Открытое мероприятие по кружку Экоша 3 класс (внеурочная деятельность)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1

« Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области




Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3А классе

кружка «Юный эколог»

Занятие - игра

по теме: «Птичьи трели»



Учитель: Люкшина Наталия Александровн



















2013-2014 учебный год

п.г.т. Стройкерамика



Пояснительная записка

Сценарий внеклассного мероприятия игра «Птичьи трели» могут использовать воспитатели детских садов при работе с детьми младшего дошкольного возраста и учителя начальных1-4 классов на уроках закрепления знаний, и во внеурочной деятельности , а также для классных руководителей на классных часах 5-6 классов .Разработку урока- игры «Птичьи трели» можно использовать в декаде «Естественно-научного цикла» по предметам биология, окружающий мир.

Цели мероприятия.

1. Воспитывать любовь к природе.

2. Познакомить с зимующими птицами нашего края. Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Задачи мероприятия.

1. Расширение экологических представлений младших школьников.

2. Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.

3. Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, домашние задания команда эмблема, название и

Сценарий внеклассного мероприятия

Игра «Птичьи трели»

Ход занятия

Организационный момент

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о птицах. Почему без птиц нам не обойтись? Птицы - друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы -верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы - наши друзья! Птицы - это красота и тайна. Они - источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. Давайте отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным.

А уж у вас, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

Пойдёмка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы поищем под снежным шатром.

И сегодня мы поговорим о братьях наших меньших - птицах.

Презентация Слайд 3

Прочитайте стихи и скажите, какой эпиграф подойдёт к нашей теме:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя, на солнце, снег лежит.( А. С. Пушкин.)

Поговорим о маленьких синицах

И о других зимующих здесь птицах.

О том, как в парке каплями зари

Уж замелькают скоро снегири.

Что в декабре морозно и светло

От перистого инея бело.

Ведущий. Сегодня у нас играют две команды: первая «Синички», а вторая команда «Воробьи», которые продемонстрируютсвои знания о птицах.

Ведущий:

Слайд 4 Конкурс «Угадайте, как меня зовут?»

Ребята по очереди отгадывают загадки о птицах. Команды отвечают хором (на экранепоявляется картинка-отгадка с изображением птицы).

1.Эта птичканикогда

Для птенцов невьёт гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!»

2.Скачет птичка подорожке,

Собираетшустрокрошки

А потом наветку прыг

И чирикнет:«Чик-чирик!»

3.Стрекотунья,белобока,

Наша сплетница…

4.Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется взелёныхкронах,

А зовут её…

5.Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…

6.Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой!

Слайд 5 Конкурс «Собери и объясни пословицу о птицах».

Три представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой слова перепутаны местами. Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл

Неправильно собраны пословицы Ответы

1.Лес птиц и без птицы живут не без леса 1.Лес без птиц-

птицы без леса не живут 2. своим птица Всякая

сыта клювом 2.Всякая птица своим

клювом сыта

3.грача- Увидел встречай

весну 3.Увидел грача -

весну встречай



С лайд 6 Конкурс «У кормушки».

А сейчас угадайте, какие птицы прилетели на кормушку?(Ведущий загадывает загадки, кто угадает загадку, находит рисунок с птичкой и прикрепляет на кормушку.)

1.Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дереву шныряет

Крошки собирает( Воробей.)

2.Зимой на ветке яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это ...(Снегири.)

3.У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.( Сова. )

4.Кто в беретке ярко-красной,

Вчёрной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.(Дятел.)

5.Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка.(Синица.)

6.Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персоною.

Это...( Ворона.)

Вот сколько птиц прилетело на кормушку.

Слайд 7 Конкурс « Какой корм дадим каждой птичке?»

(Рядом с рисунками птичек дети прикрепляют картинку с кормом.)

• воробей- зерно

• снегирь - ягоды рябины

• дятел - насекомых

• синица - насекомых, сало, зерно

• сова - мыши

• ворона - зерно

Слайд 8-9 Конкурс «Исторический»

Угадать о какой птице идет речь, за правильный ответ-2 балла

1.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы -ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)

2.Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых .Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без изменения. (Клёст)

3.В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково жена стоящее имя этой птицы. ( Кукушка)

4.А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни .У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, неприспособленные для ходьбы ноги, а главное - огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании его зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас?(Козодой)

Слайд 10 Конкурс "Барометр природы"

Ведущий: Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие - нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю)

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели)

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к теплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку, Моряку сулят тоску, Села чайка на воду, Жди ...(хорошую погоду).

