Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»













Проект «Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»































Проект «Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста» Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр - забав, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика . Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре через; - фольклорно - игровые занятия; - дидактические игры и упражнения; - рассматривание иллюстраций, книжек - малышек, раскладушек; - игры - драматизации; - досуги и праздники; - подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением); - хороводы. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком. Фольклорно - игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям. На фольклорно - игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии. Народные песенки, потешки, частушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. С помощью разучивания поговорок и пословиц формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь. Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия.
Цель проекта: создать условия для усвоения материала, обогатить знания о мордовской культуре. Задачи: 1. выявить особенности восприятия мордовского фольклора детьми дошкольного дошкольного возраста; 2. разработать содержание и методику ознакомления дошкольников с фольклорными произведениями разных жанров, обратив внимание на единство содержания и формы произведений, специфику жанров и особенности использования средств художественной выразительности; 3. определить пути развития словесного творчества дошкольников па тему фольклорных произведений; 4. выявить условия, необходимые для формирования мордовско-русского двуязычия

Практическая значимость: _________________________

Предполагаемый результат:________________


Список литературы


1. Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой). 2. Традиционное и национальное в игре И Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М.: Прометей, 1995. - С. 85-86. 3. Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57. 4. Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66. 5. К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27. 6. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып.

Источник информации:

Реализуемый мероприятия.

НОД и ОД

СД

Работа с родителями

ОД

  • Беседа с детьми истории создании о Мордовии

  • Познакомить с символикой Мордовии

  • Саранск - столица Мордовии

Презентация проекта: «Мордовский фолькрол в развитие речи детей дошкольного возраста»

  • Национальный костюм мордовского наролда

Мордовские народные сказки

«Восьминогая собака», «Мышь и сорока», «Как собака друга искала», «Лиса и медведь»

Мордовские народные игры

«Круговой» (Мячень кунсема. Топса налхсема), «Котел», «Раю-раю», «Салки» (Варенец понгома. Варяняс повома), «Подушечка», «Разорви цепь!», «В прятки», «За капустой», «Солнышко - в руки!»,

«Игра с юлой - Конат», «Клёк».

Потешки:

«Пальчики в лесу»,
«Этот пальчик - я»,

«Колыбельная».



Консультация для родителей

«Знакомство детей с мордовским фольклором»




История Мордовии Мордовский народ не имел своей государственности до ХХ века. Догосударственные объединения мордвы оформляются в начале II тысячелетия.В трудах западноевропейских историков XIII века сказано о двух мордовских князьях. Русские летописи содержат упоминания о «Мордве Пургасовой», или «Пургасовой волости», в междуречье Теши и Марши. Однако монгольское нашествие помешало этим ранним государственным объединениям во главе с князьями Пургасом и Пурешем развиться в более устойчивые формы. В 1920-е годы, после окончания Гражданской войны начал решаться вопрос об образовании национальных автономий народов Поволжья и Приуралья. В это время появилась проблема выделения территории с преобладающим количеством мордовского населения. К 1920 годумордва проживала на территории 25 губерний. С 1925 по 1928 годы на территории Пензенской, Нижегородской, Саратовской и Ульяновской губерний было образовано более 30 мордовских волостей. Следующий этап оформления государственности мордвы связан с делением Среднего Поволжья на районы и образованием в 1928 году в составе Средне-Волжской области Саранского округа, позже переименованного в Мордовский (с центром в Саранске). В округ были включены уезды и волости с мордовским населением, ранее входившие в губернии - Нижегородскую, Пензенскую и Симбирскую. В 1930 году Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Для увеличения в ней численности мордвы некоторые административные единицы с русским населением из бывшего Мордовского округа передавались соседним территориям и, наоборот, Мордовской автономной области передали южные территории Нижегородского края, густо населенные мордвой. Интересно, что изначально столицей Мордовии хотели сделать старейший город республики - Темников, но в виду отсутствия там железной дороги выбор окончательно пал на Саранск. 20 декабря 1934 года Постановлением Президиума ВЦИК была создана Мордовская Автономная Советская Социалистическая Республика. Также в 1934 году в составе Средне-Волжского края были созданы четыре национальных района. В 1936 году Мордовская АССР была выделена из Средне-Волжского края и включена в состав Российской Федерации на правах автономной республики. В 1990 году Верховный Совет Мордовской АССР принял Декларацию о государственном статусе Мордовской республики, согласно которой Мордовская АССР была преобразована в Мордовскую Советскую Социалистическую Республику. В январе 1994 года МССР по решению её Верховного Совета стала называться Республикой Мордовия. 30 марта 1995 года Государственным Собранием (парламентом) Мордовии были утверждены новые герб и флаг республики[8]. 21 сентября1995 года Конституционным Собранием Республики Мордовии были принята действующая конституция.














