Доклад на тему: Новые технологии и методики начального обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Белореченский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение,

начальная общеобразовательная школа 39

г.Белореченск

ул.Интернациональная, 153

тел. 3 - 38 - 01


Доклад на тему: Новые технологии и методики начального обучения


Доклад на тему: Новые технологии и методики начального обучения

1 слайд - тема выступления «Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения».

2 слайд «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

3 слайд «Основные задачи работы».

Уважаемые коллеги я хочу поделиться с вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий в начальной школе для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся. Уже два года я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время, большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и администрация школы. Основные задачи моей работы - дать необходимое образование и не менее важная задача сохранить здоровье ребёнка в процессе обучения, приучить его к активной, здоровой жизни. Ведь с состоянием здоровья связана успешность обучения. Всё это требует внимательного отношения к организации школьной жизни. Моё кредо: компетентный учитель - здоровый ученик. Во время подготовительного периода я провела опрос среди родителей, чтобы узнать, какие требования они предъявляют к новой современной школе.

4 слайд «Ожидания таковы».

Ожидания таковы:

  • Обеспечение безопасного и комфортного пребывания детей в школе.

  • Информирование школьников о возможностях сохранения и укрепления здоровья.

  • Высокое качество образования.

  • Организация досуга ребёнка как способ оградить его от влияния криминальной среды.

5 слайд «Гигиенические требования»

Учитывая сказанное, я начала работу с того, что два года назад был сделан капитальный ремонт класса, полностью установлена новая современная мебель, рассчитанная на детей младшего школьного возраста, заменены светильники, в классе есть новая доска. Совместно с родителями организовали озеленение класса.

6 слайд «Благоприятный микроклимат в классе»

Но хочу обратить Ваше внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья - одноклассники.

7 слайд «Зарядка - положительный настрой на учебный процесс».

Начало учебного дня в моём классе начинается с организованной зарядки, так как она даёт положительный настрой перед началом учебных занятий, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на учебный процесс.

8 слайд «Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни».

Урок - это трудная работа для ученика, означающая 40 минут концентрации внимания и напряжения. На уроке важно создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ученика, вести целенаправленную пропаганду здорового образа жизни. Валеологически обоснованный урок должен быть построен с учётом потребностей детей в саморазвитии, подражании, приобретении опыта.

9 слайд «Личностно - ориентированный подход - дифференцированное обучение»

В своей работе я осуществляю личносто-ориентированный подход при обучении и воспитании. Дифференцированное обучение, которое я использую в своей работе, позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку. При дифференцированном обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Я помогаю каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствую сохранению и укреплению здоровья учащихся. Хорошо дидактически проработанный урок - самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

10 слайд «Преобладающее выражение лица учителя»

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Мне свойственен демократический стиль общения, который создаёт условия для развития психической активности ребёнка, даёт свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.

11 слайд «Момент наступления утомляемости учащихся и снижения их учебной активности».

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала.

12 слайд «Число видов учебной деятельности»

Поэтому, при подготовке к урокам, учитываю возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Продумываю приёмы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, иду в класс с системой логически выстроенных вопросов, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся ситуации в классе.

13 слайд «Нестандартные формы проведения уроков»

В процессе работы часто применяю игровую технологию. Применение игровой технологии на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Широко использую в практике нестандартные формы проведения уроков, включающие:

  • игры;

  • дискуссии;

  • соревнования;

  • театрализованные представления;

  • консультации;

  • групповые формы работы;

  • взаимообучение учащихся;

  • творчество;

  • аукционы;

  • конкурсы;

  • обобщения;

  • фантазии;

  • концерты;

14 слайд «Элементы соревнований»

Приёмы с элементами соревнований, благотворно влияют на здоровье. Они используются на уроках математики (например, при проведении устного счёта), а на уроках русского языка (при проведении словарной работы).

15 слайд «Групповая работа»

Часто на уроках русского языка, математики и окружающего мира организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется эта работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения - избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

16 слайд «Физминутки и физкультпаузы»

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкульминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

17 слайд «Физминутки - естественный элемент урока»

Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Часто упражнения для физминуток органически вплетаются в канву урока. Использование 2-3 физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

18 слайд «Динамические паузы»

В середине учебного дня в первом классе проводились динамические паузы, в ходе которых учащиеся совершали прогулки и игры на свежем воздухе, а так же учащиеся выполняли различные спортивные и танцевальные упражнения под музыку. Динамические паузы дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

19 слайд «Основные требования к современному уроку»

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

  • построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики и учётом проблем здоровьесбережения;

  • реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

  • обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом состояния здоровья, особенностей развития, интересов и потребностей;

  • установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее полученными знаниями и умениями;

  • активизация развития всех сфер личности;

  • логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

  • эффективное использование педагогических средств и здоровьесберегающих образовательных технологий (физминуток, подвижных игр);

  • формирование практически необходимых умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности;

  • обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;

  • формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье;

  • тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.

