Родительское собрание собрание 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Михайловка» Волгоградской области Колотева Елена Юрьевна

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в параллели 2-х классов

«ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ»
Задача:

  • показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
  • формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего
ребенка. Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Оценка нетождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку. «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит - детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий - для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский. Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие - похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки. Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже "тройка" достается с большим трудом, а другому и "пятерка" - без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.
Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны отметок.(слайд 3) Положительные:
  • Видно, что удалось, а чего не удалось ребенку;
  • Положительная оценка зачастую служит средством для дальнейшего более глубокого изучения материала;
  • Очень часто ребенок, стараясь получить более высокую оценку, прикладывает определенные волевые усилия к этому. И взрослые, видя это, говорят, что он использовал «свою силу воли» для этого;
  • Получение хорошей оценки является получением одобрения со стороны взрослых и одноклассников, чувства удовлетворенности у самого ребенка.
  • Получая более высокую оценку по сравнению с ним самим, ребенок повышает свой «рейтинг» в глазах педагогов и одноклассников (и не всегда это может быть отличная оценка. Зачастую получение «4» или «3» у слабоуспевающего ученика имеет такой же эффект как «5» -у отличника)
Отрицательные стороны оценки:
  • В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания).
  • Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим - плохие).
  • Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка - предвестник неприятностей в семье.
  • Отметка - валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.
  • Отметка - способ соревнования детей. Соревновательность - полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.
И все это подтверждается результатами диагностики, проведенной в декабре среди обучающихся 2 классов. Всего в обследовании приняло участие 61 человек. Были получены следующие результаты ( слайды 5-10)
  1. Если я получаю хорошую отметку, то ….

-радуюсь (36 чел)

-родители меня хвалят (20 чел)

-получаю «бонусы» (купят ноутбук, игрушку, разрешат погулять, смотреть телевизор допоздна, дадут 100 р). (5 чел)

2. Если я получаю плохую оценку…

- я огорчаюсь, плачу, грущу, расстроен (35 чел)

-родители меня ругают и могут наказать (19 чел)

-мама огорчается (6 чел)

- мне по барабану

-родители меня поддерживают и веселят

3.Мои родители говорят, что я могу учиться….

-хорошо (22 чел)

-на 5 (11 чел)

-учиться, учиться в школе(11чел)

-еще лучше (4 чел)

-не ответили (6 чел)

-другой вариант (7 чел)

4. Мои родители говорят, что я не могу….

-учиться плохо (24 чел)

-учиться хорошо, на «5» (7 чел)

-я расстраиваюсь, мне плохо (3 чел)

-делать самостоятельно уроки (3 чел)

-учиться, а на самом деле я могу учиться (2 чел)

-другой вариант (8 человек)

-не ответили (14 чел)

5. Если я получаю «пять», то родители мне…..

-хвалят, говорят «умничка» (27 чел)

-получаю «бонусы»( покупают игрушку, что-то, сюрприз, диск к компьютеру, мороженое, дают поиграть в компьютер, дают деньги, со мной играют (27 чел)

-очень рады (6 чел)

-не ответили (3 чел)

6. Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят мне…..

-давай поможем (19 чел)

-говорят подсказку, как делать (11 чел)

-думай сам (13 чел)

-не расстраивайся, соберись (2 чел)

-нужно слушать учителя (2 чел)

-поищи там, учись, делай на черновик, тренируйся (5 чел)

-позвоним учителю (2 чел)

-«те че, тупой», «плохо», «ты получишь 2» (3 чел)

-ничего

-не ответили (4 чел)

7. Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…..

-помогают, соглашаются помочь (51 чел)

-помогут, но только через 7 минут

-отвечают «подожди», «потом» (3 чел)

-вдумайся сам

-иногда помогают, а иногда просто заняты

-отвечают «не знаю»

-не ответили (4 чел)

8. Родители хотят, чтобы я был (а)……

-хорошим, хорошей (7 чел)

-умным (14 чел)

- отличником (13 чел)

-самым хорошим (4 чел)

-учеником хорошим (4 чел)

-послушным (2 чел)

-самостоятельным(2 чел)

-умным через границы

-хорошим и счастливым, умным и красивым, умным и хорошим, красивой и воспитанной девочкой ( 4 чел)

-счастливой

Я думаю , вам, родители, есть над чем задуматься после ответов ваших детей. (Притча «Гвозди») Все в жизни оставляет свой след. Мне хочется, чтобы вы помнили об этом. И «двоечникам и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать оценку в семье? Но прежде, мне хотелось бы еще раз напомнить, что означают наши оценки (слайд 11-14 ):

  • «5» («отлично») - высокий уровень выполнения требований : отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;
  • «4» («хорошо») - хороший уровень выполнения требований : использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
  • «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
  • «2» («плохо») -очень низкий уровень выполнения требований : наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
Так что же вы, родители, можете сделать, чтобы оценка, получаемая вашим ребенком не превратилась в «монстра, разрушающего личность ребенка» (слайд 16)
  • Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его « Какие у тебя сегодня отметки?» или « Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?
  • Вы можете внушить ребёнку, что успехи в школе далеко не всегда соответствуют успехам на жизненном поприще. Многие известные люди плохо учились в школе. Отличники тоже идентифицируют собственную самооценку со школьной отметкой. Эти дети живут в постоянном страхе перед четвёрками.
  • Вам не нужно впадать в панику, если ребёнок впервые приносит домой двойку или тройку. Наказывать за неуспеваемость тоже последнее дело.

Что делать родителям, если ребёнок принёс дневник с не очень хорошими отметками?(слайд 17)

  • Сядьте и посмотрите работу вместе с ребёнком.

  • Похвалите хотя бы за четвёрку по рисованию

  • Позвольте ребёнку рассказать вам о своих плохих отметках. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

  • Спросите его так:" Что ты можешь сделать в следующий раз, чтобы исправить свои отметки?", "Как по-твоему так вышло?"

  • Посочувствуйте ребёнку: "Мне жаль, что ты получил двойку. Ты, наверное, очень расстроился? Расскажи мне, как так вышло?"

  • Составьте с ребёнком и учителем план дальнейших действий.

  • Если вы поддержите ребёнка и поможете ему, ребёнок приложит все усилия, чтобы решить проблему с плохой отметкой.

Уважаемые родители, помните, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок.(слайд 18)

(притча «Отец и сын»)


Литература:

  • Бескоровайная Л.С. настольная книга учителя начальных классов.
Ростов-на- Дону: Феникс, 2002.
  • Данилова Елена. Родителям второклассников
school2em.ucoz.ru/Psycholog/Rodineljam_2Kl.doc
  • Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002.
  • Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.
  • Блог "Родителям школьников"
















































© 2010-2022