- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей»
Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кулеш В.В. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 Г. ТОМСКА
Кулеш Валентина Васильевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Урок русского языка в 4 классе V вида для детей с ТНР.
Тема: «Определение склонения имен существительных
и распознавание падежей»
Цели:
-
Отрабатывать умение определять склонение и падеж имен существительных.
-
Развивать орфографическую зоркость, связную речь.
-
Обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.
Ход урока:
I.Оргмомент
Приглашаю вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
II. Повторение пройденного материала
У. - Какое время года сейчас хозяйничает на земле?
Д. - Зима.
У.- Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.
ДОСКА
вьюга, пурга, метель
У. - Дайте общее название словам.
Д. - Явления природы.
У. - Назови лишнее слово по звуко-буквенному анализу.
Д. - Метель - 6 букв > 5 звуков
У. - Расположите слова по степени возрастания силы этих природных явлений.
Д. - Должно быть: метель, пурга, вьюга.
У. - Определите склонение этих существительных.
Д. -
-
ж.р.
ж.р.
метель
3 скл.
пурга
1 скл.
ж.р.
м.р.
вьюга
1 скл.
буран
2 скл.
У. - Подберите к данным словам синоним существительное 2 склонения.
Д. - буран - м.р., 2 скл.
У. - Допишите в цепочку.
У. - Как определить :
существительные 1 скл.
существительные 2 скл.
существительные 3 скл.
Д. - рассказывают правила.
III. Сообщение
темы урока
У. - Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный мир красок и волшебных звуков зимы.
А поскольку это русский язык - будем совершенствовать умения определять склонения и падежи имен существительных.
У. - И вот первое задание: подберите к слову «метель» однокоренное существительное.
Д. - должно быть «метелица»
У. - Сравните склонения.
Д. - 3 склонение и 1 склонение.
У. - Придумайте еще пары однокоренных слов, относящихся к разным типам склонения.
КАРТИНКА
Д. - должно быть:
лед (2 скл.) - льдинка (1 скл.)
ель (3 скл. ) - елка (1 скл.)
ночь (3 скл.) - ночка (1 скл.)
У. - Запишите одну пару (проверим).
IV. Физминутка
У. -
Представьте, что мы входим в заснеженный лес (шагаем).
Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица (дуем )
Мороз щиплет и румянит щечки, ручки (пощипывание руками).
Пойдем по тропинке , потрогаем тонкие веточки берез.
V. Закрепление изученного материала
На доске карточки со словами.
У. - Что за слова, откуда?
Д. - Словарные слова.
У. - Несколько секунд посмотрели, запомнили все слова, я закрыла - пишем.
АЛЛЕЯ
КРОВАТЬ
ПОСУДА
У. - Проверяем (слова открыты).
Д. - проверяют написанное
У. - Назовем лишнее, учитывая тему урока
Д. - Кровать.
У. - Докажи.
Д. - Два слова 1 склонения, а кровать - 3 склонения.
У. - К какой группе членов предложения - главных или второстепенных - относится выделенное нами слово?
Д. - второстепенный член, стоит в косвенном падеже.
У. - Составьте предложение, где слово «кровать» - второстепенный член предложения.
Д. - Оля положила куклу на кровать.
У. - Обратимся к отрывку из стихотворения:
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне старик-мороз
Льдинкой росписи нанес.
У. -Разбейте слова на группы в зависимости от орфограмм.
Запишите по 2 примера.
Д. -
1.
[ 0 ] -
прилетели
-
лет
метели
-
мел
залепили
-
лепит
2.
[ ] -
мороз
-
морозы
нанес
-
нанесли
3.
√ -
к √ нам,
на окне
предлоги со словами
У. - Выпишите из стихотворения словосочетания с именами существительными в порядке следования падежей.
- А в каком порядке и с какими вопросами падежи следуют друг за другом?
Д. - И.п. - есть кто? что?
Р.п. - ….
У. - Выписываем словосочетания.
Д. -
-
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
залепили
(что?)
щели
нанес
(что?)
росписи
Т.п.
залепили
(чем?)
снегом
нанес
(чем?)
льдинкой
П.п.
нанес
(на чем?)
на окне
У. - Вижу один и тот же вопрос что?. Почему?
Д. - ответы детей
У. - Определи склонение существительных.
Д. -
-
Метель
3 скл.
Щель
3 скл.
Роспись
3 скл.
Снег
2 скл.
Льдинка
1 скл.
Окно
2 скл.
У. - Как определить склонение существительных в косвенных падежах?
Д. - Надо поставить существительное в И.п., надо определить род.
VI. Физминутка
для глаз
Глазки видят все вокруг -
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано -
Где стакан, а где окно.
VII. Творческая работа
НА ДОСКЕ ТЕКСТ:
Очень красив лес зимой! На ветвях берез серебрится иней. С мохнатых ресниц ели летят пушистые снежинки.
У. - Выбери предложение, где есть существительные трех склонений.
Д. - должно быть:
На ветвях (3 скл. П.п.) берез (1 скл. Р.п.) серебрится иней (2 скл. И.п.).
У. Докажи. Разбери по членам предложения, найди склонения.
Д. - Ветвь - 3 скл., береза - 1 кл., иней - 2 скл.
У. - Запиши это предложение.
Придумай и запиши еще 2 предложения о зиме.
Зачитываем.
VIII. Итог
У. - Достигли мы своей цели?
Д. - ответы детей
У. - Как правильно определить склонение и падеж существительных?
IX. Рефлексия
У. - А как вы оцениваете свою работу на уроке?
X. Д\з
Р.т. с.48 упр. 9