- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок литературного чтения Сказки зарубежных писателей Х. К. Андерсен Дикие лебеди
Открытый урок литературного чтения Сказки зарубежных писателей Х. К. Андерсен Дикие лебеди
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева О.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок литературного чтения "Сказки зарубежных писателей"
Х.К. Андерсен "Дикие лебеди"
учитель начальных классов
Пономарева Оксана Валерьевна
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цели урока
-
Познакомить детей со сказкой Х.К. Андерсена "Дикие лебеди". Продолжить исследовательскую работу над сказкой.
-
Продолжить знакомство с творчеством Х. К.Андерсена.
-
Развивать умение понимать чувства автора, образное мышление, речь.
-
Продолжить работу по воспитанию любви к сказкам. На основе прослушивания и исполнения музыкальных эпизодов развить образ литературного произведения в их динамике.
-
Воспитывать у детей положительные человеческие качества.
Тип урока: итоговый по творчеству Х.К. Андерсена по теме жанр - сказка.
Оборудование: проектор, презентация "Жизнь и сказки Ханса Кристиана Андерсена", компьютер
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
Звучит музыка.
- Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
- А что такое сказка? (Сказка - это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
- Какие виды сказок вам известны?
II. Сообщение темы урока
- Для нас давно стало привычным существование автомобилей, космических кораблей. Захотел перенестись на край света, включи телевизор, и на экране появятся ландшафты Африки, Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои.
- Но почему же сказка остаётся всё такой же милой и родной?
- Почему до сих пор сочиняют сказки?
III. Обобщение учителя после ответов детей. Вступительная беседа
- Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.
Великий писатель А.С. Пушкин восхищался сказкой и однажды сказал: "Что за прелесть эти сказки"!
- А как вы понимаете смыл таких его слов: "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". (Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного - волшебного, но она мудра и поучительна)
- Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)
- Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)
IV. Жизнь и творчество Х.К. Андерсена
- И в первом и во втором классах мы с вами читали увлекательные сказки великого датского писателя Х.К. Андерсена. Они захватывали нас, увлекали вместе с собой в волшебный мир сказок. Давайте же вспомним и узнаем больше подробностей о жизни великого сказочника, о его увлечениях и сказках, которые он написал.
V. Первичное знакомство со сказкой Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
- Сегодня мы послушаем 2 части сказки "Дикие лебеди", а на следующих уроках чтения продолжим знакомство с этой сказкой. Слушайте внимательно, а в конце прослушивания постарайтесь ответить на мои вопросы.
VI. Анализ произведения (исследовательская работа)
- Понравился ли вам фрагмент этой сказки? Чем?
- Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
- Где и с кем происходят события, которые вы услышали в сказке?
- Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
- А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
- Как изменилась чудесная жизнь во дворце и почему?
- Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
- А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
- Что же происходит дальше?
- Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей?(Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
- Мы сказали, что мачеха - чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
- Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?
Так же как и братья Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
И прикоснувшись к этой теплоте и доброте, три холодные жабы превратились в три красных мака.
VII. Физминутка
VIII. Продолжение работы
- Что хотел автор сказки донести до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
IX. Обобщение
- Как вы думаете, а Элиза достойно выдержит все испытания до конца сказки?
Обоснуйте свой ответ.
(В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко перенесёт все испытания.)
X. Итог урока
- Наш урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Откройте, пожалуйста, дневники и, как обычно, обведите цифру урока тем цветом, который соответствует вашим познаниям на сегодняшнем уроке.
- За активную работу на уроке оценки получают: ______________
- Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
В тетради кратко записать биографию Андерсена, прочитать с. 155-163, пересказать подробно ту часть, которая вам понравилась, озаглавить эту часть устно.