Символика Мордовии


Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Флаг

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Герб

Саранск - столица Республики Мордовии

Это один из старейших городов Среднего Поволжья, основанный в 1641 г. на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью, как военная крепость на сторожевой черте Московского государства, как важный форпост на юго-восточной окраине Российского государства. Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней - возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны. Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу. До XVIII в. город делился на слободы, которые первоначально были укреплены. С 1651 г. Саранск - уездный город. При образовании губерний в 1708 г. он причисляется к Азовской, затем к Казанской, Симбирской, а с 1801 г. - к Пензенской губернии. За более чем трехвековую историю город стал свидетелем многих событий. В 1670 г. Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, после чего Саранск становится одним из опорных пунктов разинцев. В 1774 г. в город вошел со своим войском Емельян Пугачев, встреченный населением с большими почестями. В XVIII в. город постепенно превращается в торгово-промышленный центр. Зерно, пенька, кожа, мясо, мед - вот основные предметы сбыта. В городе развиваются мелкие кустарные кожевенные, маслобойные, салотопенные предприятия, продукция которых пользовалась большим спросом на рынке. По статистическим данным, опубликованным в 1849 г., в Саранске было 15 кожевенных, 3 воскобойных, салотопенный, клеевой, 3 свечных завода. Численность населения составляла 14,2 тыс. человек. В XIX в. опустошительные пожары (1817, 1825 и 1869 гг.) уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново. В конце XIX в. через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Строительство дороги оживило экономическую и политическую жизнь края. Стал расти и город, превратившийся в довольно крупный торговый центр Среднего Поволжья. Отсюда вывозили продукты сельского хозяйства во многие города и губернии России, сюда же поступали товары из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Пензы, Харькова. Однако экономическое оживление не изменило внешнего облика города. Саранск продолжал оставаться захолустным, преимущественно деревянным и совершенно неблагоустроенным. С появлением железной дороги в Саранске стал формироваться новый отряд трудящихся - отряд железнодорожников, установивших регулярные связи с крупнейшими революционными центрами России - Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Пензой. В 1921 г. многие промышленные предприятия Саранска не работали из-за отсутствия топлива и сырья. В городе насчитывалось более 440 разрешенных и недостроенных построек. Из небольшого уездного города, каким был тогда Саранск, происходит отток населения в деревню. Восстановление промышленности города было завершено только в 1928 г. Восстановление экономики послужило базой для развития народного образования, здравоохранения, культуры. Грамотность населения к 1928 г. поднялась до 63,1%. В городе начали действовать два техникума: педагогический и индустриальный; два кинотеатра, краеведческий музей, народный клуб, открыта Мордовская советская партийная школа. Расширялась сеть медицинских учреждений, росли кадры советской интеллигенции. С образованием в 1928 г. в составе Средне-Волжской области Мордовского округа, а в 1930 г. - в составе Средне-Волжского края Мордовской автономной области, затем преобразованной в 1934 г. в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, 20 декабря 1934 г. Саранск становится столичным городом. В 30-е гг. XX в. начинается быстрое и всестороннее развитие экономики и культуры Саранска. В 1933 г. начала работу первая очередь Саранской центральной теплоэлектростанции имени Э.Тельмана, дала первую продукцию котонинная фабрика. Через год заработал консервный комбинат, а еще через два года - пеньковый. Размах промышленности, строительства, массовый трудовой энтузиазм трудящихся позволили значительно увеличить выпуск промышленной продукции. К 1940 г. в Саранске насчитывалось 57 промышленных предприятий и строительных организаций против 18 в 1917 г. Объем валовой продукции промышленных предприятий по сравнению с дореволюционным периодом вырос в 22 раза. Саранск начал благоустраиваться: появились первые асфальтированные тротуары, первые автобусы; построены первые трех- и четырехэтажные жилые дома, гостиница, центральный почтамт, новое здание центральной библиотеки. В 1940 г. завершено строительство Дома Советов, через год вступил в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал. В эти годы в Саранске быстро растет число культурно-просветительных учреждений, школ, расширяется сеть лечебных учреждений. Это время ознаменовано открытием первого высшего учебного заведения - Мордовского пединститута, высшей коммунистической сельскохозяйственной школы, научно-исследовательского института мордовской культуры, позднее реорганизованного в Мордовский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики. В 1940 г. в Саранске было уже 15 школ и четыре техникума. Во всех учебных заведениях обучались около 10 тыс. человек. Почти каждый четвертый житель города учился (население составляло 42 тыс. чел.). К этому времени в городе действовали 24 библиотеки, 13 клубов, восемь киноустановок. Население имело около 5 тыс. радиоточек и радиоприемников. В учебных заведениях и лечебных учреждениях работали около 500 специалистов. Развивалось театральное искусство, крепли творческие союзы писателей и художников. Работники культуры, народного образования, творческая интеллигенция активно участвовали в проведении широкой политико-воспитательной и культурно-массовой работы среди трудящихся. В годы Великой Отечественной войны в городе была сформирована 326-я стрелковая дивизия, участвовавшая в разгроме немецко-фашистских полчищ под Москвой, отборных нацистских частей в районе Ржева и Рославля, Ленинграда и Пскова, освобождавшая Советскую Эстонию, громившая врага в Восточной Пруссии, закончившая свой славный боевой путь в Германии на Эльбе. За подвиги, мужество и героизм бойцов и командиров 326-я дивизия награждена орденом Красного Знамени. Более 11 тысяч ее доблестных воинов награждены за время Великой Отечественной войны орденами и медалями Советского Союза.

