на протяжении всего начального образования достижений дошкольного периода развития;
- Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
- Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья и др.
- на предметные - в основном это дидактические игрушки и материалы;
- на настольно-печатные и логические игры;
- на словесные - игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.
- дидактическую цель (задачу);
- игровое правило;
- игровое действие.
- Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения; определить индивидуальный уровень наблюдательности школьников.
- Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.
- Игра «Кто это?»: развивать умение составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.
- Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли с предметами, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.
- Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант - ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ноге, угадать загадку, спеть песенку и пр.)
- Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то сможешь сам стать ведущим и составлять характеристику товарища.
- Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами.
- Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет предмет в руку и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.
- Игра «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет. На отгадывание дается одна минута.
7. Результативность опыта.
Основываясь на результатах своего опыта работы по использованию дидактической игры на этапе повторения знаний можно с уверенностью утверждать, что применение указанных методик в процессе обучения, и в частности - на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний учащимися, повышения количества и качества подготовленности младших школьников, актуализации интереса к дидактическому процессу.
Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Итак, подводя итоги своей работы, я могу утверждать, что:
Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.
На данный момент существует множество классификаций игр, все они различаются по основе разделения.
Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе
Дидактические игры имеют огромное значение при обучении младших школьников.
Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была доказана опытом многих педагогов и психологов, и моим собственным педагогическим опытом.
Дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса младших школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание школьников, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ей надо умело, использовать игры в системе, не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.
Положительно дидактические игры влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. Следовательно, игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения.
В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияет на формирование и сплочение коллектива.
Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала.
Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.
Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к любому предмету и сделать его более «живым» и увлекательным.
8. Доступность опыта
В заключение хочется выразить надежду, что мой опыт будет интересен учителям начальной школы, даст им толчок для собственного творчества и новых экспериментов.
Приложение 1
Учебные игры в период обучения грамоте
Игра «Минутка»
В начале урока: Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Пока стрелка на часах-циферблатах пройдет круг (10-15 с), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку. В конце урока: Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, Аккуратно, по порядку, Книги, ручку и тетрадки.
Игра «Живые звуки»
Эта игра проходит после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «речка». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зеленая, красная, зеленая, синяя и красная фишки. Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами: Вариант 1 - играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова - какой первый звук в слове? Третий? Четвертый? Второй? Пятый? Вариант 2 - учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Итак, у доски дети выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твердый согласный звук». Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой учитель возвращается к доске и продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове, первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь прочитывается слово, и учитель предлагает: «Второй согласный звук слова, поставь на место свою фишку и садись; первый согласный звук… второй гласный звук… третий согласный звук…» Постепенно часть заданий в этой игре учитель передает классу. Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. Дети увлеченно придумывают все более сложные задания: «Пусть звук «к» сядет на место, но сначала назовет слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовет в классе три предмета, которые начинаются с него или с его твердой пары» и т.д.
Чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи
- На сосне сидит сова,
- Вот со звуком С считалка:
- Слушай и запоминай,
- У Любашки - шляпка,
- Пушистая кошка на солнышке сушит
Приложение 2
Игры, способствующие развитию памяти и фонетического слуха
Игра «Успей запомнить за одну минуту»
Эта игра развивает зрительную память.
- Сколько слияний ты запомнил с гласной о? (На доске 10 слияний.)
- Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки? (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, спасибо, пожалуйста, будьте добры, простите.)
- Кто больше всех запомнит слов-описаний друга-котенка? (Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо, крадучись, неслышно, царапается, прыгает.)
Игра «Попугайчики»
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй:
«Соне в оконце светит солнце».
Игра «Эхо»
Посмотрите, как играем
Мы в лесное эхо.
Все мы звуки повторяем,
Чисто, без помехи:
«Фа-ва, фа-ва - на дворе растет трава,
Фу-ву, фу-ву - Федя рвет козе траву.
Фы-вы, фы-вы - много он сорвал травы».
Приложение 3
Математические игры
Игра «Составим поезд»
Поезд составляется из паровоза (рисунок на карточке), вагонов - карточек, на каждой их которых записан пример; ответ решенного примера указывает номер этого вагона. Учитель может предложить двум командам детей, состоящим из 5 человек, два набора вагонов - карточек с примерами на сложение и вычитание в пределах 5. 1 набор: 4 - 3, 1 + 1, 5 - 2, 1 + 3, 1 + 4 2 набор: 5 - 4, 5 - 3, 2 + 1, 2 + 2, 2 + 3 Выигрывает команда, которая быстрее и правильно составит поезд.
