Формирование учебного взаимодействия на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование учебного взаимодействия на уроках в начальной школе Одна из важных задач современной начальной школы - создание таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала, формированию опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Это придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников, в рамках которого учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательных интересов в процессе овладения знаниями. Так на уроке русского языка при изучении темы «Неопределенная форма глагола» предлагаю определить число и лицо глаголов читать, летать, пить (практическое задание, невыполнимое вообще). Испытывая недоумение, дети приходят к выводу о наличии неопределенной формы глагола. При введении понятия «Три склонения имен существительных» предлагаю просклонять слова лиса, папа, дом, окно, печь и разделить слова на группы. Так дети самостоятельно выделяют признаки имен существительных каждого склонения. Ребенок, пришедший в школу, любознателен, наделен врожденными исследовательскими качествами. Ему интересно все. Эти особенности детей позволяют мне, активно внедрять в учебную деятельность метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных способностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Так появились проекты: «Живой уголок в школе», «Герои-земляки», «Мой славный город», «Моя родословная». Большой интерес у детей вызвал проект по окружающему миру по теме «Как построить новый дом» (2 класс). Посетив краеведческий музей, дети узнали об историческом прошлом старинных зданий своего родного города, подготовили альбом с фотографиями. Подготовка проекта заставила учащихся обратиться к поиску информации в сети Интернет. Так дети узнали о том, какие машины, строительные материалы используются на стройке (подготовили презентацию с помощью родителей). Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично свой результат. И в наше время актуальны слова Я.А. Коменского: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». Организованная система сочетания индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах, продуманная система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, то есть в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий к каждой изучаемой теме и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения. Работают в группах дети на разных этапах урока. Так на уроке окружающего мира во 2 классе при изучении темы, «Какие бывают животные» группы получают задание по выявлению особенностей: 1 группа - насекомых, 2 группа - рыб, 3 группа - птиц, 4 группа - зверей. Особенно интересно проходит групповая работа на уроках обобщения знаний по предметам. Так на уроке литературы по теме «Обобщение по разделу «Русские писатели» (2 класс), каждая группа получила возможность поиграть в игру «Доскажи словечко», «Назови автора», «Отгадай произведение», «По опорным словам составь произведение». Считаю, что использование в моей работе данных приемов организации деятельности учащихся, является подлинным сотрудничеством учителя и ученика, в котором учитель не только учит, но и сам опирается на опыт ученика, раскрывает его, помогает извлечь из этого опыта такое содержание, которое необходимо для усвоения знаний, и тем самым обогащает этот опыт и вместе с учеником преобразует его на новой основе. Таким образом, происходит личностное воздействие и взаимодействие учителя и учащихся.

Литература: 1.Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. - М: Центральное издательство, 2005 2.Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября».- 2011 -№9. 3. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011 -№4. 4.Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 5.Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. Журнал «Начальная школа»- 2009 -№1









© 2010-2022