- Преподавателю
- Начальные классы
- Родительское собрание собрание 2 класс
Родительское собрание собрание 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колеснева Г.А. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Михайловка» Волгоградской области Колотева Елена Юрьевна
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в параллели 2-х классов
«ПЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ»
Задача:
- показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
- формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего
Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка. Оценка нетождественна отметке. Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель или родитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, КАК ВЫВОД из сказанного, называет заслуженную отметку. «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол - отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого - жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит - детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий - для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец - обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский. Родители редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе. Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются. Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Отметки необходимо обсудить. Если они хорошие - похвалить, спросить, за что ребенок получил отметку, доволен ли оно своей работой, ответом. Если же балл невысокий, ребенка не надо укорять. Необходимо детально проанализировать, почему работа оценена низко, какие трудности испытывал ребенок, и обязательно подбодрить, вселить уверенность в силы ученика, наметить план исправления оценки. Отметка не отражает меру усилий ученика в учебной работе. Известно, что одному школьнику даже "тройка" достается с большим трудом, а другому и "пятерка" - без особых усилий. Из отметки эти различия не видны. Ребенок должен знать, что родители его поймут, и какими бы ни были отметки, дома будет доброжелательная атмосфера.
Психолог Ш.А.Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка», равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица».
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны отметок.(слайд 3) Положительные:
- Видно, что удалось, а чего не удалось ребенку;
- Положительная оценка зачастую служит средством для дальнейшего более глубокого изучения материала;
- Очень часто ребенок, стараясь получить более высокую оценку, прикладывает определенные волевые усилия к этому. И взрослые, видя это, говорят, что он использовал «свою силу воли» для этого;
- Получение хорошей оценки является получением одобрения со стороны взрослых и одноклассников, чувства удовлетворенности у самого ребенка.
- Получая более высокую оценку по сравнению с ним самим, ребенок повышает свой «рейтинг» в глазах педагогов и одноклассников (и не всегда это может быть отличная оценка. Зачастую получение «4» или «3» у слабоуспевающего ученика имеет такой же эффект как «5» -у отличника)
- В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как отметки сменили множество форм физического наказания в школах, переложив часть педагогического воздействия на родителей (пусть родители сами решают, какие им принимать меры воспитания).
- Отметки стали олицетворять всю личность ребенка (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим - плохие).
- Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка - предвестник неприятностей в семье.
- Отметка - валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные измерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей, какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.
- Отметка - способ соревнования детей. Соревновательность - полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.
-
Если я получаю хорошую отметку, то ….
-радуюсь (36 чел)
-родители меня хвалят (20 чел)
-получаю «бонусы» (купят ноутбук, игрушку, разрешат погулять, смотреть телевизор допоздна, дадут 100 р). (5 чел)
2. Если я получаю плохую оценку…
- я огорчаюсь, плачу, грущу, расстроен (35 чел)
-родители меня ругают и могут наказать (19 чел)
-мама огорчается (6 чел)
- мне по барабану
-родители меня поддерживают и веселят
3.Мои родители говорят, что я могу учиться….
-хорошо (22 чел)
-на 5 (11 чел)
-учиться, учиться в школе(11чел)
-еще лучше (4 чел)
-не ответили (6 чел)
-другой вариант (7 чел)
4. Мои родители говорят, что я не могу….
-учиться плохо (24 чел)
-учиться хорошо, на «5» (7 чел)
-я расстраиваюсь, мне плохо (3 чел)
-делать самостоятельно уроки (3 чел)
-учиться, а на самом деле я могу учиться (2 чел)
-другой вариант (8 человек)
-не ответили (14 чел)
5. Если я получаю «пять», то родители мне…..
-хвалят, говорят «умничка» (27 чел)
-получаю «бонусы»( покупают игрушку, что-то, сюрприз, диск к компьютеру, мороженое, дают поиграть в компьютер, дают деньги, со мной играют (27 чел)
-очень рады (6 чел)
-не ответили (3 чел)
6. Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители говорят мне…..
-давай поможем (19 чел)
-говорят подсказку, как делать (11 чел)
-думай сам (13 чел)
-не расстраивайся, соберись (2 чел)
-нужно слушать учителя (2 чел)
-поищи там, учись, делай на черновик, тренируйся (5 чел)
-позвоним учителю (2 чел)
-«те че, тупой», «плохо», «ты получишь 2» (3 чел)
-ничего
-не ответили (4 чел)
7. Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…..
-помогают, соглашаются помочь (51 чел)
-помогут, но только через 7 минут
-отвечают «подожди», «потом» (3 чел)
-вдумайся сам
-иногда помогают, а иногда просто заняты
-отвечают «не знаю»
-не ответили (4 чел)
8. Родители хотят, чтобы я был (а)……
-хорошим, хорошей (7 чел)
-умным (14 чел)
- отличником (13 чел)
-самым хорошим (4 чел)
-учеником хорошим (4 чел)
-послушным (2 чел)
-самостоятельным(2 чел)
-умным через границы
-хорошим и счастливым, умным и красивым, умным и хорошим, красивой и воспитанной девочкой ( 4 чел)
-счастливой
Я думаю , вам, родители, есть над чем задуматься после ответов ваших детей. (Притча «Гвозди») Все в жизни оставляет свой след. Мне хочется, чтобы вы помнили об этом. И «двоечникам и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать оценку в семье? Но прежде, мне хотелось бы еще раз напомнить, что означают наши оценки (слайд 11-14 ):
- «5» («отлично») - высокий уровень выполнения требований : отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения;
- «4» («хорошо») - хороший уровень выполнения требований : использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
- «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
- «2» («плохо») -очень низкий уровень выполнения требований : наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики, не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.
- Ребенок пришел из школы. Не следует спрашивать его « Какие у тебя сегодня отметки?» или « Что ты получил?» Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью. Не лучше ли выяснить, был ли сегодняшний день приятным, интересным и почему?
- Вы можете внушить ребёнку, что успехи в школе далеко не всегда соответствуют успехам на жизненном поприще. Многие известные люди плохо учились в школе. Отличники тоже идентифицируют собственную самооценку со школьной отметкой. Эти дети живут в постоянном страхе перед четвёрками.
-
Вам не нужно впадать в панику, если ребёнок впервые приносит домой двойку или тройку. Наказывать за неуспеваемость тоже последнее дело.
Что делать родителям, если ребёнок принёс дневник с не очень хорошими отметками?(слайд 17)
-
Сядьте и посмотрите работу вместе с ребёнком.
-
Похвалите хотя бы за четвёрку по рисованию
-
Позвольте ребёнку рассказать вам о своих плохих отметках. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
-
Спросите его так:" Что ты можешь сделать в следующий раз, чтобы исправить свои отметки?", "Как по-твоему так вышло?"
-
Посочувствуйте ребёнку: "Мне жаль, что ты получил двойку. Ты, наверное, очень расстроился? Расскажи мне, как так вышло?"
-
Составьте с ребёнком и учителем план дальнейших действий.
-
Если вы поддержите ребёнка и поможете ему, ребёнок приложит все усилия, чтобы решить проблему с плохой отметкой.
Уважаемые родители, помните, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок.(слайд 18)
(притча «Отец и сын»)
Литература:
- Бескоровайная Л.С. настольная книга учителя начальных классов.
- Данилова Елена. Родителям второклассников
- Фопель К. Создание команды. М.: Генезис, 2002.
- Практическая психология: Учебно-методическое пособие. Минск, 1997.
- Блог "Родителям школьников"