Игра «Заселяем дома»
На каждом «этаже» должно быть, например, 7 жильцов. Указано, сколько из них уже въехало. Дети, выставляя карточку с цифрой, говорят, сколько жильцов еще должно въехать. Удобно домик для этой игры сделать с прозрачными карманами, что позволит его использовать более универсально, т.е. рассмотреть состав разных чисел.
Игра «Что изменилось?»
Учитель выставляет на одной из полочек, например, 7 игрушечных машинок и говорит: «На одной стоянке стояло 7 машин, на другой стоянке машин нет». Дети закрывают глаза. В это время учитель переставляет одну из машинок на другую полочку и спрашивает:
- Что изменилось? (Одна из машин «переехала» на другую стоянку.)
- Сколько машин осталось на первой стоянке? (6.)
- Сколько машин стало на второй стоянке? (1.)
"Кто быстрей сосчитает?" Игра развивает зоркость, внимание. Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик. Примерный вид плаката: 90 75 71 63 66 67 82 86 68 76 87 61 73 89 81 74 88 65 77 84 80 69 78 62 70 64 83 72 79 85
Также на этапе закрепления можно предложить следующие игры:
"Загадка" Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа. Содержание игры: учитель загадывает загадку "Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?". Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его. 5 ед. 6 ед. 8 ед. 3 дес. К Д Ч 76, 98, 75, 38, 95, 35 7 дес. Т Л М 9 дес. И Ю Ё Ответ: лётчик.
"Гном" Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых. Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад - об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай. 4 5 7 80 В Ё П 84, 87, 27, 55, 85, 54 50 Д Р М 20 О О Е Ответ: вперёд.
"По порядку номеров" Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте. Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего - два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.
"Сбежавшие числа" Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду. Материал игры: таблички с числами. 1 3 6 9 11 13 16 19 2 6 10 14 Содержание игры: Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: "Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома." Выигрывает тот, кто вставит числа правильно. При закреплении темы "Двузначные числа" была проведение игра "Рыболовы": Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел. Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды "ловит рыбку" (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет - рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.
При изучении и закреплении темы "Числа от 21 до 100" была использована игра "Весёлый счёт" или "Борьба за цифру". Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел. Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера. Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар. Пример таблицы: 14 8 12 4 65 59 63 55 10 23 1 15 61 74 52 66 3 17 21 7 54 68 72 58 19 6 9 11 70 57 60 62 24 2 16 22 75 53 67 73 13 20 5 18 64 71 56 69 С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры "Весёлый счёт" развивалось также и зрительное восприятие детей.
Приложение 4
Игры на уроках русского языка
Игра «Кто больше придумает?»
Игроки делятся на группы по рядам. Каждой группе педагог предлагает выбрать какой-либо согласный или гласный звук. Затем ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с заданного звука. Выигрывает группа, назвавшая большее количество слов.
Игра «Мячик-согласователь»
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Собака, гулять». Ученик, поймав мяч, правильно произносит предложение, составленное из этих слов, и бросает мяч обратно учителю. Броски повторяются от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации состояния детей.
Упражнение «Соединяемся и меняемся»
К доске выходят 10 детей, каждый из них получает небольшой плакатик, содержащий слово или знак, например такие:
КТО
ПРИШЕЛ
ЗДРАВСТВУЙ
ДЕДУШКА
КАТЯ
ЛЮБИТ
ЦВЕТЫ
!
?
!
. Взявшись за руки, они составляют три группы - предложения со знаками. Дети, оставшиеся на местах, читают эти предложения. Затем учитель спрашивает, что получится, если поменять местами какие-нибудь «слова» и «знаки», и предлагает кому-нибудь из класса это сделать. При этом каждый раз обсуждается изменение смысла предложение и возможность перестановок (если переставить слова нельзя, то почему). Варианты: Дедушка пришел? Дедушка пришел! Кто любит цветы? Дедушка любит цветы? Кто дедушка? Кто Катя?
Игра «Сбежавший медведь»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого "сбежал" медведь.
Содержание игры: "Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще-то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово "медведь" в предложения, заменяя окончания по вопросам".
Материалы: "Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?).... Близко подходить (к кому?) к... опасно. Я видел (кого?)... в зоопарке. В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о..."
Игра «Бал»
Дидактическая задача: Повторить формулирование уточняющих вопросов и падежные окончания.
Игровая задача: Помоги предложениям попасть на Бал.
Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня Бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его склонение. Помоги предложениям попасть на Бал. Какие вопросы задает часовой существительным?
Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.