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»


Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»


Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»






Национальный костюм мордовского народа




Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность". Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I - начало II тысячелетия. Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов. Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте. Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи. Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом - каркс с кисточками на концах - цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст. Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался бисерный пояс с красными короткими кистями - сэлге пулогай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика - верхней его части - оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей бахромой из шерсти с кистями по бокам. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной принадлежности его носительницы, также как и её состоятельности : кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёсток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лавках. В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок - цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка. Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста - руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.) И у мокши и у эрзи традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи - кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей. Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению и проч. Женские головные уборы эрзи - панго, сорока, сорка, шлыган - были высокими и имели варианты в виде цилиндра, колуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы - панга, златной - представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Бы-ли распостранены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замуж-них женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога - кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами. Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие - на периферийной части украшения. На уши надевали серьги с подвеской - серебря-ной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух. Основным видом одежды из сукна и меха был сумань - род кафтана из домотканного сукна тёмного цвета. Кроме этих основных деталей костюма, он со-держал множество других мелких деталей и украшений, варьировавшихся в зависимости от разных районов проживания мордвы. Одной из таких непременных деталей является, например, вышивка. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К десяти го-дам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого - названия мордовского орнамента: "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки". Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы. В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лапти - кархьть (м.), карть (э.). - со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки - белы-ми и чёрными онучами - пракстат. Эстетика мордовской женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят полосатые наколенники с геометрическим орнаментом, вязаные из шерсти.

