Планирование внеурочной деятельности Шахматы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МПланирование внеурочной деятельности Шахматыинистерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Администрации города Екатеринбурга


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №180 «ПОЛИФОРУМ»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

620073, г. Екатеринбург, Крестинского, 43 тел. (факс): 8(31003) 218-48-58, email: [email protected]


Приложение к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Согласовано

Заместитель директора


_______________М.Д. Береснева


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД


Наименование курса внеурочной деятельности: «шахматы»

Класс:

Учитель:

Сумина Екатерина Аркадьевна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 час.


Планирование составлено на основе рабочей программы «Шахматы» для обучающихся 1-4 классов (приказ №785 от 30.08.2015 г.)



Екатеринбург

2015

  1. Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» разработана с учётом нормативно-правовых документов: • Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями на 2014 год. • ФГОС начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897. • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ лицей №180 на 2011-2015 г.г., утвержденная приказом №785 от 30.08.2013 г. • План внеурочной деятельности МАОУ лицей №180. Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Особенности программы Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Отличительные особенности программы Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого занимающегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка, с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Цели программы: При помощи шахмат развивать у детей умение анализировать сложившуюся ситуацию, искать выход из сложившейся ситуации, принимать ответственные решения, проявлять решительность. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. 2. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. 3. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат. 4. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в два, три хода. 5. Сформировать умение записывать шахматную партию. 6. Сформировать умение проводить элементарные комбинации. 7. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Планируемые результаты по окончанию учебного года Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих резуль­татов. Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российс­кий народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового харак­тера.
  3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку собы­тий.


  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

68 часов

Месяц

Неделя

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся (УУД)

сентябрь

01.09 - 06.09

Неправильные защиты

1

Теоретическое занятие Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Неправильные защиты

1

Теоретическое занятие

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

08.09-13.09

Неправильные защиты

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Итальянская партия

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

15.09 - 20.09

Итальянская партия

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Итальянская партия

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

22.09 - 27.09

Шотландская партия

1

Теоретическое занятие Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Шотландская партия

1

Теоретическое занятие Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

октябрь

29.09 - 04.10

Шотландская партия

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Дебютные ловушки

1

Теоретическое занятие

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

06.10 - 11.10

Дебютные ловушки

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Дебютные ловушки

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

13.10 - 18.10

Король и пешка против короля

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Король и пешка против короля

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

20.10-25.10

Король и пешка против короля

1

Решение шахматных задач Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Король и пешка против короля

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

ноябрь

05.11 - 08.11

Король и пешка против короля

1

Шахматные игры Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Отдалённая проходная пешка

1

Теоретическое занятие

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

10.11.-15.11

Отдалённая проходная пешка

1

Решение шахматных задач

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Отдалённая проходная пешка

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

17.11.-22.11

Отдалённая проходная пешка

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Защищённая проходная пешка

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

24.11.-29.11

Защищённая проходная пешка

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Защищённая проходная пешка

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

декабрь

01.12.-06.12

Защищённая проходная пешка

1

Шахматные игры Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Подготовка к шахматной ёлке

1

Решение шахматных задач

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

08.12 - 13.12

Подготовка к шахматной ёлке

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Подготовка к шахматной ёлке

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

15.12 - 20.12

Подготовка к шахматной ёлке

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Подготовка к шахматной ёлке

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

22.12 - 27.12

Подготовка к шахматной ёлке

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Матовые комбинации

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

январь

12.01 - 17.01

Матовые комбинации

1

Теоретическое занятие Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Матовые комбинации

1

Решение шахматных задач

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

19.01 - 24.01

Матовые комбинации

1

Шахматные игры Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Матовые комбинации

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

26.01 - 31.01

Матовые комбинации

1

Решение шахматных задач

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Матовые комбинации

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

февраль

02.02 - 07.02

Решение 2 ходовок

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Решение 2 ходовок

1

Теоретическое занятие Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования). Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

09.02 - 14.02

Решение 2 ходовок

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Решение 2 ходовок

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

16.02 - 21.02

Решение 2 ходовок

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Решение 2 ходовок

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

24.02 - 28.02

Игровая практика

1

Решение шахматных задач Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Игровая практика

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

март

02.03 - 07.03

Игровая практика

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности. Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Игровая практика

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

09.03 - 14.03

Правила проведения турнира

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Правила проведения турнира

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

16.03 - 21.03

Шахматный турнир

1

Шахматные игры Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Шахматный турнир

1

Турнир

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

апрель

30.03 - 04.04

Решение 2 ходовок

1

Решение шахматных задач Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Решение 2 ходовок

1

Решение шахматных задач

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

06.04 - 11.04

Решение 2 ходовок

1

Шахматные игры Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Решение 2 ходовок

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

13.04 - 18.04

Правила проведения турнира

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Игровая практика

1

Решение шахматных задач Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

20.04 -25.04

Игровая практика

1

Соревнование, турнир Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Игровая практика

1

Соревнование, турнир Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

27.04 - 30.04

Игровая практика

1

Соревнование, турнир Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

Игровая практика

1

Соревнование, турнир Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

май

04.05 - 08.05

Игровая практика

1

Соревнование, турнир Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Матчи с другими классами

1

Шахматные игры Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

11.05 -16.05

Матчи с другими классами

1

Занятие - соревнование Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Матчи с другими классами

1

Соревнование, турнир

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

18.05 -23.05

Матчи с другими классами

1

Шахматные игры

Проговаривать последовательность действий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке.

Подведение итогов.

1

Шахматные игры Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.

25.05 - 30.05

Подведение итогов.

1

Занятие - соревнование Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

Подведение итогов.

1

Соревнование, турнир Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре. Формирование умения осуществлять рефлексию по деятельности на уроке. Развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах; участвовать в диалоге.




  1. Учебно - методическое, материально - техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение. На занятиях используются:
  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука;
  • шахматные часы - 2 штуки;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками - 10-12 штук.
5. Список литературы
  1. Авербах Ю. "Что нужно знать об эндшпиле". / М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
  3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
  5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
  9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
  12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
  13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
  14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
  15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
  16. Костьев А. . Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
  17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
  18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
  19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
  20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
  21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
  22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
  23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
  24. Шахматы - школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
  25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
  27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
  31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
  32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
  33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
  35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
© 2010-2022