- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по гражданско-правовому воспитанию Я-гражданин России
Программа по гражданско-правовому воспитанию Я-гражданин России
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фёдорова В.И. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине, а
человеческое достоинство - силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Пояснительная записка В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения гражданско- патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Гражданско-патриотическое воспитание в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Данная программа предназначена для реализации гражданского и правового воспитания. Программа приобщает учащихся к истокам образования государства, воспитывает чувство гордости за свой народ, даёт детям возможность почувствовать себя наследниками русских традиций. Программа формирует позитивное правосознание у маленьких школьников. Учащиеся на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «справедливость», « равенство», «свобода», «достоинство», «права человека» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни. В процессе формирования гражданских ценностей особенно важным является воспитание детей на основе социокультурных, исторических достижений многонациональной России, народов других стран, а также на культурных, исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков. Россия великая и могучая держава со своей историей, традициями, обычаями. Как в любом государстве, в России есть и государственные праздники, государственная символика, изучению которых посвящена часть программы. Программа адресована учащимся 3 класса Мухоршибирской средней общеобразовательной школы №2 Мухоршибирского района Республики Бурятия.
Цели и задачи. Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и процесс овладения компетенциями.
Социокультурной компетенции- расширение объёма знаний о своей стране, истории возникновения государственной символики, народах, проживающих в России, её традициях, праздниках, нормах здорового образа жизни, достопримечательностях родного края, района, села.
Учебно-познавательной компетенции- развитие умения исполнять гражданские ритуалы, связанные с государственной символикой.
Культуроведческой компетенции - формирование правовой культуры учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, формирование у учащихся понимания сущности и значения государственных символов России, воспитание уважения к ним, к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Коммуникативной компетенции - обогащение словарного запаса учащихся, овладение навыками использования полученных знаний в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Программа «Я-гражданин России» характеризуется метапредметностью.
Прослеживается интеграция с другими образовательными областями и предметами: историей, окружающим миром, географией, математикой, русским языком, чтением.
Основные задачи программы.
- Формирование у младших школьников гражданско- правового осознания нравственных позиций.
- Формирование правовой культуры учащихся.
- Расширение кругозора учащихся, развитие активности, творчества и воображения.
-
Формирование гражданско-патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
-
Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
-
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
Стержневая деятельность учителя, ведущего работу по реализации данной программы, является формирование у детей социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот». Патриот - это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту. В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы, для удобства проведения комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных особенностей школьников:
-
«С чего начинается Родина?»
-
«Район, в котором я живу»
-
«Моя республика».
-
«Твои родные и твоя Родина в потоке времени».
-
«Я - гражданин России».
-
«Право и правоведение».
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей. Детям так же, как и взрослым, приятно жить в чистом доме, гулять по красивым улицам города, любоваться произведениями искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают удивление, брезгливость, огорчение. Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности. Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа. Программа "Я - гражданин России" разработана в соответствии с:
- Государственной программой
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы», - Конституцией РФ,
- Конвенцией ООН о правах ребёнка,
- Уставом школы.
Содержание деятельности:
При организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
-
последовательности
-
поэтапности
-
природосообразности- учёта типологических психологических особенностей детей 6-10 лет.
-
Преемственности и перспективности;
-
Интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических навыков.
Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку:
-
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
-
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
-
Любовь к родной природе
(охрана окружающей среды)
-
Моя Родина - Россия. Моё село- Мухоршибирь ( расширение представлений о нашей Родине - России, воспитание любви к своей "малой" родине - Бурятии, к родному селу- Мухоршибирь).
-
Человек - защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Основные направления деятельности:
- формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
- воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
- воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
- формирование социально-активной позиции учащихся;
- оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Заповеди, на основе которых строится работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся:
-
ЦЕНИ И ОБЕРЕГАЙ СВОЕ ОТЕЧЕСТВО;
-
ОВЛАДЕВАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ И СОХРАНЯЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ СВОЕГО НАРОДА;
-
ДОРОЖИ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО НАРОДА;
-
СВЯТО ОТНОСИСЬ К СИМВОЛИКЕ СВОЕЙ СТРАНЫ
-
БЕРЕГИ КРАСОТУ СВОЕГО КРАЯ.
Характеристика первой ступени школьного образования.
Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных навыков, умений и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе.
Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно её организовывать ,владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией. Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создаётся образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, учебные диалоги и т.д.
