- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка тема Антонимы
Урок русского языка тема Антонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболева (.Н. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: " Слова- антонимы". 3 «А» класс Цель: создать условия для ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы. Задачи:
- обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.
-
содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
-
способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
- воспитывать аккуратность при письме.
Тип урока: получение новых знаний.
Ход урока.
1. Организация класса.
-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое
Пальчиковая гимнастика
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали. 2. Проверка домашнего задания Письмо под диктовку Друзья играли на траве в футбол. К Ильюше пришли домой товарищи. Мы с приятелями смастерили настоящий самолёт. - Подчеркните в предложениях синонимы. Словарный диктант ( 1 ученик работает у доски)
3. Сообщение темы урока.
- Название темы урока мы узнаем, разгадав кроссворд. Будьте очень внимательны работа в группе.
п
а
р
у
с
к
а
п
и
т
а
н
ш
т
о
р
м
я
к
о
р
ь
т
а
н
к
е
р
б
и
н
о
к
л
ь
м
а
я
к
в
о
л
н
ы
1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС
2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН
3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ
4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ
5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.
6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)
7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК
8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде. (волны)
- Кто может назвать тему сегодняшнего урока? (антонимы)
-На какие вопросы мы можем с вами ответить за наш урок? (что такое антонимы? Для чего они нужны?)
-Может кто-нибудь уже знает, что такое антонимы? (закрыть доску)
-Сегодня мы узнаем, что такое антонимы, для чего они нужны в нашей речи 4. Открыть новые знания - Итак, приступим к выполнению задач. - Первая наша задача? (дать определение) - Где можем найти определение? (в учебнике и словаре) - Работа со словарем и учебником (чтение определения) - Итог учителя:
Антонимы - это слова, противоположные по лексическому значению
Историческая справка.
Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и "онима"- "имя".
-Откуда я взяла эту информацию?
-А как бы вы их назвали по своему?
-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.
(Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий)
-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?
-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.
Гимнастика для глаз. электронная Работа над новым материалом. Перед вами рассыпаны пословицы. Вам необходимо их собрать и записать в тетрадь. -Работать будем в парах. - Кто напомнит правила работы в паре?(работа в паре, пословицы разрезаны) Возьмите конверты и соберите пословицы. Будьте очень внимательны.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье. Легче друга потерять, чем найти. Ученье - свет, неученье - тьма. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Самопроверка (по доске) -Теперь проверим, что у вас получилось. -Кто справился сам - поставьте себе плюс, а кто с помощью доски - плюс - минус. -Объясните, как вы понимаете эти пословицы? -Найдите и подчеркните все пары антонимов из пословиц Проверь себя - Давайте, проверим, что у нас получилось?(по доске) -Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок - поставит себе плюс, а если есть ошибки - плюс -минус, кто не смог справиться - минус. -Молодцы! Мы можем смело двигаться вперёд.
-А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь…
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай… Вам предстоит поработать в группе, суметь договориться и решить учебную задачу.
- Соедините и запишите слова левого столбика со словами 2 столбика
Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов
Добрый холодный
Быстрый медленный
Теплый темный
Радостный низкий
Высокий унылый
Светлый злой - Мы с Вами выполнили еще одно интересное задание.
В завершении нашего урока тестирование. Взаимопроверка с доски.
-
Слова, различные по написанию, но близкие по значению - это:
А) антонимы
Б) многозначные
В) синонимы
-
Какое из слов является многозначным?
А) ручка
Б) учитель
В) кошка
-
Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:
А) глухой согласный
Б) глухой переулок
В) глухой голос
-
Подбери антоним к слову злой из слов:
А) грязный
Б) худой
В) добрый
-
Какая пара слов является антонимами?
А) метель - вьюга
Б) чистый - грязный
В) хороший - красивый
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. -Наш урок подходит к концу. -Скажите, как вы думаете для чего в речи нужны антонимы? (Чтобы наша речь была более яркой и выразительной)
В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую?
-Как вы думаете , мы достигли ее?
-Чему научились?
-Какой урок получился? Благодаря чему? - Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам. - Ставьте +, если утверждение для вас верно:
1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.
2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками.
3. Я могу дать определение понятию «антонимы».
4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.
5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи. - Кто считает, что у него за урок 5 баллов? У кого 4? Как вы думаете, над чем вам необходимо поработать? Что прочитать еще раз? - Наше с вами путешествие закончилось. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок.
Рефлексия.
3 смайлика с разными выражениями:
1.Улыбается -все получилось, работал быстро. правильно.
2. Серьезный - работал правильно. но медленно. не все получалось.
3.Грустный - работал с ошибками, медленно.
Д./з. с.22 упр65 - Наш урок закончился. Уверена, что завтра на уроке вы сможете рассказать друг другу о стране….антонимов. Закончим наш урок улыбкой. Спасибо вам за урок
1.Я от ветра надуваюсь,
Но ничуть не обижаюсь,
Пусть меня он надувает,
Яхте скорость прибавляет.
ПАРУС
п
а
р
у
с
к
а
п
и
т
а
н
ш
т
о
р
м
я
к
о
р
ь
т
а
н
к
е
р
б
и
н
о
к
л
ь
м
а
я
к
в
о
л
н
ы
2.Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль ...
КАПИТАН
3.Нептун, явно, с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …
ШТОРМ
4.Плаваю на корабле,
Иногда лежу на дне,
На цепи корабль держу,
судно в море сторожу,
Чтобы ветер не угнал,
На волнах лишь покачал.
ЯКОРЬ
5.Это судно у причала
В трюмы нефти накачало.
Больше трюм, чем баки в танке.
И зовётся судно …
ТАНКЕР.
6.Чтоб увидеть мне вдали,
Как проплывают корабли,
В него я быстро погляжу
И всем ребятам расскажу(бинокль)
7. Шторм на море иль туман,
Но где краешек земли
Знает каждый капитан.
Что горит для них вдали?
МАЯК
8. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде. (волны)
Больной, здоровый, веселится, грустит, слабый, крепкий
Маленькое дело лучше,
чем большое безделье.
Легче друга потерять, чем найти.
Ученье - свет,
неученье - тьма.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Найди противоположные значение и проведи стрелки между парами слов-антонимов
Добрый холодный
Быстрый злой
Теплый темный
Радостный низкий
Высокий унылый
Светлый медленный
-
Слова, различные по написанию, но близкие по значению - это:
А) антонимы
Б) многозначные
В) синонимы
-
Какое из слов является многозначным?
А) ручка
Б) учитель
В) кошка
-
Указать, в каком случае слово глухой употреблено в переносном значении:
А) глухой согласный
Б) глухой переулок
В) глухой голос
-
Подбери антоним к слову злой из слов:
А) грязный
Б) худой
В) добрый
-
Какая пара слов является антонимами?
А) метель - вьюга
Б) чистый - грязный
В) хороший - красивый
ГУ «Первомайская средняя школа
отдела образования акимата Мендыкаринского района»
Открытый урок по русскому языку
Тема
«Антонимы»
3 «А» класс
Подготовила учитель
начальных классов
Голованова Н.В
2015-2016 учебный год.