В мае цветет черемуха Мама подарила сыну книгу Ласточки возвращаются из Африки Заяц кормится корой дерева Сестра приехала к брату Саша написал письмо Лисица спряталась за кустом и т.д. Ч а с о в о й В (чем?) мае цветет (что?) черемуха. и т.д.
Игра «Найди окончание»
Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.
Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
Содержание игры: "Окончание - очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц".
Материалы: Карточки Собирай по ягодк... - найдешь кузовок. Капля по капл... и камень долбит. Без букваря и грамматик... не учатся и математик...
Игра «Собери урожай»
Дидактическая задача: Повторить склонения существительных.
Игровая задача: Собрать яблоки.
Содержание игры: На картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки "определенного сорта" (склонений). Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.
Материалы: Любой доступный по сложности текст.
Игра «Командная игра-цепочка» Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.
Содержание игры и Материалы: Слушаю музыку, маму... Пишу диктант, письмо,... Строят башню, дом,... и т.д.
Игра «Хитрый вопрос»
Как правильно сказать:
У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубов. правильный ответ: "У рыб есть зубы".
Приложение 5
Творчество детей
Кроссворды
Словарная работа
О
О
О
А
А (молоко) (капуста)
О
О
О
О
(мороз) (корова)
Птицы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
- Какая птица выше всех летает? (Орел.)
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
- Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
- Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
- Любимое лакомство аиста, цапли? (Лягушка.)
- Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)
- Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (Филин.)
Приложение 6
Игры на уроках окружающего мира
Игра «Какое время года?»
Педагог загадывает загадку, а дети отгадывают, о каком времени года в ней говорится, и показывают его изображение.
Игра «Кто это?»
1 вариант. Игроки поочередно берут картинки у ведущего, но так, чтобы другие дети не видели, что на них нарисовано. Тот, кто вытянул картинку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное. 2 вариант. Дети становятся в круг. В центре - педагог в роли ведущего. По его сигналу дети движутся то влево, то вправо, при этом приговаривая: Ровным шагом и подскоком Мы идем в руке рука. Вы скажите - мы покажем. Сделайте… вот так! После слова «покажем» дети останавливаются и смотрят на ведущего. Ведущий говорит: «Медведь идет (зайчик прыгает и т.д.)»; в ответ дети должны имитировать движения заданного животного или птицы. В конце игры называются те дети, которые наиболее удачно имитировали движения животных и птиц.
Игра «Кто летает (прыгает, бегает, плавает, ползает)?»
Перед началом игры педагог показывает изображение животного, а дети обсуждают, где оно живет, как передвигается. Далее выбираются пять капитанов, каждый из которых получает треугольники разных цветов; остальные дети получают картинки с изображением птиц, рыб, зверей, насекомых. По сигналу педагога дети, на чьих картинках изображены животные, которые летают, становятся возле капитана с голубым треугольником, изображением плавающих животных - с синим треугольником, с изображением бегающих животных - с зеленым, прыгающих - с красным, ползающих - с желтым. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно нашла своего капитана.
Приложение 7 Порядок работы по некоторым видам нестандартных уроков:
Уроки в форме соревнований и игр
- Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет проведен урок по данной теме (КВН, викторина…)
- Дети делятся на команды (3-4 команды).
- Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды было связано с темой урока.
- Учитель подбирает материал, соответствующий теме урока.
- Учитель должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
- Необходимо заранее выбрать жюри, приготовить награды.
Уроки - путешествия
-
Учитель тщательно продумывает маршрут путешествия.
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала
- Учитель готовит необходимый дидактический материал.
- Дети готовят к уроку сообщения.
- На таком уроке должно быть использовано многообразие видов деятельности учащихся.
- Дети могут подготовить стихи, загадки, песенки по теме урока.
- Если необходимо, учитель подбирает музыкальное сопровождение.
Урок - сказка
- Учитель тщательно продумывает сюжет урока.
- Задания должны быть посильны для детей, но не быть слишком легкими.
- Задания должны усложняться по ходу урока.
- Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.
Примеры дидактических игр на уроках русского языка
в начальной школе
Игра «Не подведи свой ряд».
1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.
Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.
Игра «Путаница»
Расшифруйте слова
ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера)
ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ
(вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг)
Г…Р…Й Д…Р…Г…
Д…К…Б…Ь Г…Т…В
Г…РЯ…И… ДО С…И…А…ИЯ
(герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания.)
АБ…ИКО…, АВ…ОГРА…, АК…АРЕЛ…, АК…АРИУ… .
(Абрикос, автограф, акварель, аквариум.)
