- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа Адаптация одаренных детей к школе
Программа Адаптация одаренных детей к школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Николаева В.С. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
.
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми, родителями и педагогами в начальной школе. Занятия проходят с учащимися 1 класса по 1 ч в неделю. Всего 34 часа в год
Общее количество часов аудиторных и внеаудиторных занятий.
Классы
Общее количество часов аудиторных занятий
Общее количество часов внеаудиторных занятий (Практическая работа)
1
17 ч
17 ч
Итого
34 ч
Программа курса « Адаптация одаренных детей к школе» для учащихся 1 класса составлена в соответствии с Федеральной целевой программой РФ «Одаренные дети»
(Выдержка из Постановления Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»)
Программа курса направлена на создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности. Программа призвана помочь одаренным детям с раннего возраста в освоении навыков общения, в познании сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить с другими детьми, делить с ними победы и поражения . При составлении рабочей программы были использованы следующие пособия для учителя: 1.Чистякова, Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур Чистякова Г.Д. - Питер, 2008 .- 103с. 2.Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей Шумакова Н.Б. - М.: Восход, 1996. - 255с. 3. Щебланова, Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап исследования развития одаренности Вопр. психологии. - Екатеринбург, 2005. - №1. - 97с. 4. Юркевич, В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога Юркевич В.С. - М.: Школа здоровья, 1997. - 159с. Целью курса является помочь одаренному ребенку открыть жизненное призвание, создать все необходимые условия для его духовного и интеллектуального роста. Создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих одаренному ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде. Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач:
Задачи:
Своевременная профессиональная диагностика.
Создание условий для стимулирования ребенка с самого раннего возраста к различным видам деятельности.
Знакомство с особенностями детей данного класса. Определение стартовых возможностей детей.
Общая характеристика курса Содержание курса «Адаптация одаренных детей к школе» подчинено общей идее «Одаренные дети». На протяжении всего курса дети учатся приспосабливаться к школе и школа к детям. Дети учатся согласовывать свои индивидуальные возможности и свое состояния с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Все упражнения и задания предназначены для развития следующих способностей:
Ребенок должен успешно овладеть учебной деятельностью;
Освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу;
Приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня; Овладеть системой качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе;
Приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем, формирование адекватного поведения;
Для реализации данного курса занятия лучше проводить во второй половине дня, можно разделить класс на группы
Диагностический инструментарий
Диагностическое изучение личностных особенностей ребенка - интеллектуальной, эмоционально - личностной сферы, уровня межличностных отношений в классе проводится психологом школы в начале и конце учебного года. В нем принимают участие дети с признаками интеллектуальной одаренности, выявленные в детском саду. Используются следующие диагностические методики:
- диагностика интеллектуальной сферы; (тест А. Бине - Т.Симона (вариант Л. Термена), «Цветные матрицы» Дж. Равена)
- диагностика творческого мышления (Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренса)
- диагностика эмоционально - личностной сферы (анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика школьной тревожности А.М.Прихожан, тест «Лесенка»).
-диагностика уровня межличностных отношений в классе методом социометрии.
Результаты диагностики заносятся в индивидуальную карту развития ребенка
Анализ собранной таким образом информации позволяет установить динамику интеллектуального, эмоционально-личностного развития одаренности учащегося и степени ее выраженности, помогает в создании особых условий для обучения и дальнейшего развития ребенка. А также помогает в оказании психологической поддержки неординарному ребенку, позволяет составить план индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащегося, определить сильные стороны ребенка, которые необходимо развить, и слабые, которые нужно корректировать и формировать в дальнейшем.
Критериями результативности работы будут являться:
1.Ребенок будет демонстрировать реальные незаурядные способности.
2.Активное формирование и развитие навыков общения со сверстниками, создание прочных дружеских отношений.
3.Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будут видеть конечную цель своей деятельности.
Место курса в учебном плане
На изучение содержания курса в 1классе отводится 1 час в неделю во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Итого 34 часа.
Методическая работа педагога
• заниматься самообразованием;
• повышать профессиональное мастерство;
• посещать занятия других педагогов;
• участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
• проводить открытые занятия;
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса . иллюстрация, разрезанная на 34 части (для коллективного стимулирования учащихся), фишки (или тематические наклейки) для индивидуального поощрения .
Дети для работы на занятиях приносят с собой альбомы для рисования, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, клей.
Занятие строится с учетом знания возможностей, творческого потенциала ребенка (по результатам психодиагностики).
Обучение основано на активности и самостоятельности детей. Каждый сам определяет степень своей включенности в занятие. Это позволяет детям, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе.
