Окружающий мир во 2 классе. Тема урока: «Про воздух…»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир во 2 классе.

Тема урока: «Про воздух…» Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза. УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Оборудование: опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии, карточки (Приложение) Для опытов: зажигалка, бумажная салфетка, бумажная спираль на нитке, 6 полиэтиленовых пакетов, 6 трубочек, 6 стаканов с водой, 6 воздушных шариков, блюдце и прозрачный стакан, штатив

Ход урока 1. Самоопределение к учебной деятельности: - Что нового узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году? - А как вы думаете, а все ли сведения об окружающем мире вы узнали? - Вы хотели бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире? - Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах. - Скажите, а с чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. 1) Повторение по теме о горных породах и минералах: - Чем горные породы отличаются от минералов? - Приведите примеры горных пород, минералов. Горные породы Минералы Гранит, известняк, базальт, песок, глина, мрамор Соль, кварц, слюда, полевой шпат. 2) Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные

Вопросы: - Что на глобусе обозначено голубым цветом? - Как назвать одним словом снег, дождь, град? - Время года после осени? - Что летом бывает грибным? - Время суток подходящее для завтрака? - Деревья бывают лиственные и :..?



- А теперь обведите первую букву каждого слова в кружок и прочитайте слово, которое получилось? 3. Постановка проблемы. - Какое слово у вас получилось? (воздух) - Как вы думаете, почему я вам загадала это слово? - Верно. Так какой же будет тема нашего урока? (воздух) - А какой будет цель нашего урока? В конце беседы на доске появляется план:

  1. Свойства воздуха

  2. Состав воздуха

  3. Значение воздуха

4. Проектирование и фиксация нового знания. - Где находится воздух? (Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьёв) - Сегодня мы с вами отправимся в «Лабораторию чудес». Мы проведём опыты и наблюдения по определению свойств воздуха, составим сообщение.

Опыт №1. - Возьмите полиэтиленовый пакет и "поймайте" им воздух. Закрутите пакет. Пакет наполнен воздухом. Сделайте небольшое отверстие, надавите на пакет и направьте струю воздуха на лицо. Вы почувствуете прикосновение воздуха к коже. У него есть запах? - Как иногда играют дети с бумажными пакетами, надувая в них воздух. После резкого удара по пакету, что мы слышим? (Пакет громко щелкает и разрывается) - От чего это происходит? Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон, он не имеет запаха

Опыт №2 - Давайте проведем еще один опыт. Возьмите трубочку и опустите ее в сосуд с водой. Слегка подуйте в трубочку. Что появилось? (Пузырьки воздуха) - Какого цвета воздух. Кто заметил? (Пузырьки воздуха бесцветные)
- Почему пузырьки воздуха поднимаются вверх? (Воздух легче воды)
Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях. Мы видим, что он бесцветен и легче воды.

Опыт №3 - Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? Вывод: воздух упругий (Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте) Отпустите шарик. Почему шарик улетел? (Его толкает воздух) - Действительно, воздух всегда находится в движении. Давайте определим, почему?

Опыт №4 - Что наблюдаете? (Спираль шевелится) - Кто может объяснить, почему? (теплый воздух поднимается вверх, приводит в движение спираль.) Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

Физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

Опыт №5 Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха? Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды - несколько дней, а вот без воздуха - несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит - жить. Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух - это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода - поменьше, а углекислого газа - совсем мало.

Посмотрите на диаграмму

Окружающий мир во 2 классе. Тема урока: «Про воздух…»

- Какого газа в воздухе больше всего? - Как вы думаете, какой из газов воздуха самый важный? (Кислород- мы все дышим кислородом) - Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

Опыт №6

- Смотрите, я зажигаю на блюдце салфетку. Горит? (горит)

- А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3… погасла. Почему?

Салфетка ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь - тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады - все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Работа в группах

- Теперь я предлагаю вам поработать в группах

- Попробуйте определить свойства воздуха, сверху над таблицей напишите слово ВОЗДУХ.

Работая, дети заполняют таблицу.

Свойства

Да

Нет

Вкус

Цвет

Запах

Прозрачность

Упругость


- Что у вас получилось?

В виде опорных сигналов свойства воздуха вывешиваются на доске

Воздух:

  • бесцветный

  • безвкусный

  • без запаха

  • прозрачный

  • упругий

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

с. 48 чтение материала учебника

- Почему же воздух одно из главных богатств природы?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Что поможет вам убедиться в том, что вы достигли цели урока? (самостоятельная работа)

- Верно. Сейчас вы выполните самостоятельную работу.

Детям выдаются карточки.

Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.

Найди у Вовы ошибки и исправь их.

Самопроверка.

Для самопроверки выводится на экран карточка эталон.

Бесцветный нет запаха

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

- Кто допустил ошибку?

- Почему?

- Над чем надо поработать?

- Кто выполнил без ошибок?

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

Далее работа по с. 49 учебника, о причинах загрязнения воздуха и устранении этих причин.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели урока?

- О каком объекте природы вы узнали сегодня что-то новое?

- Что нового вы узнали?

- Выполнили мы план урока?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы

Утверждения

Поставь знак + или?

Я понял тему урока

Я достиг цели урока

Я знаю, состав и свойства воздуха

- У кого ещё остались вопросы?

- А как вы можете их устранить?

- А у кого вопросов нет?

- Можете ли вы помочь своим товарищам?

Д.З.

- А что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам предложить изобразить меры по охране воздуха в идее рисунков.







Приложение

Свойства воздуха

Состав воздуха

Значение воздуха


окружает нас со всех сторон не имеет запаха бесцветен легче воды всегда находится в движении прозрачен упруг всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный.

Утверждения

Поставь знак + или?

Я понял тему урока

Я достиг цели урока

Я знаю, состав и свойства воздуха

Свойства

Да

Нет

Вкус

Цвет

Запах

Прозрачность

Упругость

1

Вода

2

Осадки

3

Зима

4

Дождь

5

Утро

6

Хвойные











Используемые ресурсы:

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-vo-2-klasse-pro-vozdukh
  2. netedu.ru/node/13052
  3. festival.1september.ru/articles/572194/
© 2010-2022