КОНБАЛ, НАБАН, РЕЬРАБ, АТОБН ( балкон, банан, барьер, батон)
КАРКАМОР, ЛЕЯКО, ЗЫРЕККО, МЫШКА (каморка, колея, козырек, камыш)
ОКГЕЛ ОННЕЛДЕМ НИКАЗЕМЛЯ
АНЦИЛЕСТ СЯМЕЦ АНИТРАК
ГАЗМАИН РАВЗДСТВУЙТЕ ИНЕРЖЕН
КАРФЕЛЬТО ЯЛЮРТСАК РАКВАРТИ
(легко, лестница, магазин, картофель, медленно, месяц, здравствуйте, кастрюля, земляника, картина, инженер, квартира)
ДБОЕ, ГУРОЕЦ, АОСИН, ЦЕТО (обед, огурец, осина, отец)
ТАМЕЛЛ, ОРТЕМ, КОМОВЬР, АЗАНД, ЛЕНАВО, ОВАРПАН (металл, метро, морковь, назад, налево, направо)
ТОИГ, РИЗКАП, ЗЕНОЙАМ, ВМОТИ, БОЗНО
(итог, каприз, майонез, мотив, озноб.)
Р…К…Т… Р…С…Е…И…
Р…С…К…З Р…Ш…Т…
Р…С…Т…Я…И… Р…С….Н…К.
(Ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок)
(Какое слово здесь лишнее? (Решать» - это глагол, остальное -сущ.)
Игра «Буквы потерялись»
- Какие буквы пропущены?
…ЕЛО
…ННА
…ОРЬ
…ИСТ
…ИГА (Сахар)
Работа по группам. «Найдите пару».
Лед вод
Мясо провод
Поле ферма
Птица ход
Гром рубка
Дом комбинат
Везде провод
Сено хозяйка
Мясо ход
Тепло косилка.
Игра «Отвечай и проверяй».
- Свекла где растет? (на грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод?(шубки)
-Любим мы играть …(в снежки)
- Есть на праздник …(пирожки)
(Что общего в словах? Есть суффикс -к-)
Расшифруйте слова
СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА (песок,помидор, пшеница, победа, прекрасный)
- Какое слово здесь лишнее? (Прекрасный. Это прилагательное.)
Восстановите слова (театр, север, теперь, тарелка, тепловоз)
Т…АТР, …АР…ЛКА,
…ЕВЕР, Т…ПЛ…В…З
Т…П…РЬ, (Какое слово лишнее? Теперь. Остальные - существительные)
ПМЩЬ, ПЧТЛЬН, ПРЗДНК (помощь, почтальон, праздник.)
КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ ( ковш,колодец,котлета, капитан,падеж)
ЖВТН, ЖНГР ЗБТ (животное, жонглер, забота)
Составить слова
И, НИК, ПОД, СНЕЖ - (подснежник)
А, К, ПО, САД - (посадка)
А, УШК, КОРМ - (кормушка)
Урок-соревнование по русскому языку (3 класс).
Тема: "Закрепление знаний о трех типах склонения".
Цели урока:
Учебные:
совершенствование знаний о склонении существительных 1, 2, 3 склонений; распознавание падежей 1, 2, 3 склонений.
Развивающие:
Развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные:
воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, природе.
Ход урока
-
Организационный момент урока.
-
Объявление темы урока.
Сегодня мы завершаем изучение темы "Склонение существительных 1, 2, 3 склонений". На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не личный результат, а результат всей группы.
Работает 5 групп. У каждой - набор цветных кружков.
Красные указывают "отлично, верный ответ",
желтые - "хорошо",
синие - "нужно подтянуться".
Повторение теоретического материала.
Фронтальный опрос.
" Что такое склонение? Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
Приведите примеры двух существительных.
Проводится оценка работы группы кружком.
Устный диктант с использованием сигнальных карточек (1, 2, 3).
Учитель читает существительные, употребленные в разных падежах. Дети указывают склонение.
На кормушке, у снегиря, с крольчихой, за березу, под червяком, у беглеца, на цепи, на цепочке, на поле, перед окном.
Первый ученик (карточка).
Определи падежи существительных.
Пробудился от сна, растет под осиной, бежать за помощью, ходит по полю, плывет по морю.
Второй ученик (у доски).
Продолжи начатые ряды, определи падеж.
К роще, к росинке, … … … …, … … … …, … … … …, … … … …
Для мальчика, для кролика, … … … …, … … … …, … … … …, … … …
На сирень, на дочь, … … … …, … … … …, … … … …, … … … …
Третий ученик (у доски).
Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного.
Говорить сестра
Растет парник
Стоять дверь
Четвертый ученик (у доски).
В предложении укажи падежи существительных.
Капли росы блестят на траве.
Разгадывание загадок (остальная часть класса).
Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста. (Олень)
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик)
Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окно)
Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Задание:
Составьте словосочетания с одним из существительных, употребив его в родительном, дательном, предложном падежах.
Каждая группа работает с определенным словом.
А теперь проверим работу у доски и оценим ее.
Распределительный диктант.
Запишите в столбик падежи. Я диктую словосочетания, вы записываете существительные против каждого падежа.
Находится в портфеле, подошел к печи, сидели на березе, приехал из деревни, ведет в лес, сидел перед болотом, вкусный апельсин.
Проверка и оценка работы каждой группы.
Каждая группа получает текст.
Придумайте заголовок к тексту. Укажите падежи выделенных существительных.
Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Быстро бежит ручей.
Мы с братом ходили гулять в рощу. Под елкой во мху спрятался белый гриб. Я набрал полную корзину .
В лесу шумно. Весь день поют птицы. Весело гудит шмель. Порхает с цветка на цветок бабочка.
Нахмурилось небо. Ударили первые капли дождя. Хлынул сильный дождь. Я спрятался под елкой.
В деревне есть корова по кличке Зорька. Она дает три ведра молока.
Подведение итогов. Д/З. Выставление оценок.
Тема: "Числа от 21 до 100 (закрепление)".
Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.
Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.
Содержание урока:
1. Оргмомент
2. Устный счёт
- Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра "Найди лишнее число".
- Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили.
5, 10, 15, 16, 20 (16 - лишнее)
8, 11, 13, 15, 17 (8)
10, 17, 16, 15, 14 (10)
12, 15, 18, 21, 43 (43)
- Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.
- увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;
- найти сумму чисел 3 и 8;
- найти разность чисел 8 и 3;
- на сколько 8 меньше, чем 14;
- на сколько 14 больше, чем 10.
- Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
3. Игра
- Сейчас мы поиграем в интересную игру "Хлопки". Мне понадобятся два помощника - один будет хлопать за десятки, а второй - за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.
- А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке.
- Молодцы, никто не сбился.
4. Постановка цели урока
- Сегодня мы продолжим изучать тему "Числа от 21 до 100".
Посмотрите на наборное полотно.
- Сколько выставлено квадратов?(23) Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Сколько выставлено кругов?(32) Сколько десятков и единиц в этом числе?
- Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?
- Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес. 8 ед., 9 дес. 9 ед., 5 ед. 3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес. 8 ед.
- Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.
- Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему?
- Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?
- Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
5.Разбор задачи
- Чтение задачи с доски.
Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?
- О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия?
- Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?
- Как нам узнать, сколько заготовили семян?
- Что надо для этого знать?
- Во сколько действий будет задача?
- Что мы найдём первым действием? вторым?
- Записываем решение и ответ.
6. Игра
- А сейчас вы проверите друг друга, насколько хорошо вы умеете считать до 100 и поиграем в игру "Кто быстрей сосчитает?"
- Посмотрите на доску. Там висит таблица, где записаны числа в неправильном порядке. Ваша задача - назвать все числа по порядку, так, как они следуют по порядку счёта от 61 до 90 и показать их на таблице.
90
75
71
63
66
67
82
86
68
78
87
61
73
89
81
74
88
65
77
84
80
69
78
62
70
64
83
72
79
85
Через таблицу могут проходить и два игрока: Один называет числа от 61 до 74, другой - от 75 до 90.
- А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице.
Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61).
7. Подведение итогов урока
- Молодцы, все справились с таким трудным заданием.
- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры?
- Урок окончен.
Фрагмент урока русского языка № 1.
Тема: повторение состава слова.
Цель: создать условия для повторения состава слова и способов словообразования.
Задачи: отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели;
- развивать мышление, память внимание через выполнение различных упражнений и заданий;
- воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через дидактическую игру.
Этап урока - повторение изученного.
Дидактическая игра «Убери лишний вагон».
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.
Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.
забег, заплыв, закон, запуск.
Слово, на каком вагоне здесь лишнее?
Лишнее слово закон, на третьем вагоне?
Почему?
Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.
Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.
Поезд № 2.
чайник, кофейник, молочник, веник.
Какое слово лишнее.
Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.
Запишите слова с суффиксами.
Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.
Поезд № 3.
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Какой вагон, здесь лишний.
Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.
Запишите слова с приставками.
Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.