- Преподавателю
- Начальные классы
- Эссе: Я - учитель!
Эссе: Я - учитель!
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ачкасова Е.В. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Я учитель.
Эссе.
Государственная должность…
состоящая во всевозможном попечении
и воспитании мальчиков и девочек… -
эта должность гораздо значительнее
самых высоких должностей
в государстве.
Платон
Я учитель... Эта фраза стала принципом всей моей жизни, ведь именно она заставляет меня вести определённый образ жизни, общаться с людьми, подбирая и взвешивая каждое слово. Строить свою речь на основе сложных синтаксических конструкций, соблюдая нормы речи. Ведь учитель - это не профессия, это призвание, дело всей моей жизни.
Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный миг в работе, когда из нагромождения досок, из всего рабочего, будничного вдруг проступает четкий контур выросшей громады - всегда немного неожиданный и непохожий на тот, который много раз рисовало воображение, но уже реальный, близкий…
«Строительный материал», над которым работаю я - это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства, а иногда преодолевая сопротивление этого материала, я придаю ему совершенную форму. Так человеческий дух становится более стойким, чем металл. Может быть, в этом и состоит рукотворное счастье учителя - видеть, как под твоим началом идет человек в рост, как воплощается в нем твоя мысль, энергия, воля? И есть ли дело на земле более ответственное, чем то, что я как педагог избрала своей судьбой? Потому что этой судьбе суждено тысячекратно повториться в других судьбах.
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Основой успеха учителя, я считаю, является духовное богатство, и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Моя первоочередная задача заключается в том, чтобы открыть в каждом своём ученике творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.
Таким образом, учитель и ученик - равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: содружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они - важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их слова. Их сердца.
Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них - самая умная, самая добрая, самая красивая. И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю тонны книг, пробую и фантазирую - ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше соединение.
Поэтому, готовясь к урокам, тщательно продумываю ход каждого урока, подбираю различные задания, придумываю разные игры, чтобы детям было интересно со мной, чтобы каждый ребёнок уходил с занятий с большим багажом знаний и не только знаний, но и с огромным желанием учиться, творить, созидать. Ведь именно от меня зависит дальнейшее отношение детей не только к предметам, но и к учёбе в целом.
Не забуду и о здоровьезберегающей педагогике. Вдумайтесь, еще два века назад, в 1805 году, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». А что тогда сказать о современном образовании, если к «книжным формам» добавить стрессы, вредные привычки, малую подвижность, скудное питание, такие «наркотики», как телевизор и компьютер.
Я должна пропагандировать здоровый образ жизни, учить детей корректному отношению к своему здоровью, прививать иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!»
Поэтому моя задача - создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Слишком много в жизни моих учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из-за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей. Хочу, чтобы мои уроки были уроками здоровья. У меня можно оказаться на «Здоровых переменках», получить «Призы здоровья», на уроках обязательны валеологические паузы (попробуйте и Вы почувствуете необходимость в них).
Своё педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика я могу выразить словами С. Л. Соловейчика:
- Нет двух отношений к ребенку - педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, - человеческое.
Ваня, Даша, Серёжа.…Такие разные! Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных!) учеников? Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них (!) способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить - это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату. Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами великого: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!»