- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шакурова Р.Н. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1 .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с дополнениями и изменениями);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Образовательной программы МОУ Цильнинская СОШ;
- Учебного плана МОУ Цильнинская СОШ;
- Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
- основе авторской программы Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, А. И. Саплина, Е. В. Саплиной (Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1-4 классы. Учебно - методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. [сборник] - М.:АСТ: Астрель,2011.)
Цель курса: формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи: -систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
Описание места предмета в учебном плане Программа по окружающему миру составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным общеобразовательным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса окружающий мир. На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на 68 часов (2ч. в неделю). Количество контрольных и проверочных работ за год Вид контроля Количество Проверочная работа 5 Проверочное тестирование 3
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 класс (68 ч) Природа вокруг нас (8 ч) Окружающая человека среда. Экология - наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества. Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан - естественные водоёмы; пруд, водохранилище - искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух - необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы - плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. О царствах живой природы (16 ч) Четыре царства живой природы - растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек 110 ч) Человек - часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18 ч) Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва - столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу. Учебно-тематический план
Итого 68 ч.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира является специфическим предметом, так как. Подразумевает умение делать выводы, классифицировать материал, формулировать понятия, владеть исследовательским инструментарием. Именно проверка уровня усвоения этих умений и навыков является целью контроля. Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает: 1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
- оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
- осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
- включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
- оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» И «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5». Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения письменных заданий в рабочей тетради на обобщение усвоенных знаний и проверку знания новых понятий, выполнения мини-тестов, самостоятельных работ (задания типа «вставь пропущенное слово», «допиши определение» и т.п.), подготовленных учителем. Тематический контроль осуществляется в виде обязательной проверочной работы (тестирования), которая предусмотрена в рабочих тетрадях либо составляется учителем, а также в форме защиты проекта (выполненного по желанию учащегося). Итоговый контроль осуществляется в виде итоговой проверочной работы (тестирование), а также защиты проекта (выполненного по желанию учащегося).
Критерии оценки тестовой, письменной работы учащихся по окружающему миру
В соответствии с требованиями ФОГС, введено критериальное оценивание качества овладения программным материалом. Критериальное оценивание позволяет не только проанализировать наиболее частные затруднения и обобщить данные для корректировки дальнейшей работы учителя, но и формирует у учащихся регулятивные умения и навыки (планирование работы, отбор языкового и информационного материала в соответствии с тематикой работы, заявленными критериями, навыки контроля, самоконтроля, умение анализировать свою деятельность, сравнивать с эталоном, своевременно вносить коррективы, навыки взаимной и самооценки и т.п.). Каждый критерий оценивается в 1 балл. Стоит помнить, что в данном случае 1 или 2 балла не являются отметкой, а лишь выявляют те трудности, которые испытывает ученик. Баллы накапливаются, выявляя уровень освоения учащимся данного вида деятельности. Критерии формирующего оценивания устного ответа:
- выразительный связный рассказ;
- умение отвечать на вопросы учителя и учащихся по изученной теме;
- знание терминологии, понятий по теме;
(доклад, сообщение, защитамини-проекта). 1 .Отбор, систематизация материала в соответствии с темой.
- Разнообразие источников информации.
- Выразительный устный рассказ.
- Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
- Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа обеспечивается учебно-методическими комплектом, включающим учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 ч. - М.: Астрель, 2014. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. - М.: Астрель, 2014. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир». Методическое пособие. -М.: Астрель, 2014. 6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать/ понимать
Уметь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни - что такое явление природы;
- что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
- устройство компаса;
- о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
- о круговороте воды в природе;
- легко определяемые свойства воды (3-4 примера);
- о водоемах (река, озеро, море);
- о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;
- легко определяемые свойства воздуха (3-4 примера);
- что такое открытая и закрытая линия горизонта;
- что называют свойством тела и вещества;
- о физических и химических явлениях природы;
- об использовании энергии воды и ветра;
- о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
- о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
- о значении бактерий в природе и жизни человека;
- об особенностях питания и дыхания растений;
- об условиях прорастания семян;
- о предках культурных растений и домашних животных;
- об обычаях и традициях своего народа;
- об истории возникновения своего города (села);
-
об истории возникновения герба своего города;
- об истории
происхождения и развития основных символов государства;
-
основные моменты развития органов власти страны;
-
об истории происхождения государственных наград.
- находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
- различать наиболее распространенные растения (5-6 примеров);
- различать наиболее распространенных животных (7-8 примеров);
- проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
- устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
- приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- оценивать свое поведение в природе;
- выполнять правила поведения в природе;
- находить на карте город (село), в котором они живут;
- рассказывать о главных символах государства; достопримечательностях своего города;
- рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка;
- находить стороны
- моделировать несложные природные процессы;
- объяснять некоторые
- выявлять признаки
- пользоваться различной справочной литературой;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- сравнивать и делать
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- способность к самооценке;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- установка на
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции;
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные
- принимать и
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- самостоятельно
- самостоятельно
правильность выполнения задания и вносить
необходимые коррективы.
-
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
-
понимать информацию,
- осуществлять поиск
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
сопоставлять информацию,
-
собирать краеведческий материал, описывать его.
- сотрудничать с
очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
-
распределять обязанности при работе в группе;
-
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.