РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Родничок» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

п.г.т. Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области.


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании М/О Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ СОШ Протокол№_____от ____________________ п.г.т. Осинки ___________________ _______________ Титков А. А. «____»____________г . «____»________________ г. «____»______________г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности «Родничок»

1 «а» класс

2014 - 2015 учебный год

Программу разработала

учитель начальных классов:

Могилина Галина Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16);
  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция);
Цель работы по духовно-нравственному воспитанию: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью "Гражданина - патриота России". Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

Соответствие целям и задачам основной образовательной программы. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание программы внеурочной деятельности «Родничок» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов. Образовательная программа обучения начальной школы ориентирована на единство учебной и внеурочной деятельности, учитывает особенности контингента учащихся. Данная программа внеурочной деятельности взаимосвязана и основана на единых принципах, целях и задачах, школы - создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса. Руководитель данного курса является также участником основного образовательного процесса. Учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта в рамках УМК «Школа России». Вариативная же часть должна обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Связь содержания программы с учебными предметами. Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных). Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической. Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала. Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий. Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире. Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной. Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы. Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, ИЗО, музыкой, технологией). Количество часов, рассчитанных на реализацию программы. Содержание программы рассчитано на занятия с обучающимися 1 класса образовательной школы (34 часа, с сентября по май включительно), проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Занятия проводятся во второй половине дня. Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, своей школой, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, поселок и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба. Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический. Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии в школьный музей; наблюдения; экскурсий по поселку, целевые прогулки. Словесный метод

    • чтение стихотворений;
    • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
    • ответы на вопросы педагога, детей;
    • сообщение дополнительного материала;
  • загадывание загадок;
    • рассматривание наглядного материала;
    • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    • разбор житейских ситуаций;
    • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод
  • проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
  • проведение экскурсии различной направленности;
  • организация вечеров с родителями, для родителей.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического. Личностные результаты:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты: умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности К концу первого года обучения обучающиеся должны знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка и дату его основания, района; основные улицы поселка; памятные и исторические места; герб и флаг района, области; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края. уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке. Ожидаемые результаты обучения:
  • возрастет интерес к истории, краеведению;
  • возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
  • возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
  • сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы. Воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
  • участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
  • участие в социальных акциях;
  • отчеты по экскурсиям, практическим работам;
  • защита проектов.
Календарно-тематическое планирование

Тема

Всего часов


Дата по плану 1. Введение

1
2.Род и родословная

3
3. Дом, в котором я живу

2
4. Моя улица

1
5. Наша школа

2
6. Почему мой поселок так называется?

3
7. Мир живой природы родного края

6
8. Народный календарь

2
9. Что дает наш край стране?

2
10. Наш край богат талантами

3
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны

4
12. Герб села, района, области

2
13. Красная книга родного края.

3

Содержание тем курса Тема 1: Введение (1ч) История изучения края. Форма проведения: экскурсия в школьный музей. Тема 2:" Род и родословная ". (3 ч)
  • Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
  • Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
  • Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 3: "Дом, в котором я живу ". (2 ч )
  • Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
  • Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 4: "Моя улица". (1 ч) Урок-экскурсия по улицам п. Осинки. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Тема 5:"Наша школа". (2 ч)
  • Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
  • Знаменитые выпускники - дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
Тема 6: " Почему мой поселок так называется? ". (2 ч)
  • Экскурсия по поселку. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
  • Творческая работа «Загадочный мир названий» Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания.
Тема 7: "Мир живой природы нашего края". (6 ч)
  • Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.
  • Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
  • Памятники природы района.
  • Климат. Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы: определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды; Практические занятия: разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
  • в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
  • в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
  • операция "Чистый двор".
Тема 8: " Народный календарь". (2ч) Изучение быта и культуры наших предков ,связанный со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники. Тема 9:"Что дает наш край стране". (2 ч) 1. Знакомство с сельским хозяйством поселка, его предприятиями, их история. 2. Экскурсии на предприятия. 3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Тема 10:"Наш край богат талантами".(2 ч) Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта. Тема 11:"Наш край в годы Великой Отечественной войны". (4 ч) Форма занятия: музейный урок, беседа. 1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. 2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом. 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта. 4. Экскурсия к памятнику. Составление экспозиции "Дедушкины ордена и медали". 5. Концерты для ветеранов войны. Тема 12: "Герб района". (2 ч) Лекция по геральдике. Творческая работа по созданию символа (герба) своего поселка. Форма занятия: музейный урок. Тема 13:"Красная книга родного края".(2 ч) Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю. Творческая работа-создание Красной книги микрорайона.
Информационные ресурсы
  • Кондаков А.М. "Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования." - Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
  • Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
  • Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975
  • Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
  • Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3.
  • Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.
  • Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с
  • Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование - 2005 - №7 - с. 166 - 169. Сценарии Православных праздников. 4.2. Сост. Соколов А.В. - М.: Шк. пресса. 2004.- 80 с.
  • Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991
  • Астахов В. В. Заповедная природа Липецкого края : на рубеже тысячелетий[Текст] / В. В. Астахов, Ю. В. Дюкарев, В. С. Сарычев. - Липецк : Фото-Проф-Тасс, 2000. - 120 с. : ил.
  • Клоков А. Ю. Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка [Текст] / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. - Липецк : Липецкое областное краеведческое общество, 2006. - 384 с
  • Славные имена земли липецкой : биографический справочник об известных писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства / ЛОДБ ; авт.-сост. А. И. Тамбовская. - Липецк : Де-факто, 2007. - 448 с. : ил.
Интернет ресурсы
  • yxdaha.ru›primetaglav.php - календарь народных примет о погоде
  • heraldrybooks.ru -литература по геральдике
  • lipetsk.ru/
  • gorodlip.ru/
  • gorod48.ru/
  • lipetsknews.ru/
  • admlr.lipetsk.ru/
  • boevka.dolgorukovo.net/index.php/fgos/12-rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-1-klass

11


© 2010-2022