Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ, СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 Г. ТОМСКА

Кулеш Валентина Васильевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория



Урок русского языка в 4 классе V вида для детей с ТНР.

Тема: «Определение склонения имен существительных

и распознавание падежей»

Цели:

  1. Отрабатывать умение определять склонение и падеж имен существительных.

  2. Развивать орфографическую зоркость, связную речь.

  3. Обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Ход урока:

I.Оргмомент

Приглашаю вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

II. Повторение пройденного материала

У. - Какое время года сейчас хозяйничает на земле?

Д. - Зима.

У.- Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

ДОСКА

вьюга, пурга, метель

У. - Дайте общее название словам.

Д. - Явления природы.

У. - Назови лишнее слово по звуко-буквенному анализу.

Д. - Метель - 6 букв > 5 звуков

У. - Расположите слова по степени возрастания силы этих природных явлений.

Д. - Должно быть: метель, пурга, вьюга.

У. - Определите склонение этих существительных.

Д. -

ж.р.

ж.р.

метель

3 скл.

пурга

Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей»

1 скл.

ж.р.

м.р.

вьюга

1 скл.

буран

2 скл.

У. - Подберите к данным словам синоним существительное 2 склонения.

Д. - буран - м.р., 2 скл.

У. - Допишите в цепочку.

У. - Как определить :

существительные 1 скл.

существительные 2 скл.

существительные 3 скл.

Д. - рассказывают правила.

III. Сообщение

темы урока

У. - Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный мир красок и волшебных звуков зимы.

А поскольку это русский язык - будем совершенствовать умения определять склонения и падежи имен существительных.

У. - И вот первое задание: подберите к слову «метель» однокоренное существительное.

Д. - должно быть «метелица»

У. - Сравните склонения.

Д. - 3 склонение и 1 склонение.

У. - Придумайте еще пары однокоренных слов, относящихся к разным типам склонения.

КАРТИНКА

Д. - должно быть:

лед (2 скл.) - льдинка (1 скл.)

ель (3 скл. ) - елка (1 скл.)

ночь (3 скл.) - ночка (1 скл.)

У. - Запишите одну пару (проверим).

IV. Физминутка

У. -

Представьте, что мы входим в заснеженный лес (шагаем).

Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица (дуем )

Мороз щиплет и румянит щечки, ручки (пощипывание руками).

Пойдем по тропинке , потрогаем тонкие веточки берез.

V. Закрепление изученного материала

На доске карточки со словами.


У. - Что за слова, откуда?

Д. - Словарные слова.

У. - Несколько секунд посмотрели, запомнили все слова, я закрыла - пишем.

АЛЛЕЯ

КРОВАТЬ

ПОСУДА


У. - Проверяем (слова открыты).

Д. - проверяют написанное

У. - Назовем лишнее, учитывая тему урока

Д. - Кровать.

У. - Докажи.

Д. - Два слова 1 склонения, а кровать - 3 склонения.

У. - К какой группе членов предложения - главных или второстепенных - относится выделенное нами слово?

Д. - второстепенный член, стоит в косвенном падеже.

У. - Составьте предложение, где слово «кровать» - второстепенный член предложения.

Д. - Оля положила куклу на кровать.

У. - Обратимся к отрывку из стихотворения:

Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне старик-мороз

Льдинкой росписи нанес.

У. -Разбейте слова на группы в зависимости от орфограмм.

Запишите по 2 примера.

Д. -

1.

[ 0 ] -

прилетели

-

лет

метели

-

мел

залепили

-

лепит

2.

[Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей»Конспект урока русского языка «Определение склонения имен существительных и распознавание падежей» ] -

мороз

-

морозы

нанес

-

нанесли


3.

 √  -

к √ нам,

на окне

предлоги со словами


У. - Выпишите из стихотворения словосочетания с именами существительными в порядке следования падежей.

- А в каком порядке и с какими вопросами падежи следуют друг за другом?

Д. - И.п. - есть кто? что?

Р.п. - ….

У. - Выписываем словосочетания.

Д. -

И.п.





Р.п.




Д.п.




В.п.

залепили

(что?)

щели


нанес

(что?)

росписи


Т.п.

залепили

(чем?)

снегом


нанес

(чем?)

льдинкой


П.п.

нанес

(на чем?)

на окне


У. - Вижу один и тот же вопрос что?. Почему?

Д. - ответы детей

У. - Определи склонение существительных.

Д. -

Метель

3 скл.

Щель

3 скл.

Роспись

3 скл.

Снег

2 скл.

Льдинка

1 скл.

Окно

2 скл.


У. - Как определить склонение существительных в косвенных падежах?

Д. - Надо поставить существительное в И.п., надо определить род.

VI. Физминутка

для глаз

Глазки видят все вокруг -

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано -

Где стакан, а где окно.

VII. Творческая работа

НА ДОСКЕ ТЕКСТ:


Очень красив лес зимой! На ветвях берез серебрится иней. С мохнатых ресниц ели летят пушистые снежинки.





У. - Выбери предложение, где есть существительные трех склонений.

Д. - должно быть:

На ветвях (3 скл. П.п.) берез (1 скл. Р.п.) серебрится иней (2 скл. И.п.).

У. Докажи. Разбери по членам предложения, найди склонения.

Д. - Ветвь - 3 скл., береза - 1 кл., иней - 2 скл.

У. - Запиши это предложение.

Придумай и запиши еще 2 предложения о зиме.


Зачитываем.


VIII. Итог

У. - Достигли мы своей цели?

Д. - ответы детей

У. - Как правильно определить склонение и падеж существительных?

IX. Рефлексия

У. - А как вы оцениваете свою работу на уроке?

X. Д\з

Р.т. с.48 упр. 9


© 2010-2022