Разработка кружка Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.



  1. Цель и задачи курса «Занимательная математика»

Цель: развивать математический образ мышления Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; -расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

  1. Описание места курса в учебном плане

1час в неделю -34 часа в год

IV. Формы занятий

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

-решение занимательных задач;

-оформление математических газет;

-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность -самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

1

Вводное занятие «Математика - царица наук»

1

2

Как люди научились считать.

1

3

Интересные приемы устного счёта.

1

4

Решение занимательных задач в стихах.

1

5

Упражнения с многозначными числами (трехзнач.числ.)

1

6

Учимся отгадывать ребусы.

1

7

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

8

Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

9

Решение ребусов и логических задач.

1

10

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

11

Загадки- смекалки.

1

12

Игра «Знай свой разряд».

1

13

Обратные задачи.

1

14

Практикум «Подумай и реши».

1

15

Задачи с изменением вопроса.

1

16

«Газета любознательных».

1

17

«Газета любознательных».

1

18

Решение нестандартных задач.

1

19

Решение олимпиадных задач.

1

20

Решение задач

1

21

Школьная олимпиада

1

22

Игра «Работа над ошибками»

1

23

Математические горки.

1

24

Наглядная алгебра.

1

25

Решение логических задач.

1

26

Игра «У кого какая цифра»

1

27

Знакомьтесь: Архимед!

1

28

Задачи с многовариантными решениями.

1

29

Знакомьтесь: Пифагор!

1

30

Задачи с многовариантными решениями.

1

31

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

32

Задачи с многовариантными решениями.

1

33

Математический КВН

1

34

Круглый стол «Подведем итоги»

1

V. Содержание программы.

3 класс. 34 часа. 1ч в неделю Календарно-тематическое планирование по курсу «Занимательная математика»







  1. Математика - царица наук,- 1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

  1. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

  1. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

  1. Решение занимательных задач в стихах. - 1час Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

  2. Упражнения с многозначными числами. - 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

  1. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

  1. Числа-великаны. Коллективный счёт. - 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

  1. Упражнения с многозначными числами.- 1 час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

  1. Решение ребусов и логических задач.-1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

  1. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

  1. Загадки- смекалки. -1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

  1. Игра «Знай свой разряд». - 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

  1. Обратные задачи.-1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

  1. Практикум «Подумай и реши».-1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Задачи с изменением вопроса. -1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16-17. Проектная деятельность «Газета любознательных». - 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

  1. Решение нестандартных задач. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Решение олимпиадных задач. - 1час

Решение задач повышенной сложности.

  1. Решение задач международной игры «Кенгуру». - 1 час Решение задач международной игры «Кенгуру».

  2. Математические горки. -1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

  1. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

  1. Решение логических задач. - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Игра «У кого какая цифра». - 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

  1. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

  • кто такой Архимед

  • открытия Архимеда

  • вклад в науку

  1. Задачи с многовариантными решениями. - 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Знакомьтесь: Пифагор! - 1 час

Исторические сведения:

  • кто такой Пифагор

  • открытия Пифагор

  • вклад в науку

  1. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.-1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

  1. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Математический КВН. - 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

  1. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

  2. Задачи с многовариантными решениями.-1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

  1. Математический КВН.- 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

  1. Круглый стол «Подведем итоги». -1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.


VI. Планируемые результаты

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение

учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;




Список литературы


1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. С. -116,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 .

10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1-4 классы. М., 2004

11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.


© 2010-2022