• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Пути и средства достижения планируемых результатов ФГОС НОО средствами учебно-методического комплекта системы развивающего обучения

Пути и средства достижения планируемых результатов ФГОС НОО средствами учебно-методического комплекта системы развивающего обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути и средства достижения планируемых результатов ФГОС НОО средствами учебно-методического комплекта системы развивающего обучения.


Григорьева Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 с/п «Село Пивань»

Комсомольский район
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве «смысла и цели современного образования» названо развитие личности, что подразумевает «умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы», так как «новыми нормами становится жизнь в постоянно меняющихся условиях» [7, 1] Приоритетами образования в XXI веке признаны идеалы развивающего обучения, каковыми и является научно обоснованная, проверенная временем система Л.В. Занкова. Для нее академик А.Г. Асмолов нашел очень точное определение: «психодидактика», а Л.В. Занкова - лидером психодидактики. Система Л.В. Занкова - это целостная система, разработанная во всех ее частях: цель; задача; дидактические принципы (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, изучение программного материала быстрым темпом, осознание школьниками процесса учения, систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых); типические свойства методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность); предметные методики; организационные формы; система изучения успешности обучения и развития школьников; полный учебно-методический комплект для начальных классов. Обучение по системе Л.В. Занкова позволяет получить качественно иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. Федеральные государственные образовательные стандарты и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют единое психолого-педагогоческое обоснование - теорию Л.С. Выготского. Цель системы сформулирована как достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, основная задача обучения: представить ребёнку широкую целостную картину мира средствами науки и искусства и непосредственно познания. Кроме того, методологическую основу требований Стандарта составляет системно-деятельностный подход, который сформировался в отечественной педагогике, в том числе в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова и их реализации на практике. Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как со взрослым, так и с ровесником. Таким образом, на современном этапе развития образования совпали важнейшие дефиниции, характеризующие систему Л.В.Занкова и ФГОС НОО 2009 года: - цель образования - развитие личности; - понимание необходимости именно общего, а не только интеллектуального развития детей с разными возможностями к обучению; - понимание способа достижения цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности. Принимая во внимание то, что системно-образующими компонентами стандартов являются требования к результату образования, представленная целостная педагогическая система обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Остановимся более подробно на особенностях отбора и структурирования содержания учебных курсов. Одним из главных факторов, влияющих на развитие современного образования, философы называют процесс глобализации. Сегодняшняя реальность требует от человека умения целостно воспринимать мир, осмысливать себя и свою деятельность в контексте различных связей. Интеграция учебных курсов позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л.В.Занкова - представить обучающимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Например, отличительной особенностью построения курса «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) является его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества как компонентов единого мира. [2, 4] В основе курса «Литературное чтение» (автор В.Ю. Свиридова) лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства и органично сочетает работу по восприятию произведений литературы, музыки, изобразительного искусства.[5,7] Курс «Русского языка» (автор Полякова А.В.) разработан на коммуникативно-когнитивной основе, что позволяет осваивать в единстве логическую систему языка, речь, а также знакомиться с историей языка при сравнении образов, созданных словесными и изобразительными средствами.[5, 7] Цели, поставленные перед преподаванием курса «Математики» (автор И.И. Аргинская), достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.[1,4] При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и тоже учебное содержание может быть представлено в форме наглядных или словесных образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов. Разнообразие представленного учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логическое; разные типы восприятия и переработки информации, а в целом создает предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний. Вариативны и способы приобретения знания - каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации. Интерпретируемое знание, поиск способов решения учебной проблемы рождают эмоциональное переживание, которое также наполняет процесс познания личностными смыслами, открывает возможности для воспитания эмоциональной и волевой сферы, нравственных представлений, уровня притязаний. Авторский коллектив выделил и реализовал в УМК с 1 по 4 класс предпосылки для проведения проектно-исследовательской, поисковой деятельности (индивидуально, в парах, в группах): умение видеть проблемы, задавать вопросы; находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное; формулировать правила, давать определение понятиям; классифицировать, делать выводы и умозаключения; проводить наблюдения наглядных объектов, опыты и эксперименты; определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней; пользоваться учебными моделями, знаково-символическими средствами, общими схемами решения; структурировать материал, создавать текст; владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и незнания; доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества.[5,14] Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по диагностике школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, комплексных проверочных работ. Таким образом, интеграция учебных курсов создает предпосылки для духовно-нравственного развития, что находит воплощение в отборе материала, в системе заданий, в организации содержательного общения детей на уроке, в стимулировании продуктивной внеурочной деятельности и в создании атмосферы, в которой протекает жизнь ребенка в школе. Как и традиционной системе, основной формой обучения в системе Л.В. Занкова является классно-урочная форма. Вместе с тем, несмотря на такое сходство, схема построения урока отличается от схемы моноурока. Решению этой задачи способствует, прежде всего постоянно поддерживаемая в системе развивающего обучения Л.В. Занкова новизна на уроке или в содержании, или деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях. Это достигается за счет особого структурирования освоения базового содержания курса. Задания, стоящие в учебнике рядом, посвящены разным вопросам. Такая структура требует включения в один урок работы с разным материалом, продвижения в изучении нескольких тем. Из них одна является для данного урока ведущей и определяет его тему, остальные служат своеобразным фоном и продолжают развитие других тем, начатых ранее. Опыт показывает, что именно объединение в одном уроке разных вопросов способствует, с одной стороны, естественной индивидуализации темпа и глубины овладения знаниями, умениями и навыками каждым ребенком, а с другой - позволяет значительно более эффективно использовать время урока. Ведь переключение детей на совершенно новый, по сравнению с предыдущим, материал снимает накопившуюся усталость, возбуждает новую волну интереса. Следующей особенностью урока является отсутствие четкого разделения на привычные этапы: повторение, изучение нового, закрепление. Это связано с тем, что каждое задание учебников включает в себя элементы всех этих этапов. Пропедевтическое ознакомление с определенной единицей усвоения (понятием, действием, правилом, свойством), существенно связанной с актуальным содержанием для данного периода обучения; открытие учениками правила (понятия, действия, свойства) в ходе выполнения системы заданий поискового характера, попытка его формулировки, сверка с вариантом учебника, корректировка в случае необходимости; заключение этой единицы усвоения в новые связи при изучении новой темы, в которой будут зарождаться основы другой, новой единицы усвоения. «При построении плана урока важно не стремиться к тому, чтобы он разворачивался как хорошо накатанная гладкая дорога, где каждый следующий отрезок плавно вытекает из предыдущего. Это скорее должна быть прихотливо извивающаяся горная тропа, на которой за каждым поворотом может встретиться новое, неожиданное. Ведь удивление ребенка - главный импульс к познанию».[1, 86] Чем более разнообразна будет структура уроков, чем неожиданнее и удивительнее будет его начало, тем эффективнее дети будут включаться в учебную деятельность и тем она будет результативнее. Таким образом, психолого-педагогическая система Л.В. Занкова может служить технологической составляющей образования, определяющей пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) развития обучающихся: духовно-нравственного, личностного роста, формирования метапредметных и предметных действий.

Список литературы

  1. Аргинская И.И., Кормишина С.Н. Методические рекомендации к курсу «Математика» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. - 272с.

  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 192с.

  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999.

  4. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - 4-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 240 с.

  5. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.

  6. Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. - 160 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.



© 2010-2022