- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме Предлог (2 класс, Занков)
Конспект урока русского языка по теме Предлог (2 класс, Занков)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Т.Г. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме «Предлоги».
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: "Общее понятие о предлоге".
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
-
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
-
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
-
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
УУД:
регулятивные:
- саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий;
- сравнение способа действия и его результата, коррекция;
познавательные:
- общеучебные (умение структурировать знания)
- логические (наблюдение, сравнение, доказательство, подведение под понятие ),
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками: как кооперация (сотрудничество), как взаимодействие.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (речевые действия).
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-
Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
II. Актуализация знаний учащихся.
-
Работа со словами:
-
прочитайте слова. Какие задания вы могли бы предложить?
Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд .
а). Орфографическая зарядка.
-
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
-
Какие виды орфограмм встретились в словах?
б). Разделить слова на группы.
-
Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
-
Сколько будет групп? Какие? Слайд .
-
Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 кол. - имена существительные, 2 кол. - имена прилагательные, 3 кол. - глаголы. Выделите орф-мы.
(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд .
-
Докажите, что в 1 столбике записаны имена существительные.
-
Докажите, что во 2 столбике записаны имена прилагательные.
-
Докажите, что в 3 столбике записаны глаголы.
-
Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
-
Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд .
-
Кто знает, как можно назвать слово под?
-
Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?
Но мы не говорили о них подробно.
-
Наверное, вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Работа над новым материалом.
-
Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.
2. Восприятие темы.
1). Посмотрите на экран. Кого видите?
-
Где находится белка? Заяц? Медведь? Лиса?
-
Описывая местонахождение каждого животного, вы употребили слова: за, на, около, под, у …
-
А если мы употребляем их в речи, значит, это часть речи. И эта часть речи называется… (предлог).
Слайд
-
Слова к, на, с, от… - предлоги.
Слова к, на, с, от… - предлоги.
-
Мы сделали первое открытие.
2). Послушайте текст. Постарайтесь услышать предлоги и запишите их в тетрадь.
(Я читаю текст. Один ученик пишет у доски.)
Зимним днём лесник шёл ПО тропе. Вдруг НА поляну прыгнул пушистый заяц. У сосны птицы искали корм. Лесник насыпал В кормушку крупу, семена. Зимой птицам нужна наша помощь!
-
Далее осуществляется проверка.
-
Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
-
Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.
-
Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
-
Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
слайд.
-
Мы сделали второе открытие.
3). Работа с текстом (листки у каждого ребенка).
Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.
Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд
-
Прочитайте предложения. Все ли вам понятно? Почему?
-
Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
-
Чего не хватает в тексте?
-
Давайте вставим предлоги.
-
У вас на столах листы с заданиями. Найдите этот текст и работайте на листах.
Ученики работают на листах, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
-
Установилась ли связь слов в предложениях?
-
Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
-
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
слайд.
-
Мы сделали третье открытие.
-
Вернемся к нашим предложениям. Кроме предлогов, какие части речи использованы?
-
Обратите внимание на написание предлогов с ними.
-
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
слайд.
-
Мы сделали четвертое открытие.
4) Попробуйте объединить все открытия, совершенные на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (в парах????)
-
У вас на столах есть задание, в котором напечатаны начала предложений.
-
Ваша задача восстановить предложения, и у вас получится правило о предлоге.
-
Все определения выслушиваются, корректируются детьми.
-
Чтение определения со СЛАЙДА.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)
5)Создание «ситуации несостоятельности»
-
На доске написаны предложения. Сравните их между собой.
(пропущены предлоги, предложения одинаковые)
Книга лежит ……. столе. Книга лежит ….. столе.
-
А я хочу вам сказать, что здесь два разных предложения. Как это может быть?
(пропущены разные предлоги)
6) создание «ситуации успеха»
-
Запишите предложения, вставьте разные предлоги.
(Книга лежит НА столе. Книга лежит В столе.)
-
Что заметили?
(изменился смысл)
-
Какую же еще роль выполняют предлоги в речи?
(от них зависит смысловая нагрузка предложения)
-
Мы сделали еще одно открытие.
-
ПРЕДЛОГИ ИЗМЕНЯЮТ СМЫСЛ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
слайд
IV. Закрепление.
1). Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
1 группа. (слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Работа на листках
Я предлагаю задания на выбор.
-
Первое задание - самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги..
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
2 группа. (учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
-
Второе задание - посложнее - объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.
Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)
3 группа. (учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
-
Третье задание - самое сложное, но интересное - в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.
Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.
-
Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.
-
Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.
-
Кто выбрал 3-е задание? Проверка.
(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды
V. Итог урока.
-
Обобщение знаний о предлоге.
-
Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
-
Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
-
Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы узнали еще одну часть речи - предлог.
-
Рефлексия.
У вас на столах смайлики.
-
Нарисуйте им улыбающийся ротик, если у вас на уроке все получилось.
-
Нарисуйте серьезный ротик, если не все получилось, что-то вызвало затруднение.
-
И грустный ротик, если все для вас было трудно.
-
Домашнее задание.
Упр. 272