- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению Перспектива
Рабочая программа по литературному чтению Перспектива
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михайлова Т.М. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа «Литературное чтение»
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова
1 класс. УМК «Перспектива»
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы, календарно - тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва «Просвещение», 2011). Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011 г. Учебник «Литературное чтение» для 1 класса обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Общая характеристика предмета Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: - формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; - приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.
Основные задачи курса: - формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; - развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного; - формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения; - преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру; - чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках). В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение - общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника. Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 10 недель, 30 часов (3 часа в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и природе. Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу. Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1-4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание программы учебного курса
Круг детского чтения. Тематика 1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы. 2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения. 1. Развитие навыка чтения. - Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов. - Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30-40 слов в минуту.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. - Полные ответы на вопросы по содержанию текста. - Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка. - Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста. - Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы. - Формирование умения сосредоточиться на чтении текста.
3. Воспитание культуры речи и чтения. - Формирование умения слушать собеседника. - Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении. - Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения. - Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности. - Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику - сверстнику и взрослому. - Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром. 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки. - Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов. - Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок. - Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев
2. Слушание художественных произведений. - Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного. - Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. - Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное. - Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему. - Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям. - Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте. - Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу. - Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов. - Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. - Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений. - Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом. - Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя). - Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
- автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
- имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
- читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
- читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
- отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
- воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
- высказать свое отношение к прочитанному.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение»
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы,
учебники, рабочие тетради и др.)
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях;
Стандарт начального образования по литературному чтению.
Примерная рабочая программа начального образования по литературному чтению.
Методические пособия для учителя.
К
В библиотечный фонд входят
комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ.
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте
Д
начального образования по литературному чтению и в программе обучения
(
(в цифровой форме).
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием
Д
обучения по литературному чтению (в цифровой форме).
Д
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Д
Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).
Д
Технические средства обучения
Д
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок (магниты).
Д
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Компьютер.
Д
Компьютер.
Д
Экранно-звуковые пособия
CD.Обучение грамоте. Электронное приложение к учебнику.
CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения.
Д
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения.
Д
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике. данной в стандарте обучения.
Д
Оборудование класса
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев ( 15 столов и 30 стульев)
Ф
Стол учительский с тумбой
Д
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Д
Подставки для книг.
Вееры.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
урока
Обязательные
элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
УУД
Дата
1.
Книги -
мои друзья
Знакомство с учебником; авторами; условными обозначениями; чтение обращения; рассматривания иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Иметь представление о книге; умение читать плавно, неторопливо, целыми словами; умение вникать в смысл читаемого
По з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы;
совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
2.
«Как
хорошо
уметь читать...»
Чтение наизусть стихотворения С. Маршака; вопросы; чтение названия новой темы; объяснение смысла загадки; работа в парах; чтение высказывания К. Ушинского; знакомство с узелковым письмом; рассматривание знаков - иероглифов
Иметь представление о возникновении письменности; умение общаться с книгой.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
3.
«Как бы
жили мы без
книг?..»
Знакомство
библиотекой;
ориентировка на тематический
указатель; чтение отрывка
стихотворения С.Михалкова;
выставка книг
С.Михалкова;
подготовка к выразительному чтению
Умение выбирать
книги;
ориентироваться на
тематический
указатель; умение
работать с
иллюстрациями; получать
необходимую
информацию;
умение читать
4.
Мои любимые писатели
Выставка книг
А.Пушкина; слово о
А.Пушкине; выразительное
чтение отрывка;
анализ; чтение детьми; словесное рисование.
Знать о
А.С. Пушкине;
умение читать
произведения
А.С.Пушкина
Овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
5.
Сказки
К. Чуковского
Рассматривание
выставки книг;
беседа по произведениям
К. Чуковского; подготовка к инсценированию;
чтение отрывка сказки; анализ; выразительное
чтение по ролям;
выбор лучшего чтеца
Знать произведения
К. Чуковского;
Умение инсценировать;
выделять слова
автора и действующих
лиц.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения
6
Из книг
К. Ушинского.
Внеклассное чтение.
Рассказы
о животных
Знакомство с
книгами
К.Ушинского; чтение в парах; обсуждение
названия произведения;
выявление
практического
смысла пословицы;
обсуждение смысла
нравственных
понятий; обобщение
по теме; самостоятельное чтение рассказа В. Осеевой.
Умение
составлять
представление
о персонаже на
основе его поступков;
иметь представление
о нравственных
понятиях; умение читать выразительно;
передавать
своё отношение к содержанию.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
7.
Пословица. Песенки
разных народов
Сообщение учителя о
произведениях
малых фольклорных
жанров устного народного
творчества; чтение песенок
русского народа
(с.29-30); отработка
Выразительного чтения; чтение России
Знать произведения
малых фольклорных
жанров; умение
отгадывать загадки;
сравнивать; выделять
признаки; составлять свои загадки.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
8
Маленькие и
большие
секреты
страны
Литературии
(решение
частных
задач).
