Урок + презентация по литературному чтению для 1 класса по теме «Е. Пермяк. Торопливый ножик. Пословицы»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное чтение

Раздел: «Учимся уму-разуму»

Тема урока: Е.Пермяк. Торопливый ножик. Пословицы.

Цель:

  1. Создание условий для развития читательской самостоятельности.

  2. Познакомить с жизнью и творчеством детского писателя.

  3. Учить полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

  4. Развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения посредством моделирования.

  5. Развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении)

  6. Развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ.

  7. Воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, терпение, уважение к старшим.


Оборудование: презентация, рассказы Е.Пермяка для книжки, карточки с пословицами.

















Ход урока:
  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Долгожданный дан звонок

Начинается ……. (урок)

-Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь и улыбнитесь им.

-Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу в классе стало светлее от ваших улыбок.

Я желаю вам доброго настроения на весь учебный день.

-Начинаем урок.

И сегодня мы, ребята, продолжим учиться хорошо читать, определять жанр произведения, чётко отвечать на вопросы, будем моделировать

обложку.

- Как вы думаете интересно будет сегодня на уроке?

2. Речевая разминка. Слайд 1-4

-Урок, как правило, начинаем с речевой разминки.

Цепочки слогов:

ла ло лу лы лэ во ву ва вы

за ца са со зо цо це сэ зэ

жо шо же ше жи ши

-первая строка «пропевается» на одном дыхании (можно брать цепное дыхание)

- вторая строка - скачем по кочкам, отрывисто

- третья - четкое громкое проговаривание (работают «замочки» на соединении верхней и нижней челюсти)

3. Обучение приемам скорочтения. Слайд 5-13

Быстрое считывание слогов, слов с короткой и более длинной слоговой структурой на сменных слайдах с интервалом в 1секунду (интерактивная доска)

Примеры слайдов

за слон

ру конь

кот ветер

лев дорога

забор зебра

гости альбом

сказка линейка

подарок магазин

коридор школьник

студент офицер

Кто назовёт слова которые запомнил?

-Молодцы! Хорошо справились с заданием.

4. Скороговорка. Слайд 15

Я точно знаю, что вы очень любите скороговорки. Любите?

- зимним утром от мороза, на заре звенят берёзы.

5. Игры: Слайд 17-19

1. Назови слово по первым буквам.

2. Пара слов.

3. Поменяй слоги местами.

- молодцы ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями.

6. Книжкина реклама. Слайд20

- Кто хочет выступить? Не забывайте ребята, вы должны так представить книгу, чтобы остальным захотелось её прочитать.

( спрашиваю у ребят хочется ли им прочитать эту книгу).

Свою книгу «защищают» 2-3 ученика.

Кто уже дочитал - тема чтения, чем понравилась?

Кто только начал - жанр (стихи или проза), книга одного автора или сборник.

7. Постановка целей урока. Знакомство с творчеством Е. Пермяка. Слайд 21

-Давайте вспомним, какие рассказы вы читали к уроку.

(«Самое страшное», «Как Маша хотела стать большой», « Про нос и язык», «Смородинка», «Чужая калитка»)

- Что объединяет все эти рассказы? (Автор Е. Пермяк)

О чём эти рассказы? (О добрых поступках детей).

-Откройте учебник и прочитайте название произведения которое мы с вами будем читать на уроке. Кто автор этого произведения?

-Сегодня я познакомлю вас с биографией этого писателя, а вы мне в этом поможете.

- У вас на партах листочки, на которых написаны разные черты характера. Выберите и подчеркните те черты, каким вы представляете себе этого человека.

Работа в парах.

Добрый

Умный

Трудолюбивый

Мудрый

Фантазёр

Шутливый







Жизнь и творчество Е. Пермяка.

- Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902г. на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное и стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

Почти все его книги - о людях - тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

Е. Пермяк - умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них мудрости. Умер Евгений Пермяк в 1982 году.

8. Знакомство с новым произведением, анализ текста. Слайд 22

1) Интрига в самом заголовке ТОРОПЛИВЫЙ ножик

Работа над лексическим значением слова - торопится человек или животное - живое существо, а как же неодушевленный предмет?

2) Чтение учителем рассказа .

3) Анализ ситуации.

- Вам понравилось произведение?

- С ножиком произошли какие-то волшебные превращения. Может быть, это сказка?

6) Дети опровергают мнение учителя, доказывают, что это рассказ, (строгал не ножик, а сам мальчик).

- теперь мы можем составить модель обложки этого произведения?

Давайте откроем тетрадь на стр. 11 и выполним упр.1

- Сравним модели обложек. Что в моделях общего? Чем они различаются?

- Какой вывод можем сделать? ( Е.Пермяк и В.Осеева писали о детях).

- Спасибо ребята . Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём.


  1. Физминутка.

  1. За дровами мы идём

И пилу с собой несём.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку растопить,

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда.

  1. Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться

10. Чтение текста детьми. Анализ текста.

- Кого же учил отец терпению и старанию?

-Каким был Митя в начале рассказа?

-Выберите слова из тех слов, которые лежат у вас на столах. Работа в парах.

Торопливый

Нетерпеливый

Медлительный

Аккуратный

Поспешный

Терпеливый

- Как строгал ножик?

Торопливый - вкривь, вкось

Терпеливый - по-ти-хо-неч-ку, по-ле-го-неч-ку, ос-то-рож-но, ровно, красиво, послушно

-Как Митя учил ножик терпению?

-Как вы думаете, какие новые черты характера приобрёл Митя, обучая ножик терпению? (силу воли, терпение, аккуратность)

- Прочитайте внимательно пословицы. Слайд 23-24

«Ученье - путь к уменью».

«К большому терпению придёт и умение»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Поспешишь - людей насмешишь»

«Семь раз отмерь, один - отрежь».

- Какая пословица подходит к рассказу? Почему?

_ Чему учит рассказ читателей?

- Раздел называется «Учимся уму-разуму». Чему учит рассказ?

- Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите, как вы из них выходили.

12. Работа в тетради .

- Выполнение задания №2

13.Викторина. Слайд 25-35

14. Чтение учителем рассказа Е. Пермяка «Пичугин мост».

15.Итог урока.

- Над каким произведением работали на уроке?

-Почему этот рассказ авторы учебника поместили в раздел «Учимся уму-разуму»?

- Кто Митю учил ножик строгать?

Вывод:

Ваши родители - это ваши первые друзья и помощники. Они выручат в беде и порадуются с вами в минутки радости, поэтому и вы должны быть добрыми, отзывчивыми, уметь понимать чувства других людей.

Ну, и напоследок, вам задача.

Да, да на уроке чтения задача.

Во 2 «В» классе 26 мальчиков и девочек. Все они сегодня на уроке говорили о том, что труд красит человека, как важно уметь делать всё добросовестно, аккуратно, терпеливо, старательно. Сколько же детей этого класса будут трудолюбивыми, старательными, аккуратными, терпеливыми?







© 2010-2022