Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пермская региональная детская общественная организация

«Муравей»


IV краевой конкурс учебно-исследовательских работ

«Муравьишка»



Направление: науки о природе


Как я искал дорогу домой

Ахмедьянов Владислав Сергеевич

МБОУ СОШ с. Уральского, Чайковского района

3 класс


Руководитель:

Ахмедьянова В. М.,

учитель. нач. классов

Эксперт-рецензент:

Цыгвинцева В.И.

учитель географии





г. Пермь 2015 год



Содержание


Введение………………………………………………………………………… 3 Глава 1……………………………………………………………………………..4 1.1. Я изучаю способы ориентирования 1.2. Ориентирование по мхам и лишайникам. 1.3. Ориентирование по кроне деревьев. 1.4. Ориентирование по шишкам на хвойных деревьях. 1.5. Ориентирование по муравейникам. 1.6. Ориентирование по грибам. 1.7. Ориентирование по годовым кольцам. 1.8. Столбы выдела и квартальные столбы. 1.9. Ориентирование по высокому дереву. Глава 2……………………………………………………………………………..8 2.1. Я заблудился? 2.2. Поиски дороги. 2.3. Обнаружение машины. 2.4. Дорога домой и примета о столбах и электропроводах. Глава 3……………………………………………………………………………..9 3.1. Ориентирование по коре деревьев. 3.2. Ориентирование по количеству снега на ветвях деревьев. Заключение………………………………………………………………….........10 Библиографический список……………………………………………………..11 Приложения






Введение Летом я часто бываю в лесу со взрослыми. Там мы собираем ягоды и грибы или просто гуляем. Я люблю лес, но хорошо знаю, как там легко заблудиться. Поэтому когда я увидел в учебнике «Окружающий мир» статью и иллюстрации к теме «Ориентирование», очень ими заинтересовался. В статье рассказывалось, как можно найти дорогу домой по местным признакам. И мне стало интересно: смогу ли я выйти из леса, зная способы, которые предлагает учебник. Я решил провести исследования. Мои родственники поддержали меня. Объект исследования - ориентирование. Предмет исследования - возможные способы ориентирования в лесу по предлагаемым признакам. Актуальность исследования: Мы живём в лесной зоне, и дети вместе со взрослыми или одни летом часто бывают в лесу. Многие знают приметы, по которым можно выбраться из леса, если заблудились. Но действительно ли по приметам можно найти дорогу? Я решил это проверить. Я думаю, что моя работа будет полезна ребятам начальной школы и всем, кто потеряет дорогу в лесу. Гипотеза: Можно ли, изучив способы ориентирования найти дорогу из леса. Цель исследования: выяснение возможностей ориентирования при поиске дороги. Задачи исследования:

  • Найти и изучить различные способы ориентирования.
  • Провести ряд экспериментов по нахождению дороги из леса
Методы исследования:
  1. Изучение специальной литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Эксперимент.