Содержание занятий включение в занятие игровых приемов, физкультминуток, гимнастических, психогимнастических и психотехнических упражнений. Включение подобных заданий способствует психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, коллективно - творческой деятельности.
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих педагогических приёмов:
-
ритуалы начала и окончания занятия;
-
психогимнастические и психотехнические упражнения;
-
совместная работа в микрогруппах, работа в парах;
-
эмоционально окрашенный рассказ педагога;
-
беседа;
-
рисование и другие виды изобразительного творчества;
-
музыкальное сопровождение;
-
поощрение.
Организационные принципы и условия проведения занятий
Руководство группой осуществляет педагог (психолог), обладающий определенными деловыми и личностными качествами, знакомый с психологией детей младшего школьного возраста, психологией творчества, методами развития творческих способностей детей, принципами работы подобной группы, педагогическими способами повышения творческого потенциала участников, умениями преодолевать препятствия творческого мышления ребенка и способами его активизации.
Основной единицей обучения детей является занятие в группе. Оптимальный состав группы - 10-15 человек, относительно однородных по своим способностям.
Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы, однако временная протяженность каждого занятия составляет 1 учебный час. Педагог (психолог) на занятиях создает и развивает ситуацию успеха в том виде деятельности, который наиболее свойственен ребенку именно в этот период жизни. Ситуация успеха становится основой позитивной самооценки ребенка, которая стимулирует развитие его творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается психологический комфорт.
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения курса
«Адаптация одаренных детей к школе» (личностные и метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Планируемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): ставить вопросы классифицировать; наблюдать; проводить наблюдения.
2.Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: высказывание собственного мнения, определение собственной позиции, умение видеть проблемы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям.
Формы внеурочной деятельности: дидактический театр, общественный смотр знаний, выставки творческих работ. 3. Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: умение структурировать материал, готовить тексты собственных сказок, рассказов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Формы внеурочной деятельности: детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (городские и областные конференции учащихся, городские, областные, региональные, всероссийские, международные олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны и т. п.)
Содержание программы курса «Адаптация одаренных детей к школе »
Название раздела
Количество часов
Раздел 1. Диагностическое исследование
5 часов
Раздел 2. Организационно-рефлексивная линия
5 часов
Раздел 3. Коммуникативная линия
9 часов
Раздел 4 . Познавательная линия
9 часов
Раздел 5. Ценностная линия
3 часа Раздел 6 . Обобщение и систематизация знаний
6 часов
Всего
34 часа
Календарно - тематическое планирование курса «Адаптация одаренных детей к школе »
1
2
Тема заня
тия
Ценности нашей жизни. Знание.
Методика
школьной тревожности А.М.Прихожан, тест «Лесенка
Коммуникативные универсальные
Учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
3 Графическая методика «Кактус», методика «Определения эмоциональных состояния человека», методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинках.
Ученик научится: ·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ·задавать вопросы; ·контролировать действия партнёра; ·использовать речь для регуляции своего действия; ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
У ученика будут сформированы: ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; ·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; ·развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Ученик получит возможность для формирования: ·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; ·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; ·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; ·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
.
Ученик научится: ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Ученик получит возможность научиться: ·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Ученик научится: ·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; ·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · ·строить сообщения в устной и письменной форме; Ученик получит возможность научиться: ·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; ·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
4 Диагностика эмоционально личностной сферы (анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
5 Диагностика уровня межличностных отношений в классе методом социометрии.
6 «Я и мое имя».
7 «Урок и перемена»
8 «Экскурсия по школе».
9 Когда всем весело, а одному грустно.
10 Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке») . Галерея негативных портретов.
11 Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу»).
12 Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке - свое дело», «И мы»).Тренинг на тему: «Острова счастья».
13 Беседа на тему: «Эмоции и здоровье»
14 Развитие психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников: «В гостях у месяцев».
15 Сказкотерапия: «Когда ребенка дразнят».
16 Игровая психотерапия: техника"Ноги топают" Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich)
17 Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг "Домовой".
18 Развитие воображения (Упражнения «Закончи рисунок», «Лесная газета») . Беседа на тему: «От болезней всех полезней».
19 Развитие памяти (Упражнения «Волшебные мешочек», «Цепочка», «Цифры»)
20 Развитие психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников: «В гостях у месяцев».
21 Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки»)
22 Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке») . Галерея негативных портретов
23 Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»)..
24 Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет»).
25 Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу»).
26 Учимся дружно. Слушаю и слышу.
27 Личностные качества: целеустремленность.
28 Личностные качества: самостоятельность.