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Мордовские народные сказки

Восьминогая собака



Жил-был старик со старухой. Пошли они как-то в парму, в лес северный, за черникой. Собирают ягоды в набирушки, смотрят, бежит к ним какой-то зверь чудной. - Ты кто? - спрашивает старик. - Я собака, - говорит зверь. - Возьмите меня к себе. - Да на кой ты нам нужна! - рукой машет старуха. - Нам вдвоём-то мудрено прокормиться, да ещё ты. - Горемыка я несчастная! - заскулила, заплакала собака. - Весь свет обегала, никто меня к себе не берёт. Четыре лапы стерла, скоро остальные четыре сотру, а потом и помру. Ойя да ойя! - Не то у тебя восемь лап было? - спрашивает старик. - Восемь, как есть восемь, - отвечает собака. - Раньше все собаки восьминогими были, шибче всех зверей бегали. - Ну а с четырьмя ногами ты нам и вовсе ни к чему, - старуха говорит. - Головушка моя горькая, - снова заскулила та. - Последняя собака я на всём белом свете. Как изотру последние лапы, вовсе мой род прервётся. Возьмите меня, несчастную, я буду в конурке жить, дом вам сторожить. - Старуха, а старуха, может, возьмём её к себе? - старик уговаривает. - Хоть она и с изъяном, а жалко всё ж таки, ежели последняя собака на земле вымрет. - Кабы она о восьми ногах была, - вздыхает старуха. - Да уж ладно, пожалеем эту уродину на четырёх ногах. Взяли они собаку к себе. Ничего, привыкли к четвероногой. Собака дом сторожила, со стариком на охоту ходила. От неё и повёлся род четвероногих собак. Старику со старухой надо спасибо сказать, а то бы и таких на земле не осталось.

Мышь и сорока

Жили-были сестрица-мышка и сестрица-сорока. Однажды собралась мышка на работу и говорит сороке: - Я, сестрица-сорока, за сеном схожу, а ты пока приберись в доме да поставь варить суп. Ушла мышка, а сорока стала прибираться и варить суп. Варила, варила суп-то, да и свалилась в горшок вниз головой. Пришла мышь домой, стучится: - Сестрица-сорока, открой! Долго стучалась, но никто не откликнулся. Юркнула она в норку, зашла в сарай, сметала сено и опять побежала в избу. Только нет как нет там сестрицы-сороки. Достала тогда мышка суп из печки, чтобы поесть, тут и увидела в горшке сестрицу-сороку. Что поделаешь, съела она сорочье мясо, а грудную кость-лодочку утащила на речку, села в нее и запела: Мышь плывёт-качается: Лодка у неё - сорочья грудина, Весло - бобровый хвост, Шест - выдрин хвост, Парус-соболий хвост. Под крутым бережком подгребёт, Под песчаным бережком - подтолкнёт. Идёт навстречу заяц, говорит: - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку. - Не возьму, лодка у меня маленькая. - Ну хоть одну лапку поставлю, на одной постою... - Ну что с тобой делать, садись. Поплыли они дальше вдвоём, мышка опять запела: Мышь плывет-качается: Лодка у нее - сорочья грудина, Весло - бобровый хвост, Шест - выдрин хвост, Парус - соболий хвост. Под крутым бережком подгребет, Под песчаным бережком - подтолкнет. Повстречалась им лиса, говорит: - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку. - Не возьму, лодка у меня маленькая. - Ну хоть одну лапу поставлю, на одной постою... - Ну что с тобой делать, садись. Плывут они втроём, мышка опять поёт свою песенку: Мышь плывет-качается: Лодка у нее - сорочья грудина, Весло-бобровый хвост, Шест - выдрин хвост, Парус - соболий хвост. Под крутым бережком подгребет, Под песчаным бережком - подтолкнет. Повстречался им медведь, говорит: - Сестрица-мышка, возьми меня в лодку. - Не возьму, лодка у меня маленькая. - Ну хоть одну ногу поставлю, на одной постою. - Нет, ты много места займешь, лодку опрокинешь. - Тогда я сяду, чтоб она не перевернулась. Сел медведь в лодку-то и утопил всех!

Как собака друга искала

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Давай, - согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
- Зачем лаешь? - говорит собаке. - Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, - подумала собака. - Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
- Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
- Что ж! - отвечает волк. - Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
- Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, - подумала собака. - Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
- Ладно, - говорит медведь. - Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! - думает собака. - И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
- Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Лиса и медведь

Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:
- Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.
- А ты меня не обманешь?
- Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?.. - обиделась лиса. - Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.
- Ладно, - согласился медведь.
Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал - семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову - теперь сама не рада. Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит:
- Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?
Ботва у репы была сочная, густая. «Возьму-ка я вершки, - надумал медведь. - В корешках много ли проку!..» Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да еще смеются над ним: «Эх ты, детинушка-простак!»
Рассердился медведь. «Ладно, - думает, -в другой раз я не оплошаю». Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит:
- Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при дележке меня не обманешь - знаю, как надо выбирать.
Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала:
- Соху тянуть - это что! Попробовал бы ты за сохой ходить...
Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.
- Что себе возьмешь, Мишенька, - спрашивает лиса, - вершки или корешки?
- Корешки! - сказал медведь.
- Как хочешь, соседушко, как хочешь, - умильным голосом пропела лиса. - Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остается.
Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. У лисы зерно быстро купили, над медведем еще пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь.
- Ну, - говорит, - соседка, это тебе даром не пройдет! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревет, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет.
Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл. Ревет - ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк - и поминай как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза - а лисы давно и след простыл.



