20 слайд «Учебно-методический комплекс по пропаганде здорового образа жизни».

В планирование воспитательной работы я включила учебно-методический комплекс по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию внимательного отношения к своему здоровью, повышению двигательной активности и физической подготовленности. Мною проводятся такие оздоровительные мероприятия, как:

  • ежедневная зарядка;

  • подвижные перемены;

  • соблюдение режима дня;

  • неделя здоровья, дни здоровья, неделя спорта;

  • беседы о том, как нужно заботиться о своём здоровье;

  • беседы о вредных привычках;

  • встречи с медсестрой школы;

  • анкетирование и тренинги среди родителей и учащихся;

  • спортивно - интеллектуальные игры «Всё о здоровье»;

  • школьные спартакиады;

  • спортивные праздники «Мама, папа, я - спортивная семья», «Джунгли зовут», «Полоса препятствий», «Весёлые старты»;

  • конкурсы «Весёлое путешествие в Страну Природы и Здоровья», «Лучший спортивный класс»;

  • экскурсии и прогулки на природу, походы;

  • рыцарские турниры;

  • утренники «Праздник Здоровья», «Здоровые дети - здоровая страна»;

21 слайд «Здоровые дети - здоровая страна»

Цели и задачи таких мероприятий - формирование навыков здорового образа жизни, нравственного и физического благополучия ребёнка, его стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе проведения многих мероприятий решаются задачи формирования у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

22 слайд - 27 «День Здоровья»

Самыми яркими являются дни Здоровья, которые проходят четыре раза в год. У каждого дня есть свой график мероприятий. Поделюсь одним замечательным мероприятием, которое проходило в октябре этого учебного года. Спортивная неделя началась с открытия Малых олимпийских игр. Преимуществом этого мероприятия является то, что в нём были задействованы учащиеся всей школы. Каждый класс представляла команда во главе с капитаном. По традиции юные спортсмены перед началом соревнований дали торжественную клятву, в которой обязались соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Учащиеся четвёртых классов открыли первую в школе «Книгу рекордов». В неё были занесены имена рекордсменов, которые проявили выдержку и выносливость. Самые маленькие участники соревнований представили семейные команды «Папа, мама, я - спортивная семья». Зрители болели за дружные, сплочённые семьи. К победе стремились не только дети, но и их родители. Второклассники показали смотр строя и песни. Все победители соревнований были награждены медалями и грамотами. В конце спортивной недели учащиеся подготовили выставку газет. Среди работ выделилась новизна, актуальность, эстетическое оформление, оригинальность. Такой подход в работе подарит детям радостное ощущение, уверенность в себе, а главное - привьёт любовь к занятиям физкультурой.

28 слайд «Разговор о правильном питании»

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Именно это понятие я успешно использую в своей практике. Уже третий год в своём классе реализую программу «Разговор о правильном питании». Программа очень хорошо подходит для занятий с детьми младшего школьного возраста, реально позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания. Причём детям не важно, какие конкретно минералы и витамины необходимы для их здоровья, им просто нужна вкусная и здоровая пища.

29-32 слайд « Работа в тетрадях на печатной основе»

С учащимися провожу мероприятия, классные часы по темам программы, используя методики и рабочие тетради на печатной основе. Работая в этом направлении учащиеся не раз проявляли своё творчество, мастерство. В ходе работы были организованы выставки рисунков по различной тематике. Активизируя творческую активность и способность детей - коллективно были придуманы и разработаны подвижные игры, а так же игры на внимание и сообразительность. В ходе работы выяснилось, что учащиеся с большим интересом разгадывают ребусы, шарады, головоломки, кроссворды.

33 - 34 слайд «Участники конкурса»

В марте 2009 года учащиеся моего класса Деревкова Валерия и Тесля Илья участвовали в игротеке программы «Разговор о правильном питании». На муниципальном этапе работы были признаны лучшими и направлены на региональный этап. Изучение программы «Разговор о правильном питании» предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных и в школьных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

35 слайд «Обобщение опыта»

С целью пропаганды наиболее интересных методических идей, связанных с формированием основ культуры здоровья у подрастающего поколения, распространения педагогического опыта среди учителей нашей школы проходят заседания методических объединений начальных классов, семинары.

В ноябре 2009 года на базе нашей школы проходило городское методическое объединение учителей начальных классов по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». На этом заседании был обобщён опыт работы нашей школы в этом направлении.

36 слайд «Выбор здорового…»

В заключении я хочу сказать, что вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс проводится в сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов на природу.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеяться, что каждый учитель будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим. Будущее поколение будет более здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

© 2010-2022