Урок окружающего мира в 1 классе Грибная грамота

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок

окружающего мира

в 1 классе

по теме:

«Грибная охота»

разработала учитель начальных классов

МБОУ Фёдоровской СОШ Покорская Н.П.

Цель: познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи:

Образовательная:

1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и

несъедобных грибов;

2) расширение кругозора учащихся.

Воспитательная:

1)воспитание бережного отношения к природе родного края;

2)воспитание уважения к мнению товарищей;

Развивающая:

1) развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся; речь, воображение

2 развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса;

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок - игра.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

1. Оргмомент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а понюхать их, приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.(звуки леса)

3.Постановка темы, цели урока.

- Послушайте загадку и отгадайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы.

(Гриб)

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся за грибами. Что вы хотите узнать о грибах?


4.Рассказ учителя о грибах. Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое - грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы - настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Богатый урожай собрали люди на полях, в садах и огородах. В лесах созрели ягоды и орехи. Продолжается и «грибная охота». Главное, чтобы в корзинку попадали только съедобные грибы. Их варят, жарят, сушат и солят. Заготавливают на зиму.

- Какие грибы вам известны?


5.Игра: «Узнай гриб по описанию». -Настала пора познакомиться поближе с этими грибами. Однажды группа первоклассников отправилась в лес за грибами. Угадайте, какие грибы нашли ребята? 1. Название этого гриба начинается с буквы «Г». Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая. Его обычно солят (Груздь) 2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку. Его называют - царем грибов.(боровик) 3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят, варят. 4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» (мухомор) 5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно он желтоватого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. (лисички)

6. Загадки о грибах.

  • Лета первая примета
Под березой в холодке Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке (подберезовик)
  • Ножка белая, прямая
Шляпа красная такая А на шляпке, на верхушке Беленькие конопушки. (мухомор)
  • Плотный, крепкий, статный,
В шляпе бурой и нарядной. Это гордость всех лесов Настоящий царь грибов (боровик)
  • Есть старуха вредная
У нее шляпа бледная А ноги в ботинках На чулке - пестринки (бледная поганка)
  • Белой шляпки краешек
Влажен и мохнат Что в земле скрываешься? В чем ты виноват? ( груздь)
  • Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых. Меня узнаешь за версту, Зовусь я …(подосиновик).

7. -Теперь ребята, поиграем еще в одну игру«Съедобные- несъедобные» У вас на партах лежат карточки: зеленые- это съедобные грибы, а красные - это ядовитые грибы. Я буду называть гриб, а вы должны поднять нужную карточку.(боровик, мухомор, ложные опята, лисички, грузди, рыжики, сыроежки, бледная поганка и т.д.)

8. Закрепление нового материала

- А кто знает пословицу о съедобных и несъедобных грибах? (Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзинку кладут)

- Как же отличить съедобный гриб от несъедобного? ("воротничок" на ножке и "мешочек" у основания).- Вот мы и нашли ответ на один из главных вопросов урока -Ребята, мы разделили грибы на две группы: съедобные и несъедобные. Получилось у нас одна часть грибного царства полезная, нужная, а другая плохая- ядовитая. Зачем нам плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить? (лекарство, красота, жилье и еда для насекомых). А что грибники берут с собой в лес? (корзину, палку, нож).Объясните, для чего нужны эти вещи? А нельзя разве гриб просто взять и сорвать? Почему?
9. Работа в рабочей тетради (с.10-11). 1)-Узнай грибы на лесной поляне. -Объясни их название. -Распределите грибы на две группы: съедобные и несъедобные. 2) Помогите Незнайке найти белые грибы.

10. Правила сбора грибов. Составление памятки.

Советы людям, которые собирают грибы.

-Не вырывать грибы вместе с грибницей.

-Не нарушать моховой ковёр под деревьями.

-Грибы надо аккуратно срезать ножичком.

-Не губить ядовитые грибы.

-Червивые грибы можно срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт кусочки и от спор появятся новые грибницы.

Ну, что ж, молодцы. Теперь вы друзья леса и всех лесных жителей, т.к. знаете, кА вести себя в царстве грибов.(раздать памятки)


11. Физминутка. Гриша шел -шел- шел Белый гриб нашел Раз - грибок Два - грибок Три - грибок Положи их в кузовок.

12.Что нужно сделать?


  • Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый

гриб или ложный?

а/ оставить его на месте;

б/ срезать и взять с собой;

в/ попытаться определить его на вкус;

г/спросить у друзей или родственников;


  • На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете?

а/ пройду мимо;

б/ собью его палкой или ногой, т.к.он вреден для человека;

в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно;

г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано.

Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»

13.Ознакомление с грибной грамотой.


- У нас получилась удачная грибная охота! Я перед вами ставлю следующую задачу: под каким деревом какой гриб растёт? У вас на партах лежит вот такой листочек. Называется он «Грибная грамота». Давайте посмотрим, какой гриб дружит с каким деревом. (Дети рассматривают и читают). Постарайтесь запомнить, какой грибок с каким деревом дружит.

Урок окружающего мира в 1 классе Грибная грамота

- Сделайте вывод: где же растут грибы? А происходит это потому, что деревья и грибы помогают друг другу жить. Грибы от деревьев получают питание, а деревья, в свою очередь, быстрее и лучше растут, если рядом есть грибы.

14.Итог урока

- Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не только в лесу. На пользу человеку работают:

  • Грибы-хлебопёки

  • Грибы-сыровары

  • Грибы-маслоделы

- А есть грибы, которые человек взял к себе в союзники в самом важном: в борьбе за жизнь!

- Ну что, заинтересовала я вас? Много ещё интересного о грибах мы узнаем на следующем уроке.

- Ну, а теперь давайте заселим нашу полянку грибами:

Белый - всё понравилось, хочу узнать больше!

Лисички - всё понравилось

Мухомор - не интересна тема урока

Урок окружающего мира в 1 классе Грибная грамота

Урок окружающего мира в 1 классе Грибная грамота

© 2010-2022