Мордовские народные игры

Круговой (Мячень кунсема. Топса налхсема) Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Правила игры: - мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается; - осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Котел (Котелсо налксема. Котелсо налхсема) (Названия игр даны на языке народностей эрзя и мокша). В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять - двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 - 60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 - 3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается. Правила игры: - играющие должны выбивать мяч, не сходя с места; - переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Раю-раю Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят: Раю-раю, пропускаю, А последних оставляю. Сама мать пройдет И детей проведет. В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры: дети не должны подслушивать или выдавать пароль. Салки (Варенец понгома. Варяняс повома) Ямки-салки роют по размеру мяча (3 - 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 - 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим. Правила игры: бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Подушечка Все стоят в кругу. Ведущий в центре с подушкой. Все поют: Подушечка, подушечка Моя пуховая, Ой лели, лели, Моя пуховая. Если ведущая девушка все поют: Кому бусы, кому снасти, А мне длбра молодца Ой лели, ой лели, А мне добра молодца. Если ведущий юноша, то поют: Кому игры, кому снасти, А мне красну девицу Ой лели, ой лели, А мне красну девицу. Ведущий выбирает пару, кланяется и выводит в круг. Все поют: На коленочки поставлю Целовать заставлю Ой лели, ой лели, Целовать заставлю. Оба встают коленочками на подушечки и держатся за руки и качабтся. Все поют: Целуй милый, целуй милый, Целуй не балуйся, Ой лели, ой лели, Целуй не балуйся. Тот кто выбрал партнера, целует его в щечки и встает в круг на его место. Кто остался с подушкой, становится ведущим. Начинается все с начала.

Разорви цепь! В игре участвуют две команды под названием «Цепь серебряная» и «Цепь медная». Играющие должны быть примерно одного возраста. Содержание и условия игры Каждая команда возглавляется предводителем. Он выбирается из наиболее крепких мальчиков, так как им последними приходится решать судьбу своей команды. Обе команды выстраиваются цепочкой друг против друга, взявшись за руки. Расстояние между цепями 10 м. Предводители монетой бросают жребий, определяя, кому из команд первой начать борьбу. Начинается эта борьба с представления своих достоинств, самохваления: Цепь медная (хором). Наша цепь из меди предков - Разорвать нас невозможно. Цепь серебряная (хором). Слышишь, звон стоит в округе, Серебро нам даст всем силы. Предводитель цепи медной. В пустом звоне нету силы, Сила - в нас, и мы докажем. - Борис, - окликает предводитель одного из членов команды. Названный игрок из цепи медной стремительно бросается разрывать цепь серебряную. Если ему удастся, то он уводит в свою команду и ставит рядом с собой того игрока, чью цепь он разорвал при нападении. Если цепь разорвать не удастся, то нападающий пристраивается к команде, на которую он наступал. Очередь переходит к цепи серебряной. Предводитель цепи серебряной. Разорвем мы медь на части, Стоит нам лишь к ней коснуться. - Виктор! - направляет он члена своей команды. Так по очереди игроки то одной, то другой команды пытаются разорвать цепь противоположной команды и увести с собой игрока разорванной цепи. При этом двустишие уже не произносится, а лишь называется имя очередного нападающего. Игра идет до тех пор, пока игроки одной команды не окажутся полностью в цепи второй команды. Последним бежит предводитель, чья команда уже полностью вошла в команду противника. Если сумеет разорвать в каком-либо месте стоящую напротив цепь, то забирает сразу двух игроков. Затем в игру вступают эти двое: бросаются друг за другом на цепь. И так до тех пор, пока и ведущий не в силах будет разорвать цепь.

