РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮБИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

на заседании МК

«_____» ________ 2015г.

Протокол №

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

«_____» ________ 2015г.

Протокол №


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 2100

_____________Зиновьева Н.В.

«____» ______________2015г.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа №2100

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(секции, студии, объединения)

дополнительного образования

«ЛЮБИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА»




Автор-разработчик программы:

Гордеева Инна Геннадьевна - педагог дополнительного образования


Возрастная категория: от 7 до 8 лет


Срок реализации данной программы: 1 год (лет)


Направленность: естественно - научная

Уровень программы: базовый


г. Москва


2015-2016

учебный год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Направленность дополнительной программы.

Содержание и методы обучения кружка "Любители русского языка" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

  1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит кружок "Любители русского языка ", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи :

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.


  1. Возраст детей.

Курс изучения "Любители русского языка" рассчитан для учащихся 2 ж класса.

6. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год.

7. Формы и режим занятий.

· лекции;

· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

· анализ и просмотр текстов;

· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Методы контроля:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания

Формы подведения итогов.

Итоги реализации программы представлены двумя этапами.

Первое - это тематический вечер - отчет о своей работе. Подготовка вечера делится на 4 этапа: выбор темы, собирание материалов, составление программы и подготовка отдельных номеров. При подготовке отчетного мероприятия участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь - старший товарищ и режиссер-постановщик. Сама подготовка вечера подразумевает активную разностороннюю творческую и мыслительную деятельность. Дети демонстрируют свои знания, все, чему научились в течение года.

На втором этапе проводится олимпиада, где проверяются знания, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалка школьников. Олимпиада выявляет лучшего, т. е. ученика, который будет участвовать в районной олимпиаде по русскому языку.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Перечень разделов, тем Количество часов всего теория практика I. Звуки и буквы. 8 4 4 1.1. гласные безударные и ударные 2 1 1 1.2. согласные звонкие, глухие, шипящие, мягкие, твердые 4 2 2 1.3. Перенос слов. 2 1 1 I I. Состав слова 7 3 4 2.1. Родственные (однокоренные) слова. 3 1 2 2.2. Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова. 1 0,5 0,5 2.3. Слабая и сильная позиция парных согласных в корне слова. 1 0,5 0,5 2.4. Правописание слов с непроизносимой согласной в корне. 1 0,5 0,5 2.5. Правописание слов с удвоенными согласными в корне. 1 0,5 0,5 III Сложные слова. 3 1 2 3.1. Образование слов способом сложения основ (сложные слова). 1 0.5 0.5 3.2. Правописание соединительных гласных о, е в сложных слова. 2 0.5 1.5 I V Части речи 10 5 5 4.1. Имя существительное: одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число. 2 1 1 4.2. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. 2 1 1 4.3. Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений и числительных. 2 1 1 4.4. Изменение глаголов по временам и лицам 2 1 1 4.5. Употребление в речи наречий. 2 1 1 V. Предложение. 6 3 3 5.1. Обобщение сведений о видах предложений. Различение предложений по цели высказываний. 2 1 1 5.2. Грамматическая основа предложегий. 2 1 1 5.3. Предложения с однородными членами с союзом и без союзов. 2 1 1 ИТОГО: 34 16 18





























III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛЮБИТЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА».

1. ЗВУКИ И БУКВЫ.

Актуализация фонетического материала в соответствии с изученными правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, мягкие, твердые.

Перенос слов.

2. СОСТАВ СЛОВА.

Родственные (однокоренные) слова.

Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Слабая и сильная позиция парных согласных в корне слова.

Правописание слов с непроизносимой согласной в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными в корне.

3. СЛОЖНЫЕ СЛОВА.

Образование слов способом сложения основ (сложные слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных слова.

4. ЧАСТИ РЕЧИ.

Имя существительное: одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число.

Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.

Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений и числительных.

Изменение глаголов по временам и лицам.

Употребление в речи наречий.

5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Обобщение сведений о видах предложений. Различение предложений по цели высказываний.

Грамматическая основа предложегий.

Предложения с однородными членами с союзом и без союзов.




IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие с учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература, так же кабинет, оснащенный компьютером, проектором. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, текстов по тематике курса.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, аудио- и видеозаписи, тексты художественных произведений, словари, иллюстрации, музыкальные записи, литературные произведения.


































V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: 1963 г.

  2. Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.

  3. Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. - М.: Новая школа, 1996 г.

  4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994 г.

  5. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. - М.: Просвещение, 1995 г.

  6. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995 г.

  7. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991 г.

  8. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. - М.: АСТ, 1996 г.

  9. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: АРГО, 1996г.

  10. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. - М.: Владос, 1999 г.

  11. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1991 г.

  12. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. - Саратов: Лицей, 2004 г

  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! - М.: Самовар, 1994 г.

  14. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! - М.: Самовар, 1995 г.

  15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! - М.: Самовар, 1994 г.

  16. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? - М.: Астрель, АСТ, 2000 г.

  17. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. - Чебоксары: КЛИО, 1997 г.

  18. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. - М.: АСТ-Пресс, 1995 г.

  19. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. - М.: Сфера, 2002 г.

  20. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль: Академия развития, 1997 г.

  21. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. - М.: Просвещение, 1991 г.

© 2010-2022