Статья От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального развития

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование техники чтения - главная задача обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, друзьям, к коллективу класса и прежде всего к самому себе.

Задачами обучения чтению являются совершенствование навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно-этических чувств и художественного вкуса; овладение умением работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащения их знаниями об окружающем мире.

Исследования показывают: если ребёнок научился читать в период обучения грамоте, то среди одноклассников он часто занимает лидирующее место, становится самоуверенным. А ребёнок, который не научился читать, теряет веру в свою успешность. Такие дети переживают и не могут реализовывать свои способности.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества обучения. Неплохие результаты можно объяснить систематической работой и проблемно - поисковым стилем мышления. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.

Хочу привести упражнения, которые помогают совершенствовать технику чтения и развивать речь.

I Звуковая разминка.

  1. Артикуляция.

Гласные : а,о, ы,у,и, э

Сочетания: а-о, а-ы, и-у, аоыуиэ. Оыиуэа

Согласные: з-ж-ш, с-з-ш.

  1. Слова, трудные для произношения: электроэнергия, электрификация.

  2. Скороговорки: шла Саша по шоссе сосала сушку.

Такие упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Эти упражнения можно выполнять не только на уроках в качестве разминки перед чтением, но и дома.

II Фотоглаз.

Этот приём начинают использовать с периода обучения грамоте и постепенно усложняют.

  1. За короткое время ученик должен запомнить слово, группу слов, предложение.

  2. Должен запомнить группу (столбик) слов и ответить на вопрос, если в нем данное слово.

  3. Показ отрывка мультфильма, ролика с использованием этого приёма.

III Губы.

Упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.

IV Буксир.

Учитель читает текст, меняя скорость. Дети читают тот же текст про себя, стараясь успеть за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки. Упражнение вводится для развития скорости и умения менять скорость чтения в зависимости от содержания.

V Инструкция.

На доске записывается последовательность заданий. Дети выполняют всё самостоятельно. Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для работы на уроках чтения.

VI Сравни.

Чтение домашнего и незнакомого текстов. Сравнивается скорость чтения. Результаты записываются в тетрадь 1-2 раза в неделю, потом через месяц. Ученики активизируют свою деятельность, так как видят «свой рост».

VII Групповая работа.

  1. Распространение предложений.

Необходимо распространить предложение. Эту работу можно проводить как в группах, так и самостоятельно.

  1. Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.

  2. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения в основном используют для коллективной работы. Работа в группах - это новая информация, влияющая на дальнейшую работу.

VIII Считаем слова.

При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 - не более 4-х, в 3-4 - не более 5-ти.

Цель этого упражнения загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой - счётом слов. Так школьники приучаются читать только глазами.

IX Словарная работа.

Ребята записывают слова, значение которых непонятно. Они самостоятельно работают с толковым словарём, а потом на уроке объясняют.

X Старт.

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя: «Старт!» и продолжается с 20 секунд до 2 минут Упражнение используется для развития скорости чтения.

XI Кто быстрее?

На парте лежат статьи. Требуется найти данное предложение. Вопросы по содержанию текста не ставятся. Это упражнение можно выполнять как в парах так и индивидуально.

XII Считаем строчки.

Понимание при счёте строк. Ученик вертикально двигает глазами по странице и просматривает каждую строку на удар метронома (частота ударов 50-60 ударов в минуту).

Цель данного упражнения: расширения зоны восприятия при чтении путём формирования навыка одномоментного ( без движения взгляда вдоль строки слева направо) восприятия строчек текста.

Чем раньше начать вводить в урок тренировочные упражнения, тем легче и быстрее пойдёт процесс формирования техники чтения.

На уроках чтения необходимо разрешать нравственные проблемы, конфликты между тем, о чём читают дети и жизнью. Нужно стараться, чтобы уроки чтения давали детям радость, веру, понимание необходимости учиться и убеждённость , что взрослые их понимают.



© 2010-2022