В прятки Весенняя и летняя игра мальчиков и девочек. Число играющих не ограничено. Содержание и условия игры С помощью считалки дети выбирают водящего. Считалки бывают разные. Например, такие: 1.Штирине, вирине, Попороски, мороски, Шупки, лапки, Богача лопатки. 2. Шарага, варага, Ведьма, лудьма, Дикий, викий, Перевикий, Шоша, ковка, Иван - дуду, Маков - Яков, Клек! На кого пал жребий, тот будет водящим. Он закрывает глаза или прислонится лбом куда-нибудь в стену, в ворота, в толстое дерево и громко, чтобы далеко было слышно, начинает выкрикивать свою считалку. Остальные играющие в это время прячутся кто где может. По окончании своей считалки водящий откроет глаза и направляется на поиски. Как только кого-нибудь обнаружит, оба - и водящий и прячущийся - бегут к месту, откуда разбрелись прятаться. Если водящий успеет дотронуться до найденного, то второй становится водящим. Новый водящий произносит свою считалку, затем идет искать.

За капустой Игроки, взявшись а руки, образуют круг - «огород». В одном месте цепь разорвана - это «калитка». «Заяц» через «калитку» пробирается в огород, он бегает, прыгает, изображает, что ест «капусту». По сигналу «Собака!» он пытается убежать через «калитку», но она закрыта. Тогда «заяц» ищет слабую цепь, чтобы разорвать ее. Если ему это удается, он остается «зайцем» еще один кон. В противном случае, становится в круг, а его место занимает один из игроков.

Солнышко - в руки! Играют мальчики и девочки 8 - 14 лет. Инвентарь для игры 1. Резиновый мяч диаметром до 10 см. 2. Подкидная доска шириной 10, длиной 30 см. 3. Кол из теса шириной 10, высотой 30 см. 4. Бита из того же материала, что и подкидная доска. Длина 40 см. 5. Колышек маленький высотой 15 см. Содержание и условия игры Чертятся два круга: внешний, диаметром 8 - 10 метров, и внутренний, диаметром 6 - 8 метров. На равном расстоянии друг от друга по внутреннему кругу все играющие (кроме водящего) вычерчивают себе места для стоянки - треугольники, кружки, квадраты. От них к центру круга проводятся прямые линии - радиусы. В центре круга забивается кол высотой в наземной части 20 сантиметров. В 15 сантиметрах от него забивается маленький колышек, выступающий из земли на 6 - 8 сантиметров. На этот колышек наклонно кладется подкидная доска, одним концом ее прислоняют к колу. На месте касания доски и кола кладется мяч. С помощью считалки выбирается водящий. Остальные играющие, взявшись за руки, организуют вокруг него движущий круг. Водящий силой ударяет битой по концу подкидной доски. Мяч - «солнышко» - взлетает в небо. Все следят за его полетом вверх и ждут, чье имя будет названо водящим. Девочки-водящие могут подкидывать мяч не битой, а резким ударом ноги. При подъеме мяча вверх водящий громко произносит: «Солнышко - в Надины руки!». Девочка, чье имя было названо водящим, остается ждать падения мяча. Остальные по радиусам разбегаются по своим местам, обозначенным на внутреннем круге. Место девочки на круге занимает водящий. Мяч ловится в том случае, если он падает не дальше второго круга. Если же он перелетит за пределы второго круга, то ловить его не нужно. В этом случае водящий бьет повторно, но называет уже новое имя. Первая девочка становится на свое место. Игрок, поймавший «солнце в руки» быстро бросает мяч одному из стоящих на круге, тот перебрасывает соседу, сосед - новому соседу и так далее. При этом после каждого броска все передвигается на один знак. Здесь он на мгновение останавливается, перебрасывает мяч соседу и переходит по кругу на следующий знак. Тот, кто уронит мяч или не сумеет при перебрасывании поймать его, перебегает на второй круг, становясь напротив знака, на котором он допустил ошибку. Вместо него на внутренний круг становится игрок, поймавший «солнце в руки». Передача мяча по кругу идет в быстром темпе. Допустившие ошибку на внутреннем круге быстро перебегают на внешний и становятся напротив того знака, на котором он не справился с задачей. Когда на внутреннем круге остаются только двое игроков, они начинают перебрасываться мячом с игроками, стоящими на внешнем круге. «Внешние» бросают мяч по очереди то одному, то другому из внутреннего круга. После каждого броска «внутренние» передвигаются на один знак. «Внешние» остаются на своих местах. После ошибки одного из «внутренних» игра прекращается и место водящего занимает оставшийся. Водящий переходит в центр, готовится бить по перекидной доске. Остальные, взявшись за руки, медленно идут по кругу до момента, когда чье-то имя не будет произнесено ведущим: «Солнышко - в Машины руки!».

