Урок русского языка тема Антонимы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: " Слова- антонимы". 3 «А» класс Цель: создать условия для ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы. Задачи:

  • обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.
  • содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;

  • способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

  • воспитывать аккуратность при письме.

Тип урока: получение новых знаний.

Ход урока.

1. Организация класса.

-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое

Пальчиковая гимнастика

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка,

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали. 2. Проверка домашнего задания Письмо под диктовку Друзья играли на траве в футбол. К Ильюше пришли домой товарищи. Мы с приятелями смастерили настоящий самолёт. - Подчеркните в предложениях синонимы. Словарный диктант ( 1 ученик работает у доски)

3. Сообщение темы урока.

- Название темы урока мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны работа в группе.

п

а

р

у

с

к

а

п

и

т

а

н

ш

т

о

р

м

я

к

о

р

ь

т

а

н

к

е

р

б

и

н

о

к

л

ь

м

а

я

к

в

о

л

н

ы

1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.

6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК

8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -

Бежим по воде. (волны)

- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)

-На какие вопросы мы можем с вами ответить за наш урок? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)

-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)

-Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи 4. Открыть новые знания - Итак, приступим к выполнению задач. - Первая наша задача? (дать определение) - Где можем найти определение? (в учебнике и словаре) - Работа со словарем и учебником (чтение определения) - Итог учителя:

Антонимы - это слова, противоположные по лексическому значению

Историческая справка.

Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и "онима"- "имя".

-Откуда я взяла эту информацию?

-А как бы вы их назвали по своему?

-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.

(Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий)

-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?

-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.

Гимнастика для глаз. электронная Работа над новым материалом. Перед вами рассыпаны пословицы. Вам необходимо их собрать и записать в тетрадь. -Работать будем в парах. - Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны) Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье - свет, неученье - тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Самопроверка (по доске) -Теперь проверим, что у вас получилось. -Кто справился сам - поставьте себе плюс, а кто с помощью доски - плюс - минус. -Объясните, как вы понимаете эти пословицы? -Найдите и подчеркните все пары антонимов из пословиц Проверь себя - Давайте, проверим, что у нас получилось?(по доске) -Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок - поставит себе плюс, а если есть ошибки - плюс -минус, кто не смог справиться - минус. -Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.

-А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот".

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь…

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь…

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты…

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…

Теперь начало я скажу, -

Ну, отвечай… Вам предстоит поработать в группе, суметь договориться и решить учебную задачу.

- Соедините и запишите слова левого столбика со словами 2 столбика

Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов

Добрый холодный

Быстрый медленный

Теплый темный

Радостный низкий

Высокий унылый

Светлый злой - Мы с Вами выполнили еще одно интересное задание.

В завершении нашего урока тестирование. Взаимопроверка с доски.

  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению - это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка


  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос


  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый


  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель - вьюга

Б) чистый - грязный

В) хороший - красивый
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. -Наш урок подходит к концу. -Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)

В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую?

-Как вы думаете , мы достигли ее?

-Чему научились?

-Какой урок получился? Благодаря чему? - Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам. - Ставьте +, если утверждение для вас верно:

1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.

2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками.

3. Я могу дать определение понятию «антонимы».

4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.

5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи. - Кто считает, что у него за урок 5 баллов? У кого 4? Как вы думаете, над чем вам необходимо поработать? Что прочитать еще раз? - Наше с вами путешествие закончилось. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок.

Рефлексия.

3 смайлика с разными выражениями:

1.Улыбается -все получилось, работал быстро. правильно.

2. Серьезный - работал правильно. но медленно. не все получалось.

3.Грустный - работал с ошибками, медленно.

Д./з. с.22 упр65 - Наш урок закончился. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок

1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС

п

а

р

у

с

к

а

п

и

т

а

н

ш

т

о

р

м

я

к

о

р

ь

т

а

н

к

е

р

б

и

н

о

к

л

ь

м

а

я

к

в

о

л

н

ы

2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН

3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ

4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,

Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ

5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.

6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)

7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК

8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -

Бежим по воде. (волны)

Урок русского языка тема АнтонимыУрок русского языка тема Антонимы

Урок русского языка тема АнтонимыУрок русского языка тема Антонимы

Урок русского языка тема АнтонимыУрок русского языка тема Антонимы

Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий

Маленькое дело лучше,

чем большое безделье.

Легче друга потерять, чем найти.

Ученье - свет,

неученье - тьма.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов

Добрый холодный

Быстрый злой

Теплый темный

Радостный низкий

Высокий унылый

Светлый медленный


  1. Слова, различные по написанию, но близкие по значению - это:

А) антонимы

Б) многозначные

В) синонимы

  1. Какое из слов является многозначным?

А) ручка

Б) учитель

В) кошка


  1. Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:

А) глухой согласный

Б) глухой переулок

В) глухой голос


  1. Подбери антоним к слову злой из слов:

А) грязный

Б) худой

В) добрый


  1. Какая пара слов является антонимами?

А) метель - вьюга

Б) чистый - грязный

В) хороший - красивый

ГУ «Первомайская средняя школа

отдела образования акимата Мендыкаринского района»

Открытый урок по русскому языку

Тема

«Антонимы»

3 «А» класс

Урок русского языка тема Антонимы



Подготовила учитель

начальных классов

Голованова Н.В









2015-2016 учебный год.

Урок русского языка тема АнтонимыУрок русского языка тема АнтонимыУрок русского языка тема АнтонимыУрок русского языка тема Антонимы

© 2010-2022