Обсуждение
названия темы «Радуга-дуга»;
работа по вопросам
учебника (с.50-51);
дополнительные
вопросы и задания к загадкам;
дополнительные
вопросы к
колыбельным
песням; «шутки-минутки».
Умение
сравнивать
пословицы и объединять их
в тематические
группы; умение
выделять
загадки
разного типа;
умение использовать различные слова в своей речи.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или
товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике
9
Узнай сказку
Чтение диалога
(с.52); обмен мнениями о
прочитанных сказках, их оценка; характеристика
персонажей;
коллективное
придумывание
продолжения сказки;
самостоятельное
чтение (с.77-78); беседа о сказках и сказочных героях.
Умение высказывать
Собственное мнение о прочитанных сказках;
Умение рассказывать
По серии иллюстраций;
придумать иное окончание сказки.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
10
Сравни сказки
Чтение (с.60-61);отработка чтения целыми словами;
демонстрация
детской книги «Волк и семеро козлят»; рассказывание сказки по иллюстрациям; чтение сказки С.Маршака;
словесное рисование
по сказке; работа по вопросам учебника
Умение вчитываться в
текст; Умение
сравнивать сказки со
сходным содержанием;
умение выразительно
читать, передавать
настроение персонажа;
умение продолжать
сказку.
Овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике
11
В сказке
солнышко
горит,
справедливость
в ней царит!
Подготовка к восприятию русской народной сказки;
чтение сказки учителем;
перечитывание
сказки учащимися;
обучение чтению
диалога
Умение вчитываться в текст и всесторонне
осмысливать
его содержание;
умение отвечать на
вопросы;
умение следить за развитием
действия;
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
12
Сказки народов России
Внеклассное чтение.
Сказки
народов
России
Беседа о сказках;
знакомство со сказкой «Три дочери»; анализ;
сравнение сказок по
главной мысли: «Два
лентяя» и черепаха»; словесное рисование по
сказкам;
Иметь представление
о сказках разных
народов; умение
сопоставлять по главной мысли; умение выразительно
читать.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике
13
Лень
до добра
не доведет
Знакомство с
высказываниями о сказках (с.74);
знакомство со
сказкой С.Михалкова;
анализ; работа над выразительным
чтением; инсценирование;
выделение главной мысли; сравнение авторских сказок с народной.
Умение различать
народную
сказку и авторскую;
умение выразительно
читать диалоги;
понимать главную мысль произведения.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике
14
Маленькие и
большие
секреты
страны
Литературии
Объяснить название
раздела; работа по вопросам на с.90; чтение текста;
сравнить два текста «Лиса и заяц» и «Лисица»; самостоятельное чтение сказок; пересказ понравившейся сказки.
Умение сравнивать
тексты;
наблюдать и
объединять
произведения
по сходству
главной мысли;
умение выразительно
читать.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; постановка
и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем
творческого характера.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или
товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
15
Никого не
обижай «Разговоры, разговоры...»
Знакомство с
разделом;
знакомство с произведением И. Токмаковой; работа в паре (разыграть диалог); знакомство с
произведением
В.Бианки; чтение
произведения на с.9; работа в группе (подготовка к чтению
по ролям);
Умение работать с
книгой; выразительно
читать; умение
находить слова,
характеризующие героя.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного; постановка
и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем
творческого характера.
продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
16
«Мы в ответе за тех, кого приручили...»
Знакомство с темой
урока; обсуждение;
знакомство с
произведением
И.Пивоваровой;
самостоятельное
чтение на с.(13-14); анализ произведения;
знакомство с
произведением
С.Михaлкова на с.15- 16;
Умение
выразительно
читать;
находить слова,
характеризующие героя.
Совершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
ь со сверстниками.
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
17.
Общение с миром природы
Составление плана действия на уроке;
беседа о том, каково назначение человека по отношению к
меньшим братьям и
окружающей
природе; чтение
рассказа Н.Сладкова
; работа с иллюстрацией на с. 17; работа в группах (создание фотогазеты); представление газеты.
Умение работать в
группе; отбирать
материал в
соответствии с
темой; умение
представлять
свой творческий
продукт.
Постановка
и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем
творческого характера.
18
Обходиться добром
со всяким
Знакомство с темой урока;
рассматривание
портрета Л.Толстого; вступительное слово учителя о Толстом, чтение произведений Л. Толстого на с. 22-23; анализ;
самостоятельное
перечитывание
произведений с
выделением главной мысли; обобщение.
Умение работать с
книгой; определять
тему выставки
и классифицировать книги по подтемам;
знать о творчестве
Л. Толстого;
Умение самостоятельно читать книги.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочитанного.
19
«Эй, не стойте
слишком
близко!..»
Внеклассное чтение.
Сказки
о животных.
Знакомство с темой урока; знакомство с
произведением
С.Маршака на с.24-25; анализ произведения;
Определение характера каждого героя; работа с иллюстрацией;
Чтение стихотворения
Ю.Тувима и
отгадывание загадок на с.31-32; деление
загадок на группы;
сочинение загадок; чтение произведения Б. Житкова на с.28-30; обобщение.
