- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Родничок (По стране этики и этикета) 3 класс
Программа кружка Родничок (По стране этики и этикета) 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хаджирокова С.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»
Протокол № ____ от «__»_____2015г. Утверждаю:
Согласовано: заместитель директора по УВР Директор гимназии
________________ / Л. Д. Точисская / ___________ /Н. Ш. Чич/
Программа кружка
«Родничок»
3 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель программы:
Хаджирокова С. А.учитель начальных классов,
первая квалификационная категория.
Пояснительная записка Данная программа составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на то, чтобы приобщить детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Актуальность и социальная значимость данного кружка состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе, формирование навыков коммуникации. Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
- школа
- парк
- библиотека
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Требования к уровню подготовки учащихся. Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой и т. д. Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души. Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться. Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.
- применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
- овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
- согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
- овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
- овладеть культурой разговора, искусством спора;
- использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
Кружок « РОДНИЧОК» рассчитан на 1 год обучения (35 часов) для учащихся 3 классов и может быть реализована во внеурочное время по 1 часу в неделю.
Содержание программы кружка
«Родничок»
(По стране этики и этикета) 3 класс. Раздел I. Этика общения (8 часов) Тема 1. Здравствуйте все! «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. Тема 2. Будем беречь друг друга. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. Тема 3. Дружим с добрыми словами. Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть - доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость - нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость - жалостью, сочувствием и т.д. Тема 4. Любим добрые поступки. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. Тема 5. Подари дело и слово доброе. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на телефон - это память для ребят. Тема 6. Умеем общаться. Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них - проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. Тема 7. Каждый интересен. Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Тема 8. Подарок коллективу. Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ … Раздел II . Этикет (7 часов) Тема 9. Премудрости дедушки Этикета. Этикет - свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом. Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. Тема 11. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. Тема 12. Когда рядом много людей. Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. Тема 13. Как решать семейные проблемы. Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. Тема 14. Чистый ручеек вашей речи. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Тема 15. Встречаем Новый год. Классный «Огонек» с праздничным столом. Раздел III. Этика отношений с окружающими (10 часов) Тема 16. Душа - это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия. Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца - двери добра и доверия. Тема 18. Хорошие песни к добру ведут. Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Тема 20. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д. Тема 21. О настоящем и поддельном. Настоящее - это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. Тема 22. Тепло родного дома. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Тема 23. Поздравляем наших мам. Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Тема 24. Цветы, цветы - в них Родины душа. Цветы - это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Тема 25.Когда солнце тебе улыбается. Итоговое занятие - праздник весны и песни. Раздел IV. Этика отношений в коллективе (10 часов) Тема 26. Чтобы быть коллективом. Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Тема 27. Коллектив начинается с меня. Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. Тема 28. Подарок коллективу. Занятие проводится по традиционной методике. Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». Тема 30. Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Тема 31-32. Вот и стали добрей и умней. Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. Тема 33. Храни достоинство свое повсюду, человек! Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства. Тема 34-35. Школе посвящается. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
I. Этика общения 8 | ||||
1. | Здравствуйте все! | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
2. | Будем беречь друг друга. | 1 | Путешествие в сказку. Инсце-нирование. Решение педагогических задач. |
|
3. | Дружим с добрыми словами. | 1 | Игра. Познавательная беседа. |
|
4. | Любим добрые поступки
| 1 | Познавательная беседа.Разучивание песни.
|
|
5. | Подари дело и слово доброе
| 1 | Путешествие в сказку
|
|
6. | Умеем общаться | 1 | Рассказ. Беседа. Игра |
|
7. | Каждый интересен | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
8. | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры |
|
II. Этикет 7 | ||||
9. | Премудрости дедушки Этикета | 1 | Беседа. Решение задач |
|
10. | За столом с дедушкой Этикетом | 1 | Познавательная беседа. Игра |
|
11. | Школьные правила этикета
| 1 | Работа с картинка-ми. Сценки-миниа-тюры |
|
12. | Когда рядом много людей | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городку. |
|
13. | Как решать семейные проблемы | 1 | Познавательная беседа. Игра |
|
14. | Чистый ручеек вашей речи | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
15. | Встречаем Новый год | 1 | Классный «Огонек» |
|
III. | Этические нормы отношений с окружающими. | 10 |
|
|
16. | Душа - это наше творение | 1 | Познавательная беседа. Игра. Рисо-вание сказочных героев. |
|
17. | Отворите волшебные двери добра и доверия | 1 | Познавательная беседа. Игра |
|
18. | Хорошие песни к добру ведут | 1 | Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр. |
|
19. | Вглядись в себя, сравни с другими | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
20. | Помоги понять себя | 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
21. | О настоящем и поддельном | 1 | Познавательная беседа. Игра |
|
22. | Тепло родного дома | 1 | Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» |
|
23. | Поздравляем наших мам |
| Праздник. |
|
24. | Цветы, цветы - в них Родины душа
| 1 | Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городке. |
|
25. | Когда солнце тебе улыбается
| 1 | Праздник. Игры. Песни. |
|
в коллективе. | ||||
26. | Чтобы быть коллективом
| 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
27. | Коллектив начинается с меня
| 1 | Познавательная беседа. Игра. |
|
28. | Подарок коллективу
| 1 | Урок - сюрприз. Игра |
|
29. | Секретные советы девочкам и мальчикам
| 1 | Познавательная беседа. Игра.
|
|
30. | Скажи себе сам
| 1 | Сочинение «Скажи сам себе» |
|
31-32 | Вот и стали добрей и умней
| 2 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра. |
|
33. | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 1 | Разговор за круглым столом |
|
34-35 | Школе посвящается | 2 | Праздник. |
|
Список литературы
- Белопольская Н.А. и другие. "Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра".
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. - Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей". М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. - М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Современный урок". Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. "Совсем не обычный урок". Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
- Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
- Малкова Ю. "Умный читатель". Серия "Через игру к совершенству". М.: "Лист", 1999.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык», 1986.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. - М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. - М.: Эксмо, 2010
- Русские народные сказки Афанасьева. - Л.: Лениздат, 1983.
- "Сказка как источник творчества детей". Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
- Симановский А.Э. "Развитие творческого мышления детей". Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
- Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 - 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
- Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 - 8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Энциклопедия этикета. - СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
- Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство "АСТ", 1998.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: "Астрель", "Олимп", "АСТ", 2000.
- Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
- Титкова Т.В. Как принимать гостей. - Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.
- Чуковский К.И. Телефон.
- Чуковский К.И. Краденое солнце.
- Шалаева Г.П. Как себя вести? - Издательская группа АСТ., 2010.