- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему «Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки»
Конспект урока по русскому языку на тему «Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кондрашова С.Б. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 «б» классе
МАОУ СОШ №5, р.п. Приютово, Белебеевского района,Р.Башкортостан
Тема: «Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки».
.
Учитель первой категории: С.Б.Кондрашова
Русский язык
ЧАСТИ СЛОВА. ПРИСТАВКА
Тема: Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.
Цель:
- развитие умений находить приставку в слове, различать омонимичные приставки и предлоги, отличать их от сходных по буквосочетаниям начальных частей корня;
- мотивировать слитное или раздельное написание слов, правильно писать слова с орфограммами-пробелом (предлогом) и контактом (приставкой).
3- Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.
Оборудование: презентация, рисунки зимы, картина- «Зима»
Ι. Актуализация знаний. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1. Оргмомент
Итак, ребята, если всё хорошо. Начинаем наш урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Сегодня мы с вами отправимся в необычайное путешествие.
2. Чистописание
-Дети, как обычно, мы начинаем нам урок с минутки чистописания. И попадаем на станцию «Отгадай-ка».
Здесь вы должны отгадать загадку и записать красиво первую букву отгадки.
Загадка.
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю.
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима)
-Посмотрите на образец написания и красиво пропишите буквы в тетради.
з
З(слайд 1)
Запись предложения:
Здравствуй, зимушка-зима!(слайд2
-Найдите в этом предложении однокоренные слова. (зима, зимушка)
-Назовите корень в этих словах. (-зим-) -Подберите ещё однокоренные слова. (зимний, зимует, зимовать, перезимовать (слайд 3)
Слова на карточках прикрепляются на доску)
-Какая орфограмма в слове зима?
-Назовите проверочные слова для этого слова. (зимний, зимушка)
-Разберите по составу слово зимушка.
3. Постановка темы урока.
-Мы продолжаем отгадывать загадки.
Загадка.
Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка)
-Слушаем дальше.
Загадка.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе.
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)
-Какова будет тема нашего урока?
Значит, сегодня на уроке мы будем говорить о приставке и предлоге. А эпиграфом будут слова: (эпиграф на доске) (слайд 4)
Ты, подумав,
Отвечай-ка,
Где предлог,
А где приставка! - Что такое приставка? - Как найти приставку в слове? - Какие бывают приставки? - Как отличить приставку от предлога? - Как пишутся приставки?
-Вернемся к однокоренным словам к слову зима. Какое слово относится к теме нашего урока?( перезимовать)
II. Открытие знаний. 1. Рассматривание иллюстрации к разделу. - Чем занят Афанасий? - Сколько значений у слова приставка? (1) То, что приставлено, присоединено к чему-либо. 2) Часть слова.) 2. Игра «Знаток приставок».(слайд 5) - Я называю слова, а вы записываете только приставки. Уж, ох, муж, на, от, я, ой, с, к, у, по, му, ой, про. - Сверьте ответы по слайду (записи на доске). На, от, с, у, по, про.(слайд 6) - Поднимите руку, у кого всё выполнено верно. Молодцы! 3. - Запишите словосочетания. (Над)кусить яблоко, (по)садить осинку, (по)смотреть (на)небо, (со)рвать ромашку, (у)ехать (на)троллейбусе.(слайд 7)
- Написание, каких слов надо запомнить? Почему? Какие буквы гласных вы написали в корне слова?
4.Как отличить приставку от предлога?
-Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить вопрос или другое слово.
-Как пишутся приставки и предлоги со словами? Почему?
-Приставка - часть слова, поэтому она пишется слитно. Предлог - это часть речи. Он пишется с другими словами раздельно. 5. Работа по учебнику. а) Упр. 143 - закрепляется умение выделять части слова, находить слова с приставками. - Объясните схему, которая записана на доске. ________ + = новое слово (слайд 8) (С помощью приставок образуются новые слова.) - Назовите слова, в которых есть приставки. - Что их ещё объединяет? (Однокоренные.) - Чем отличается от них слово звездолёт? б) Упр. 144 - развивается умение различать омонимичные приставки и предлоги (за-), мотивировать слитное и раздельное написание за- со словами. Образец рассуждения: В 1-м предложении в слове закрасила за- - это приставка, часть слова (между за- и словом красила нельзя вставить другое слово, называет действие, а предлоги употребляются со словами-названиями предметов). Так как приставка - часть слова, она написана слитно, можно подобрать однокоренные слова без приставки или с другими приставками (красила, покрасила). Во 2-м предложении за - предлог (между ним и словом можно вставить другое слово: пошёл за (новыми) красками, употребляется со словом-названием предмета). Предлог пишется раздельно со словом. Последнее задание можно усложнить: составить словосочетание, в котором есть одновременно и приставка за-, и предлог за (забежать за угол).
III.Физ минутка
- Продолжаем наше путешествие.
Станция «Отдыхай-ка»
-Если в слове есть приставка, то вы хлопаете в ладоши. Если слово с предлогом- сидим прямо. Мы немного отдохнем и узнаем, какие вы, дети, внимательные.
Замела, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, на ветру, замерз, на катке, с горы, подснежник.
ΙV. Развитие умений - применение знания. Работа по учебнику. 1. Упр. 145 - развивается умение отличать одинаковые (омонимичные) приставки и предлоги, писать их слитно или раздельно со словами. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. 2. Упр. 146 - развивается умение анализировать состав слова, отличать буквосочетание на-, которое может быть приставкой или частью корня. - Какую особенность в словах вы заметили? - Ответьте на вопрос: почему авторы предложили понаблюдать за этими словами? (Не всегда на- это приставка в слове.) Слова с приставками: наводнение, набег, наговорить, написал. Способ проверки: попробуйте закрыть приставку и проверить, существует ли такое слово. 3. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради.(c.24) - Сверьте свой вариант ответа с ключами в приложении. - Кто правильно выполнил задание? Какое слово вы выбрали? Объясните своё решение. (Побег - подбираем однокоренные слова: бег, разбег, убежать, пробежка, между по- и -бег нельзя вставить слово, значит, это приставка.) - Запишите пример в тетради. Как нужно написать слово, раскрыв скобки? (Слитно.)
П. Почему по- не является приставкой в слове победа? (Однокоренные слова: победить, победный, непобедимый, по- нельзя убрать (закрыть) без изменения смысла - победа и беда имеют разные значения
-Молодцы, вы хорошо справились и с этими заданиями.
V. Итог урока.
Чем мы закончим своё урок, отгадайте. (слайд 9)
Корень мой находится в цене,
В очерке найдёшь приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке ты встречаешь.
Вся же в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
-А оценку на уроке вы уже получили. Все вы умники и умницы
VI. Домашнее задание. 1. Упр. 1, с. 130.
2. Задание № 2, тема 4 в рабочей тетради
Урок русского языка в 3 «б» классе
МАОУ СОШ №5, р.п. Приютово
Тема: «Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки».
.
Учитель: С.Б.Кондрашова
ноябрь 2014г.