Умение
характеризовать героев; умение видеть
отношение
автора к своим
героям; умение заучивать
произведения
наизусть; умение
придумывать
свои загадки.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
20
Маленькие и
большие
секреты
страны
Литературии
Знакомство с
произведением
С.Маршака (с.33); чтение фрагментов;
характеристика
героев произведения
С.Маршака;
чтение
стихотворения
В. Берестова (с.35- 37); составление
рассказа по серии иллюстраций на с.37; обобщение по теме.
Знать
произведения
С.Маршака;
умение
выразительно
читать;
инсценировать
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
21
Когда мои
друзья
со мной
Чтение диалога;
работа с понятием
«счастливый
человек», обмен
мнениями; чтение пословиц с доски; чтение произведения
С.Михaлкова (с.39); анализ произведения;
Выделение главной мысли; чтение песенки на с.41; беседа о друзьях; работа с пословицами; чтение стихотворения
А.Барто «Сонечка» (с.43); анализ произведения; обмен мнениями о прочитанном; выразительное чтение.
Умение отличать
плохое от хорошего;
умение давать
оценку поступкам;
видеть отношение
автора к своим
героям; умение
читать выразительно;
выделять главную
мысль.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
22.
Нет друга - ищи,
а нашел -
береги
Вступительная
беседа; чтение
рассказа Е.Пермяка
на с.44-45; работа
над содержанием;
перечитывание
текста; работа над главной мыслью текста: чтение
произведения
В.Осеевой на с.46-47; анализ произведения;
коллективное
формулирование главной мысли
произведений;
обобщение.
Умение
определять
основную
мысль
произведения;
умение
вчитываться в
текст; умение
сравнивать
произведения
по теме,
содержанию и
главной мысли
характеризовать героя по его
речи и
поступкам.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы;
товарища.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
23
Доброе
слово лучше
мягкого
пирога
Внеклассное чтение
Рассказы
о детях
Беседа о подарках, о
Выражении своего отношения к ним, умении принимать и
дарить подарки, быть благодарным за
подарки;
самостоятельное
чтение стихотворения
Е.Благининой (с.54); анализ произведения;
Чтение стихотворения
В.Лунина (с.55);
анализ; знакомство
со сказкой
М.Пляцковского
(с.56-57); анализ произведения;
Умение общаться;
ценить доброе
слово; оказывать
поддержку и
помогать;умение
находить
главную мысль
произведения;
умение
вчитываться в
содержание.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного.
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
24
Маленькие и
большие
секреты
страны
Литературии
\
Чтение стихов,
пословиц о дружбе,
заученных ранее;
беседа о дружбе и качествах человека (с.62);
чтение одного из рассказов Л. Толстого (с.60-61); анализ; чтение
рассказа В.Сутеева
на с.63 («птичий
базар»); анализ;
работа в группах (разгадывание кроссворда).
Знать
произведения
Л.Толстого и
В.Сутеева;
умение
общаться на
основе
уважения и взаимопонимания.
Совершенствование уровня читательской компетенции; овладение приемами понимания прочитанного.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы;
25
Стихотворения
русских
поэтов
о родной
природе
Рассматривание
иллюстраций на с.77; беседа; чтение
стихотворения
А.Пушкина и
А.Плещеева на с.76; анализ;
перечитывание
стихотворений;
работа над
выразительным
чтением; чтение
стихотворений о
зиме, нахождение в
них сравнений (с.78); чтение текста на с.80;
Умение
сравнивать
произведения
разных поэтов
по содержанию
и настроению;
умение
наблюдать за
использованием сравнений;
умение
создавать
голосом
эмоциональный тон
стихотворения;
П о з н а в а т е л ь н ы е: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетенции;
Л и ч н о с т н ы е: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное.
26
Родина любимая.
Внеклассное чтение.
Рассказы
и стихи
о Родине.
Чтение
стихотворений
В.Берестова, Г.Виеру и Н.Бромлей (с.85-
86); анализ; чтение
Рассказа А.Митяева
работа над
выразительным
чтением; семейное чтение (с.92); слушание и чтение
произведений из старинных учебников
Умение составлять
рассказы о
своей семье,
родителях;
передавать в
слове своё
отношение к
ним; умение
выразительно
читать.
Составление устных рассказов.
Р е г у л я т и в н ы е: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или
товарища.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
27-28
Волшебная страна фантазий
Изучение литературных произведений с элементами фантазии
Умение фантазировать,
умение выражать свои мысли.
К о м м у н и к а т и в н ы е: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
29
Контроль навыка чтения
Правила выполнения интегрированной контрольной работы
Самоконтроль и самопроверка
Построение логической цепи рассуждений; анализ объектов;
постановка и решение проблем - самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
30
По страницам любимых книг.
Урок- викторина.
Знание, незнание. План дальнейшего продвижения по предмету.
Умение преодолевать трудности и достигать определенных результатов в работе.
Р е г у л я т и в н ы е: ставить учебную задачу; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;