Глава 1. 1.1. Я решил начать своё исследование с изучения способов ориентирования, предложенных в учебнике «Окружающий мир» 3 класс. (Приложение 1.) Затем мне захотелось узнать больше, и я обратился к интернету. Моим открытием было то, что ни один найденный способ не мог помочь без знания сторон горизонта. Значит очень важно, отправляясь в лес, знать, где находятся север, юг, восток и запад. Мне дали компас и научили им пользоваться. Но ведь, отправляясь в лес, редко кто берёт с собой компас. Мы решили отправиться в лес, чтобы там проверить способы нахождения сторон горизонта без компаса. (Компас я всё же взял с собой.) Мы выбрали пасмурную погоду, чтоб не видно было солнца. Я внимательно следил за направлением движения нашей машины. Это очень важно знать - в какую сторону лежит ваш путь. Мы ехали сначала на север, а потом дорога резко повернула на восток. ( Приложение 2.) Остановились в незнакомом для меня месте. Солнце всё же появилось. Солнечные лучи пронизывали лес, и тот стоял весёлый и приветливый. (Приложение 3.) Мы шли по лесу. Я помнил свою цель и старался увидеть что-то необычное вокруг, это мне поможет выбираться из леса. Вот стоит дерево с необычным стволом, когда то часть коры была повреждена. Дерево продолжало расти, кора раздвигалась, и оголился ствол. Затем я увидел дерево, у которого было два ствола, растущие из одного корня. Вдруг я услышал скрип. Поваленное ветром дерево, зацепилось за большую берёзу и время от времени издавало неприятные звуки. А вот лежит поваленное сухое дерево. Тоже хороший ориентир. ( Приложение 4.) Мне в голову пришла идея - делать заметки на деревьях. Я не раз видел это в кино, как люди, чтобы не потерять дорогу делали свои заметки. Сделал я их с помощью ножичка, который взял для сбора грибов. Я счистил немного коры с нескольких деревьев. (Приложение 5.) 1.2.Своё исследование я начал с утверждение, что мхи и лишайники чаще всего вырастают на северной стороне деревьев и пней. Я осмотрел много деревьев. К моему удивлению лишайники росли везде. Иногда с южной стороны их было даже больше. Сориентироваться было невозможно. А вот мох действительно больше рос на северной стороне. (Приложение 6.) Вывод: с помощью мха можно определить, где север, а где юг. Полишайникам определить стороны горизонта дети не смогут.
1.3. Следующее утверждение, которое я решил проверить: на южной стороне дерева, стоящего на опушке, веток всегда больше, чем на северной. Я осматривал деревья и не находил подтверждение этому утверждению. На фотографиях это хорошо видно. Я вставал лицом на восток так, чтобы были видны одновременно южные и северные ветви деревьев. Сказать, что на южной стороне веток больше и они гуще, чем на северной я не могу. Густота кроны дерева зависела от окружающей его растительности. Встретились деревья, у которых с северной стороны крона была гуще, чем на южной. Отдельно стоящие деревья были равномерно покрыты ветвями и листвой. ( Приложение 7.) Вывод: по количеству ветвей с южной и северной стороны ребёнок найти дорогу в лесу не сможет.
1.4. Я обратил внимание на то, что на южной стороне елей было много шишек, и я предположил, что на северной их должно быть меньше. Но мои догадки не подтвердились. Я обошёл вокруг многих елей. Они были старые и молодые, но шишек было одинаково много как с южной стороны, так и с северной. Особенно на старых деревьях. (Приложение 8.) Вывод: количество шишек не зависит от того, с какой стороны горизонта они растут. Это придуманное мною утверждение из леса не выведет. 1.5. Теперь мне нужны были муравейники. Я проверяю утверждение о том, что муравьи строят муравейники с южной стороны. Было найдено несколько муравейников (Приложение 9.) Один был прямо в чаще леса, но пробивающийся сквозь листву солнечный луч падал прямо на него. Все муравейники были построены на южной стороне. Лишь один был расположен на юго-запад. Вывод: муравейники покажут, где находится юг.
1.6. Утверждение, что грибы растут больше с северной стороны деревьев и пней не нашло для меня подтверждения. Я находил грибы везде. Они были на южной и северной стороне. Я не смог определить, где их больше.(Приложение 10.) Вывод: Может взрослым это поможет, но школьник вряд ли разберётся в сторонах горизонта по растущим грибам.
1.7. Чтобы проверить следующее утверждение: по годовым кольцам можноопределить стороны горизонта, мы поехали на вырубку. (Приложение 11.)Я ищу свежие пни, чтобы попытаться по годовым кольцам сориентироваться. Пни найдены. Дома, рассматривая иллюстрации в учебнике, я узнал, что к южной стороне годовые кольца шире и более вытянуты, чем к северной. Но как я не пытался определить расположение колец на настоящих пнях, ничего не смог понять. На рисунке в книге было всё очень понятно, здесь же кольца разглядеть было невозможно. Позже, когда к нам привезли дрова, я попробовал снова рассмотреть годовые кольца. Мне специально сделали аккуратный распил хвойного и лиственного дерева. Но даже взрослые запутались в определении направления колец. Вывод: по годовым кольцам на пне ребёнок вряд ли сориентируется по сторонам горизонта. 1.8. На вырубке я обратил внимание на несколько столбиков. Мне сказали, что это столбы выдела. Я их осмотрел. Надписи были непонятны ни мне, ни взрослым. Позже расшифровать их мне помог интернет. Оказывается, число в первой строчке на столбике показывают номер квартала. Если есть карта, по номеру квартала можно определить своё местонахождение. (Приложение 12.) Но карта вряд ли у кого окажется с собой. Обратим внимание на число во второй строчке. Оно показывает год, в который была сделана вырубка. Меня осенило, что это число может помочь. Спиленный лес обязательно вывозят. Если лес пилили в этом или даже прошлом году, то должна остаться дорога. Я действительно нашёл её. О существовании квартальных столбов я узнал тоже из интернета. Номера кварталов написаны на нём на северо-восток и на юго-восток. Угол между цифрами - это направление на восток. (Приложение 13.) Вывод: Квартальные столбы и столбы выдела могут помочь сориентироваться в том случае, если об их назначении знаешь.
1.9. Мы возвращаемся в лес. Останавливаемся на том же месте, что и в первый раз.И я вспомнил ещё одно утверждение: чтобы сориентироваться, нужно залезть на высокое дерево. Увеличится обзор. С высоты можно увидеть признаки присутствия человека: дорогу, столбы, дым, транспорт. ( Приложение 14.) Но проверить это утверждение мне не разрешили. И всё же, думаю, этим можно воспользоваться, если остался один в лесу. Но нужно залезать на дерево с большой осторожностью.