Данная программа реализуется в течении учебного года и предусматривает 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание программы.
3 класс (34 часа).
1.Тема «С чего начинается Родина?»- 3ч.
2. «Школа- наш общий дом»- 4ч.
3. «Район, в котором я живу».- 4ч.
4. «Моя республика»- 5ч.
5. «Твои родные и твоя Родина в потоке времени»-2ч.
6. «Я- гражданин России»-5ч.
7.»Государственные праздники»- 1ч.
8. «Право и правоведение» -5ч.
9. «Нравственные нормы жизни».-5ч.
Календарно-тематическое планирование (34 часа).
№…….
Тема………………………………………
Количество часов
дата
1.
«С чего начинается Родина?»
Я и моя семья.
1
2.
Мухоршибирь- посёлок, а не город.
1
3.
Лучшие люди села.
1.
4.
«Школа- наш общий дом».
Экскурсия в школьный музей.
1
5.
История моей школы.
1.
6.
Устав школы. Права и обязанности школьников.
1.
7.
Традиции нашей школы.
1.
8.
«Район, в котором я живу»
Географическое положение. История района.
1.
9.
Народы, населяющие наш район. Их традиции.
1.
10-11
Тугнуйский угольный разрез. Экскурсия.
2ч.
12.
«Моя республика».
История республики. Географическое положение.
1ч.
13.
Улан-Удэ- столица республики Бурятия.
1.
14.
Устройство государственной власти республики. Символика республики Бурятия.
1
15.
Байкал- жемчужина Бурятии.
1.
16.
Традиции и праздники народов Бурятии.
Сагаалган, Сурхарбан, Сабантуй.
1.
17-18.
«Твои родные и твоя Родина в потоке времени»
Моя родословная. Составление древа.
2ч.
19.
«Я- гражданин России».
Я- гражданин России.
1
20.
Москва- столица нашей Родины.
1.
21.
Государственные символы России и Бурятии. Гимн России и Бурятии.
1.
22.
Герб России и Бурятии.
1.
23.
Флаг России и Бурятии.
1.
24.
Государственные праздники.
1.
25.
«Право и правоведение».
Понятие права и правоведения.
1.
26.
Конституция- основной закон.
1.
27.
Права ребёнка в новом веке.
1.
28.
Декларация прав ребёнка.
1.
29.
Конвенция о правах ребёнка.
1.
30-32
«Нравственные нормы жизни».
Культура общения в семье, в школе, в обществе.
3ч.
33-34
Здоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания).
2ч.
Ожидаемые результаты реализации программы. В процессе реализации школьной программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Я- гражданин России" учащиеся должны знать: - историю возникновения российской символики, флага ,герба, гимна России и Бурятии; - название основного закона страны; - государственные праздники и традиции; - достопримечательности родного края; - народы, населяющие Россию (не менее трёх); - нормы здорового образа жизни; Реализация данной программы предполагает: - устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, Бурятии и России; - любовь и бережное отношение к родной природе; - интерес к познанию, стремление к самореализации и самовыражению, бережное отношение к результатам труда, уважительное и доброжелательное отношение к людям; - честность, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Рекомендации.
Данная программа предлагается учащимся начальных классов, чтобы они смогли не только лучше узнать свой край, смогли беречь и охранять его богатства, лучше знать историю своей семьи, своего народа, традиции, праздники, народные игры.
Данная программа была реализована в 3 классе. Её можно использовать для 2 и 4 классов. Материалы данной программы можно использовать на уроках окружающего мира, истории, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Рекомендуемая литература и ресурсы Интернет.
1. Федеральный портал «Российское образование»- http: // edu.ru
2. Сайт «Издательский дом 1сентября»- http: // 1 sentyabry. ru.
3.Фестиваль «Открытый урок»- festival.1 sentember.ru
4.Н. Н. Бобкова «Азбука права». Волгоград- Издательство «Учитель»-2009
5. Т.А. Орешкина «Патриотическое воспитание в школе». Волгоград «Учитель» 2007.
6. М.А.Гусев «Героико- патриотическое воспитание в школе» Москва 2008
7. В.А.Иванова «Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе» Волгоград «Учитель» 2006
8. « Учителю о патриотическом воспитании в школе»- Москва Просвещение 2006
МОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю___________________
Директор школы Хохлова В. Н.
Программа
по гражданско-правовому воспитанию
младших школьников
«Я- гражданин России».
Составила учитель нач. классов
Фёдорова В. И.
2012-2013 уч. год.