Ведущий. Сегодня мы много говорили о птицах. И последний наш конкур

Слайд11 Конкурс «Назови птицу»

Учащиеся письменно отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1.Какие птицы прилетают с юга первыми? (Грачи.)

2.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

3.Какую птицу называют лесной кошкой? (Сову.Охотиться ночью.)

4.Кто летает быстрее всех? (Стриж.)

5.Кто летает дальше и выше всех? (Орел.)

6.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? ( Тетерева, рябчики.)

7.Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

8.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка.)

А сейчас мы вместе с вами перенесёмся в зимний лес, чтобы понаблюдать за жизнью птиц зимой . Лес стоит завороженный чарами зимнего сна. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. Только слышно где-то на дереве стучит неугомонный дятел. Маленький воробей сидит нахохлившись на ветке. Вдруг, точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы( слайд 12 рисунок с изображением синицы). Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Синицы беспокойные птицы. Летом питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле птицы. В наших лесах можно встретить: большую синицу, лазоревку, чёрную синицу (слайд 12рисунки синиц). Они отличаются окраской перьев и величиной, но несмотря на отличия у синиц разных видов есть много общего. Гнёзда синицы устраивают обычно в дуплах, углублениях и щелях стволов деревьев. Гнездо синицы строят общими усилиями (самка и самец), из тонких веток, сухих стебельков, трав и мха. Выстилают гнездо шерстинками, конским волосом. Летом самка кладут 10-15 яиц, насиживает их в течение двух недель. Кормят своих птенцов оба родителя, принося в гнездо корм 300-350 раз.

Зимой синицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду где есть кормушки, синицы посещают их. Синица уничтожает вредителей, не только летом, но и зимой, они добывают насекомых из укрытий, которые недоступны более крупным птицам. Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько корма, сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой.

По соседству с синицами можно встретить поползня.(слайд13.)То вверх, то вниз по стволу бежит голубоватая птичка - поползень. Своё название она получила за то, что перемещается по стволу то вверх, то вниз, как бы ползает. Величиной он с воробья, живёт в одиночку или парами, клюв прямой, довольно длинный, как "кинжальчик". Он просовывает свой клюв в каждую дырочку коры и находит насекомое или личинку. Верхняя сторона тела голубовато - серая, от клюва к затылку проходит чёрная полоска. Нижняя сторона тела белая, живёт в лесах, гнездо в дупле. Приносит пользу, уничтожая вредных насекомых.

Кроме этих птиц в наших лесах остаются: тетерева, глухари, куропатки (слайд 14.).Это промысловые птицы. Промысловая птица - является предметом промысла, человек охотится на неё, употребляя в пищу мясо. Ребята, а каких ещё зимующих птиц вы знаете? Остаются у нас на зиму: вороны, сороки, воробьи, сойки, галки, овсянки, зяблики, чижи, совы. Их называют зимующими птицами или оседлыми. Эти птицы живут в наших лесах весь год, они не улетают на юг. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как выдумаете, почему? Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, человек должен помочь им. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом. Почему кормушки для птиц надо каждый год устанавливать в одном и том же месте?

9. Итог мероприятия.

Что интересного, нового вы узнали о птицах? Что вам больше всего понравилось? Ребята, вы хорошо справились с заданием. В школе проходила акция«Кормушка», в которой вы принимали участие. Развешивали кормушки с кормом для птиц. Заботясь о птицах, мы охраняем природу.

М. Пришвин говорил: « Охранять природу - значит охранять свою Родину»

Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.(Презентация « Голоса птиц»)

Наше мероприятие подошло к концу.

На столах у вас, ребята, лежат жёлтые кружочки,если вам понравилось занятие, и вы всё поняли,то поднимите вверх жёлтый кружок, кто хочет ещё повторить материал зелёный кружок, а кому нужно вернуться и выучить материал красный кружочек



Литература:

1. Интернет - ресурсы

2. Барыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные иинтегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»:1-4 класс. М.:ВАКО, 2004.-320с.- ( Мастерская учителя)

3. Внеклассные мероприятия: 2 класс/Авт.-сост.Л.Н. Яровая,О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А.Обухова.- 3-е изд. перераб. и доп. -М.: ВАКО, 2007.-256с.-(Мозаика детского отдыха)





13


© 2010-2022