29 Мы разные - и в этом наша сила (Гостиная для родителей).
30 Настроение - мой помощник в учебе.
31 Учусь анализировать.
32 Урок диагностики №2.
33 Я ученик: что я уже знаю и умею.
34
Повторение по теме «Я ученик: что я уже знаю и умею». .
Тема занятия: Знакомство Цель: Помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.
Занятия:
-
Разминка
-
Рисование
-
Игра «Передай тепло цветка другу».
Тема занятия: Я и мое имя Цель: Помочь установлению контакта между детьми, помочь детям осознать свои положительные черты характера. Знакомство с членами семьи, общими интересами, традициями. Занятия:
- Разминка
- Игра «Волшебный стул»
- Рисование
- Упражнение на релаксацию
- Упражнение «Рисунок семьи».
Занятия:
-
Беседа на тему «Что такое урок?»
-
Проигрывание ситуаций
-
Игра на внимание
-
Беседа «Что можно сделать за перемену?»
-
Подвижная игра (по выбору детей)
- Рисование на тему «Что мне нравится в школе»
-
Знакомство с планом-схемой школы
-
Посещение медицинского кабинета
-
Посещение спортивного зала
-
Посещение кабинета музыки
-
Посещение кабинета изобразительного искусства
-
Посещение библиотеки
-
Экскурсия в кабинет психолога
-
Посещение столовой
- Экскурсия на кухню
Тема занятия: Ученье - свет, а неученье - тьма Цель: Укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы.
Занятия:
-
Разминка
-
Игра «Отгадай профессию»
-
Беседа «Алфавит»
-
Игра «Чего не стало»
- Решение задач на сообразительность
Тема занятия: Когда всем весело, а одному грустно.
Цель: Учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.
Занятия:
-
Разминка
-
Упражнение «Настроение»
-
Рисование
Тема занятия: Волшебные слова Цель: Вызвать желание, соблюдать правила поведения, использовать в речи «волшебные» слова: здравствуйте, спасибо, до свидания, пожалуйста.
Занятия:
-
Разминка
-
Беседа
-
Драматизация сказки «Заяц и еж»
-
Игра с мячом «Вежливые слова»
Тематика и содержание встреч с родителями
Тема встречи: Знакомство Цель: Познакомить родителей первоклассников с классом, классным руководителем, педагогами, школой, Администрацией и службами школы, а также самих родителей друг с другом. Помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние. Форма проведения:
-
Знакомство с директором школы и школьной администрацией
-
Самопредставление классного руководителя
-
Экскурсия по школьному зданию
-
Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть?»
- Родительский тренинг «Ребенок в глазах родителей»
-
Круглый стол
-
Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе
-
Психологические трудности адаптации первоклассников к школе
-
Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению
- Родительский практикум по проблеме
Цель: Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. Форма проведения: Практические советы по адаптации ребенка к школе. Тема встречи: Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Цель: Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций. Способствовать приобретению практических знаний по развитию эмоций первоклассников.
Форма проведения: Обучающий семинар
- Значение эмоций и чувств для формирования полноценной личности
- Роль семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка
- Значение внимания для результативности учебной деятельности
- Приемы развития внимания ребенка дома
-
Проблемы семьи, имеющей ребенка-левшу
-
Переучивание ребенка и проблемы, связанные с ним
- Особенности письма детей-левшей
Форма проведения: Семинар-практикум
-
Учебные и личностные проблемы тревожных детей
-
Признаки тревожности ребенка
-
Способы поддержки тревожного ребенка в семье
Работа с учителями Тема встречи: Профилактическая работа Цель: умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации. Форма проведения: Семинар Коррекционно-профилактическая работа имела следующие направления: Работа с первоклассниками Установление благоприятного микроклимата в классе, сплочение коллектива; Формирование позитивного самоотношения, уверенности в себе; Формирование положительного отношения к школе, учебной мотивации; Формирование культуры поведения. работа с педагогами разработка методических рекомендаций по организации учебной деятельности и внеклассных занятий с первоклассниками. работа с родителями Формирование представлений об особенностях нового социального статуса первоклассников и трудностях, связанных с адаптацией к школе; Разработка рекомендаций по организации режима для первоклассников; Содействие установлению здоровых внутрисемейных отношений в период адаптации первоклассника к обучению в школе; Развитие навыков решения актуальных проблем первоклассников в период адаптации. В работе с первоклассниками использовались следующие методы и формы: Игры - упражнения, ролевые, подвижные, игры - драматизации; Рисуночная терапия; Анализ проблемных ситуаций; Беседы;экскурсии.