Глава 2. 2.1. Я вспоминал странички учебника и, вдруг, почувствовал, что я один. Я осмотрелся- вокруг никого.(Приложение 15.)Я понимал, что меня не бросят, но становилось страшно. Неужели заблудился по-настоящему? Появился страх. Я начал кричать, но никто не отзывался. Лес сразу изменился. Стало страшно. Хотелось бежать куда-нибудь, лишь бы выбраться из леса. Но потом я взял себя в руки и начал осматриваться. Воображение дополняло мою тревогу.
2.2. Тут я вспомнил о приметах, на которые обращал внимание, когда мы только приехали в лес, и о своих зарубках. Я нашёл два замеченных мною дерева и свою зарубку. Стало веселее. Я начал прислушиваться. И услышал шум от машины. Я поторопился на этот звук. Выбежал на лесную поляну. Дороги практически нет. Звуков никаких. Машина уехала, но трава примята колёсами автомобиля. Это шанс найти дорогу. (Приложение 16.)
2.3.Я решил пойти в ту сторону, куда удалилась машина, и оказался на лесной дороге. Никаких звуков. Нужно решить в какую сторону двигаться по дороге. С помощью телефона я определил время. Было 13:35. В полдень солнце находится на юге. Тени показывают на север. Мы ехали на восток, значит дорога к дому -на запад.( Приложение 17.) Да, я выбрал правильное направление. Вот наша машина. Оказывается, это её шум я слышал в лесу.(Приложение 18.)
2.4. И вот мы снова в машине. Как я и думал, мои родственники всё время были рядом. Они хотели, чтоб я почувствовал, что лес требует быть внимательным. А я смог проверить, как помогут мне мои знания. (Приложение 19.)Далее я указываю направление, и мы отправляемся дальше. Вскоре я увидел ещё одну примету - это столбы и электропровода. Они всегда ведут кнаселённому пункту.Теперь, главное не ошибиться в выборе стороны горизонта. (Приложение 20.)

Глава 3.

  1. Мне оставалось проверить ещё два утверждения.
Я решил дождаться зимы. И вот продолжаю свои исследования. Я знаю, что многие зимой по лыжне уходят далеко в лес. Заблудиться можно, если вдруг начнётся метель и заметёт лыжню. Так я решил проверить следующее утверждение: кора деревьев светлее, чище и эластичнее с южной стороны, грубее и темнее с северной.Я проверил эту примету на нескольких деревьях, но разницу не смог заметить. Со всех сторон стволы мне казались одинаковыми.(Приложение 21.) Вывод: По коре деревьев младший школьник не сможет точно определить стороны горизонта.
3.2. Следующее утверждение - на южной стороне на ветвях деревьев снега меньше, чем на северной - меня не убедило. И я вновь, теперь уже зимой, осматривал деревья. Снег лежал на ветвях повсюду. Невозможно было понять, где его больше, а где меньше. (Приложение 22.) Может быть, это утверждение поможет весной, когда пригреет солнышко. Вывод: снег на ветвях деревьев не поможет выбраться из леса.

Заключение Выполнив эту работу, я много узнал о том, как найти дорогу к дому, если заблудился в лесу. Я сделал выводы о том, что некоторые предложенные способы ориентирования:

  • по лишайникам;
  • по шишкам;
  • по грибам;
  • по годовым кольцам;
  • по количеству ветвей с южной и северной стороны дерева;
  • по коре деревьев;
  • по количеству снега на ветвях деревьев и т.д.
не помогут ребёнку выбраться из леса. Но есть способы, которые могут помочь в поисках дороги домой. Например, это:
  • муравейники;
  • мох на деревьях;
  • столбы выдела и квартальные столбы.
Я много раз был в лесу и знаю, как трудно найти верный путь, если ты заблудился. Но способы ориентирования дадут шанс выйти из леса. Очень важное умение - это находить стороны горизонта: юг, восток, север, запад. Хорошо если компас всегда будет с вами. Он занимает мало места, но зато поможет вам, если вы заблудились. Компас лучше сначала изучить дома. В своём учебнике я прочитал, что красный цвет стрелки указывает южное направление (Приложение 23.) Но на компасе, который я взял с собой, обнаружилось, что красный цвет показывает направление на север. Дома я нашёл четыре компаса. На южную сторону указывала лишь одна стрелка красного цвета. Мне было интересно проводить исследования по умению ориентироваться в лесу. Я многое узнал о способах, которые могут помочь найти дорогу к дому.

Библиографический список 1. О.Н.Федотова, учебник «Окружающий мир», часть 2, класс 3, 2013 г. 2. Интернет-ресурсы.


Приложение 1

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 2

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 3Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


Приложение 4

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 5

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой




Приложение 6

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой



Приложение 7

север юг

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 8

юг север

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 9

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


Приложение 10

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


Приложение 11

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 12

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Карта кварталов

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 13

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 14Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


Приложение 15

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой



Приложение 16

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 17

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 18

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


Приложение 19

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


Приложение 20

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 21

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 22

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 23

восток - восход запад-заход

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

юг - день север -солнца не бывает

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домойИсследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Приложение 24

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой

Исследование по окружающему миру как я искал дорогу домой


© 2010-2022