Организация музыкально - ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Стукалина Нина Дмитриевна

Учитель музыкально - ритмических занятий МАОУ СКОШИ №12 г.Искитим


ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА


В нашей школе система образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха, обеспечивает реализацию их права на образование, разностороннее развитие, что способствует социальной адаптации детей. Одна из важных задач школы слабослышащих - развитие слухового восприятия и формирование устной речи учащихся с недостатками слуха, поэтому эта тема очень актуальна для нашей школы. У детей со слуховой депривацией слабо сформированы навыки развития речи. Они затрудняются свободно общаться друг с другом, допускают большое количество речевых и орфографических ошибок. Развитие речи, голоса и слуха слабослышащего ребёнка происходит на всех занятиях в школе. Музыкально-ритмические занятия являются неотъемлемой частью «коррекционного блока» в федеральном компоненте учебного плана и наряду с другими предметами способствуют общему развитию ребёнка, координации его движений, их выразительности, развитию внимания, памяти, воли, формированию чувства ритма. Наряду с этим происходит развитие слухового восприятия слабослышащего ребёнка, улучшается произносительная сторона устной речи (её внятность, выразительность), обогащается словарный запас. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации - речи, неречевых звучаний, музыки. Важнейшая задача этих занятий - совершенствование произношения учащихся. У детей закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Работа над произношением на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с применением фонетической ритмики - методического приёма, разработанного в поликлинике «SUVAG» (Загреб, Хорватия). Музыка (восприятие и исполнение), устная речь (восприятие и воспроизведение) и движения объединяют различные виды деятельности на музыкально-ритмическом занятии в единое целое. Развитие и обучение учащихся осуществляется по основным разделам программы: 1.Музыкально-ритмические движения (упражнения по ритмической гимнастике, танцевальные движения, танцы, упражнения с предметами, музыкальные игры). 2. Слушание музыки разного характера и жанров. 3. Восприятие и исполнение песен. 4. Игра на детских музыкальных инструментах. 5.Восприятие на слух и воспроизведение устной речи (элементы фонетической ритмики). Обучение музыкально - ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку - её характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях. В качестве музыкального сопровождения использую классическую и современную музыку. Для знакомства учащихся с предлагаемыми упражнениями использую разные приемы. Основные из них - показ и словесное объяснение. Объяснение ученики воспринимают слухо-зрительно, но уже к концу года в 1 классе объяснения некоторых упражнений даю только на слух. В результате систематической работы дети научаются выполнять простейшие упражнения только по словесной инструкции, которая воспринимается на слух. Для совершенствования характера движений и повышения интереса учащихся к занятию планирую упражнения с различными предметами (например, с флажками, мячами, лентами). Затруднения, которые испытывают слабослышащие дети в восприятии музыки и в согласовании с её темпом движений, требуют многократного повторения и в отдельных случаях индивидуальной отработки некоторых движений. Все эти упражнения и повторения благотворно отражаются на развитии слухового восприятия учащихся. На уроках провожу игры на внимание (зрительное, слуховое), на быстроту двигательной реакции, на ориентировку в пространстве, игры-драматизации. В систему упражнений входит и разучивание танцев, которые содействуют выработке правильной осанки, выразительности движений, художественного вкуса. Развитию слухового восприятия, формированию ритмических навыков, совершенствованию произношения и обогащению словарного запаса слабослышащих детей способствует разучивание песен. Учу детей воспринимать на слух изменение мелодии, силы и длительности звучания, музыкальные паузы. Обучение интонированию мелодии, воспроизведению разных нот при вокальных упражнениях, способствует выработке звучного голоса, умению модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону устной речи слабослышащего ребенка. Отбирая песни для работы с младшими школьниками, учитываю их содержание, лексическую и произносительную доступность текста, музыкальный диапазон, длительность фраз. Мой опыт показывает, что среди слабослышащих есть дети, которые могут научиться пропевать мелодию песни, хотя в основном они воспроизводят лишь ее ритм и темп. На музыкально-ритмических занятиях провожу целенаправленную работу по развитию внятной, естественной устной речи учащихся. При этом на каждом занятии я с детьми выполняю специальные речевые упражнения с использованием фонетической ритмики (10-12 мин. в зависимости от состояния произношения). Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на: - нормализацию речевого дыхания и связанную с ним слитность речи; - формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы; - правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; - воспроизведение речевого материала в заданном темпе; - восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; -умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. На уроках слежу за качеством произнесения учащимися используемого речевого материала, добиваюсь правильного произношения элементов речи, применяю специальные игровые приемы, упражнения, которые способствуют закреплению произносительных навыков. Учу детей слушать музыкальные произведения, в процессе обучения знакомлю их с более сложными инструментальными произведениями. В основе обучения слабослышащих школьников восприятию музыки лежат три основных музыкальных жанра: марш, песня, танец. Учу детей определять и называть музыкальные жанры и характер музыки. При разработке содержания занятия большое внимание уделяю выбору музыкального материала. Он должен быть художественным, соответствующим возрасту и интересам учащихся. Приобщение слабослышащих детей к музыке осуществляю также в форме обучения игре на детских музыкальных инструментах. Эта работа способствует развитию ритмического, динамического, тембрового, звуковысотного слуха, навыка эмоционального восприятия музыки, развивает чувство ритма в целом, служит активным средством закрепления музыкальных навыков. Дети овладевают техникой игры на металлофоне, ксилофоне, пианино, бубне, барабане, гармошке, деревянных ложках и т.д., учатся играть в ансамбле. В результате работы повышается уровень произносительных навыков, самостоятельной речевой активности, внятности речи, уровень слухового восприятия, улучшаются навыки самоконтроля за произношением, формируются навыки эмоциональной, интонированной устной речи, ритма и выразительности движений, слухового (слухо-зрительного) восприятия музыки, речи и неречевых звучаний, устойчивый интерес к занятиям. Учебную деятельность на музыкально-ритмических занятиях строю с учетом психических особенностей и слухоречевых возможностей учащихся. Использую в своей работе дифференцированный подход в обучении, наглядные, словесные и практические методы, индивидуальную, групповую и коллективную формы работы, современные информационно-коммуникативные технологии, дидактический материал направляю на расширение речевого запаса учащихся, на развитие их способности восприятия речи и самостоятельной речевой активности. Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности. В своей работе использую традиционные и нетрадиционные формы уроков. Это уроки формирования новых знаний, уроки обучения умениям и навыкам, уроки повторения и обобщения знаний, интегрированные, театрализованные, комбинированные, уроки проверки и учёта знаний, умений и навыков. Завершая описание содержания и организационных форм работы по обучению слабослышащих школьников восприятию музыки, хочу подчеркнуть, что оно должно быть направлено не только на формирование у учащихся специальных навыков в области восприятия музыки, музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, мелодекламации, но и на развитие таких качеств личности, как воображение, образное мышление, эмоциональная отзывчивость, познавательные и творческие возможности. В процессе такого обучения создаются благоприятные условия для развития словесной речи, совершенствования произношения, развития слухового восприятия слабослышащих детей.

Библиографический список 1.Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М.:1990.- 2.Белик И.С.Музыка против глухоты. - М.: Владос, 2000.- 3.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: 2002. 4.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Учебная литература,1963. 5.Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.-М.:Учебная литература, 1989.- 6.Кузьмичёва Е.Н. Развитие речевого слуха у глухих. - М.: 1983.- 7.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: Владос,1983. - 8.Назарова Л.П., Рогачёва Т.К. Влияние работы по РСВ на произношение учащимися школы слабослышащих II отделения// Совершенствование обучения языку глухих и слабослышащих - Л.: 1975.- 9.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.- М.: Просвещение, 2009. 10.Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.- М.: Просвещение, 1981. 11.Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов //Учебное пособие для учителя. - М.: 1997.- 12.Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха.-М.: Владос, 2003.-

© 2010-2022