ДУХОВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ ОРКиСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Качусова Анна Анастасовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 имени О. И. Семёнова -Тян- Шанского

ДУХОВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ ОРКиСЭ

Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач общества и государства поставили воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина, т.е. духовно-нравственной личности.

Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• Общая историческая судьба народов России;

• Единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми.

Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимодополняют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия. В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком Этот возрастной период сменяет детство и длится примерно до 12 лет. В этом возрасте происходит заметное отчуждение ребёнка от родителей и учителей, снижается ценность школы. На него воздействуют потоки информации, получаемой из Интернета, с помощью телевидения, компьютерных игр, кино. На уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.

Курс ОРКи СЭ расширяет представление младшего подростка о значении духовно- нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. На уроках дети знакомятся с общественными нормами нравственности и морали, с историей развития представлений человечества о морали и нравственности, с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Дети доказывают, объясняют свою точку зрения. Например, на уроке по теме: « Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества» дети обсуждают притчу о счастливой семье. В ходе обсуждения прослеживаются семейные ценности, формируемые у детей в семье, отношения между членами семьи. Дети пытаются создать свой сценарий семейных отношений, в котором нет места ссорам, обидам.

В домашних заданиях дети с родителями обсуждают поступки героев произведений, в устной или письменной форме излагают своё отношение. к ним. Дома, совместно с родителями, дети могут поразмышлять над смыслом изречений. .( Слово спасает, но оно же убивает. Доброе сердце вершину Казбека расплавило. Одно ласковое слово лучше десяти ударов). Кто хочет, может написать рассказ на тему одного из изречений..

По итогам изучения курса дети готовят презентации творческих работ, в которых прослеживается отношение к окружающей действительности, с точки зрения духовного развития ребёнка.

Т.о, результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе - коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Список литературы:

  • Дубовицкая С. А., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности //Известия ПГПУ имени В. Г. Белинского.-2011.-№24

  • Ожегов С. А. Толковый словарь русского языка.М.; Азъ,1992.

  • Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления/ Под редакцией Н. Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  • Примерная программа воспитания и социализации учащихся. Начальное общее образование. 2009.

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373).

  • Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» авт. А.Я. Данилюк. Программы образовательных учреждений 4-5 кл.. М., Просвещение, 2010.



© 2010-2022