Игра с юлой - «Конат» Играют дети от 5 до 9 лет и взрослые, которые таким образом стараются быстрее усыпить детей. Количество игроков - 2-3 человека. Играют на полу или на столе. Для игры из любого дерева изготавливают диск диаметром 4-5 см, толщиной 1,5-2 см. В центре диска просверливают дырочку диаметром 5-10 мм. Кроме этого, изготавливают палочку длиной 12 см, диаметром 5-10 мм. Концы палочки заостряют. Затем палочку вставляют в центральное отверстие диска так, чтобы нижняя часть палочки была длиной 1,5-2 см, а верхняя -10см. Кто-нибудь из старших раскручивает юлу так, чтобы появилась иллюзия, что она стоит на месте, и при этом приговаривает: «Конат! Конат!» («Спать! Спать!»). Вариант игры. Могут вращать юлу, перевернув ее основанием вверх, т. е. она должна вращаться на длинной части палочки. Но это гораздо сложнее сделать.

Клёк

Для этой игры нужны: биты - палки по числу участников (70-80 см),1 небольшая деревянная чурка (клёк)
Играют до 10 человек. Чертят два квадрата (посмотри на нашу схему). В маленький квадрат ставят чурочку-клёк. От центра большого квадрата (он называется кон) на расстоянии 8-10 шагов выкапывают лунки по количеству игроков.
Водящий стоит у «клёка», сбоку. Игроки с битами становятся у лунок - пяткой в лунку.
Игроки по очереди бросают биты, стараясь выбить клёк за пределы кона.

Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Если клёк выбит, водящий бежит за ним: нужно успеть схватить клёк, поставить на место и занять лунку игрока. В это время игрок должен быстро взять свою би-ту и вернуться к лунке. Игрок, на успевший занять свою лунку, становится водящим.
Если клёк не сбит броском или бита упала близко от водящего, игрок должен дожидаться своей очереди и следующего удачного броска.
Правила. При броске нельзя заходить за линию кона и выходить из лунки. Водящий следит, чтобы никто не выходил из лунки. Если это случается, водящий может занять место нарушившего правило игрока.
Ну какая игра без считалочки? Вот какие считалочки у мордовских детей.

Считалочки Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три, четыре.
Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное ухо.
Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три, четыре, пять,
Кинень понги псакань пекесь? Кому достанется кошкин живот?
Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет зерно,
Мон кундайне пулода, Я поймал ее за хвост.
Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет из горшка,
Мон кундайне пакшта.

Закличка

(закличка речке, чтоб скорее она замерзла)Рыбий
Домик
Водяной,
Кройс я
Крышей
Ледяной.
Стынь,
Вода
Зелёная.
Стань,
Река,
Студёная.



Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста» Проект «Мордовский фольклор в развитии речи у детей дошкольного возраста»

Мордовские потешки

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять:
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел!


«Этот пальчик - я»

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
Кушать всем идти пора.


«Колыбельная»

Баю-баю-баюшки,
В огороде петушок,
Петя громко поет,
Кате спать не дает.
А ты, Катенька, усни.
Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
Люли-люли-люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
И в гудочек не гуди -
Нашу Натусю не буди.
Ходит сон по горе,
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
Нашей Ане так дает.

Бай, бай, бай, бай,
Настю, бука, не пугай!
Мы дадим тебе чайку,
Два кусочка сахарку,
Еще пышки да пирог.
Уйди, бука, за порог,
Куда хочешь уходи,
Только Настю не буди.

Баю-баю-баюшок,
Кладу Настю на пушок -
На пуховую кровать,
Будет Настя крепко спать.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А слониха под окном -
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.

Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Владюшку накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.





Консультация для родителей


«Знакомство детей с мордовским фольклором» Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию восприятия, мышления, речи. Экологическое воспитание занимает одно из важных мест в системе дошкольного воспитания, так как является связующим звеном в единой системе эстетического и речевого развития дошкольников. Важную роль для умственного воспитания дошкольников играет содержание знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности. Это - основополагающие закономерности живой природы, и их познание на конкретных примерах обеспечивает ин тенсивное умственное развитие детей. Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы экологического воспитания. Правильно построенное обучение с точки зрения задачи формирования представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразие природных зависимостей, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысливание, системное обобщение. Экологическое воспитание методически ведётся в нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, чтение произведений художественной литературы, рассматривание альбомов, открыток, фотографий.

Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует

познавательные умения, интерес и симпатии к миру природы. Но преподносить этот материал надо ребёнку с учетом краеведческого материала. Слово мудрого и уважаемого наставника, отвечающее важнейшим педагогическим требованиям, не только играет роль подлинного светоча знаний для дошкольников, но и оказывает на них неизгладимое эмоциональное воздействие, имеет огромное воспитывающее значение, является важным средством формирования положительных качеств личности всесторонне развитого человека. Рассказы воспитателя о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик. Родителям также рекомендуется, общаясь с ребёнком на прогулке, беседовать с детьми о животных, растениях, наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в памяти, обсуждать увиденное. Первоначальные знания основываются на представлениях ребенка, на его личном опыте. Беседа наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании дошкольника представления, которые являются основой для усвоения нового материала на занятиях в дошкольном учреждении и вне его. Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, когда выезжали на природу с родителями, каковы их впечатления от увиденного. Беседа с детьми расширяет, углубляет, систематизирует и обобщает знания детей о природе. Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?» Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе. Чтение произведений художественной литературы не только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает у детей интерес к природе, бережного отношения, наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с внутренним строением человека, растений, с экологическими проблемами. Незаменимую помощь родителям окажут энциклопедии и справочники. Большое значение, как в экологическом, так и в нравственно-эстетическом воспитании имеет ознакомление их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А. Пушкина, «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасова, «Чародейкою Зимою...» Ф. Тютчева, «Чудная картина»

A. Фета, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С. Маршака и др. Читая детям стихи, рассказы о природе родители дополняют представления детей о разнообразии поэтического образа природы, полученные на занятиях. Они помогают понять, какие чувства передаются в произведениях, о каких явлениях природы рассказывается, как рас сказывается. В домашней библиотеке обязательно должны быть произведения природоведческого характера. Это произведения таких авторов как В. Бианки, Ю. Дмитриев, К. Паустовский, Н. Павлова, М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Сладкое, Г. Снегирев, Л. Толстой, К. Ушинский, Е. Чарушин, И. Акимушкин, 3. Александрова, Е. Благинина, Б. Житков, Б. Заходер, B. Осеева, Е. Пермяк, И. Соколов - Микитин, Д. Мамин-Сибиряк,
Е. Трутнева, Э. Шим и др. Добавить этот литературоведческий список
обязательно произведениями мордовских авторов. Родителями необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения высокохудожественные произведения, в образах которых наблюдаемые в действительности явления природы раскрываются как бы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Очень важно, чтобы эти произведения были любимы самими родителями. Один из любимых детских жанров - русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Например, «веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились» («Хаврошечка»). Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Важным средством воспитания детей дошкольного возраста является и устное народное творчество, которые являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты. Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения), открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: сказки раскрывают меткость, образность и выразительность языка, юмор и живость родной речи; в рассказах дети познают точность слова мордовского народа, в стихах -улавливают музыкальность, напевность, ритмичность мордовской речи. Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас ребенка. Устное народное творчество является главным средством активизации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки (пособие Осиповой А. И. «Ёфксонь-моронь эшиня»). При их изучении детям открывается красота и величие национального фольклора. Знакомство детей с природой мордовского края в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Дети получают много информации о родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной природы, участвовать в их сохранении и приумножении, вызывать чувство гордости, уважения и любви к малой родине.



© 2010-2022