Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по окружающему миру



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


  1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 1класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Приказ №373 от 06.10.2009г; 2. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№6, Приказ №87от 25.04.2011г. 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России; 4. Планируемых результатов начального общего образования; 5. Учебно-методического комплекта "Школа России", а именно авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»;

6. Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) НОО, утвержденного приказом №310 от 30.08.2013г.

Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе на­правлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса явля­ются: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности. Предмет «Окружа­ющий мир» помогает первокласснику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Характеристика класса.

В классе 29 обучающихся: 18 мальчиков и 11 девочек. Из них 26 учеников до поступления в школу посещали детский сад. Один ребёнок « Школу детского развития» в ЦДТ. На момент поступления читающих в классе 25 учащихся: 9 - читают целыми словами, 16 - по слогам, четверо учащихся не читают. Все учащиеся владеют счётом до 10 в прямом и обратном направлении. По результатам диагностики «Школьный старт» 52% учащихся с базовым уровнем инструментальной готовности и 48 учащихся с низким уровнем. Личностная готовность к обучению составляет: 93% обучающихся с базовым уровнем и 7% с низким уровнем.

  1. Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в предмете; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. В основе методики преподавания предмета «Окружающий мир» лежит системно - деятельностный подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для успешного решения за­дач предмета важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Развитию умения планировать учебные действия, работать на результат служит реализация проектной деятельности, предусмотренной в рубрике «Наша проекты». В методическом аппарате каждой темы имеются задания для осуществления контрольно-оценочной деятельности. В конце каждого раздела имеются задания под рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения», которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.
III. Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Окружающий мир» в первом классе отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 66 ч. (33 учебные недели). IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
V. Результаты изучения курса.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

Класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс

ЛР1. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.

ЛР2. Представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради).

ЛР3. Представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу.

ЛР4.Ценностные представления о своей семье и своей малой родине.

ЛР5. Представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы - как духовной ценности разных народов).

ЛР6. Представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным.

ЛР7.Первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру.

ЛР8. Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России.

ЛР9. Этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.

ЛР10. Этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.

ЛР11. Представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему.

ЛР12. Потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми

ЛР13.Правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников



Класс

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД (МР)

Познавательные УУД (МП)

Коммуникативные УУД (МК)

1 класс

МР1.Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

МР2.Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).

МР3.Выделять из темы урока известные знания и умения.

МР4.Планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом).

МР5.Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя).

МР6.Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради.

МР7.Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки».

МР8.Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.


МП1.Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).

МП2.Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.

МП3.Понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме.

МП4.Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем.

МП5.Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков.

МП6.Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям.

МП7.Устанавливать причинно-следственные связи.

МП8.Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

МП9.Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

МП10.Располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше - теперь».


МК1.Включаться в диалог с учителем и сверстниками.

МУ2.Формулировать ответы на вопросы.

МК3.Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

МК4.Договариваться и приходить к общему решению.

МК5.Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

МК6.Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.

МК7.Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.

МК8.Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

МК9.Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий.

МК10.Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм).

МК11.Готовить небольшие сообщения по теме проекта

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 класс

Ученик научится

ПР1.правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
ПР2.различать флаг и герб России;
ПР3.узнавать некоторые достопримечательности столицы;
ПР4.называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

ПР5. проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
ПР6.проводить опыты с водой, снегом и льдом;

ПР7. различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

ПР8. различать овощи и фрукты;
ПР9.определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
ПР10.описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
ПР11.сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
ПР12.сравнивать реку и море;

ПР13. использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
ПР14.находить на глобусе холодные и жаркие районы;

ПР15 различать животных холодных и жарких районов;

ПР16. изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
ПР17.различать прошлое, настоящее и будущее;

ПР18. называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
ПР19.соотносить времена года и месяцы;
ПР20.находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

ПР21. объяснять причины возникновения дождя и ветра;

ПР22. перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
ПР23.ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
ПР24.мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

ПР25. раздельно собирать мусор в быту;

ПР26. соблюдать правила поведения в природе;
ПР27.правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
ПР28.подбирать одежду для разных случаев;

ПР29. правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

ПР30. правильно переходить улицу;
ПР31.соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

ПР32. различать виды транспорта;
ПР33.соблюдать правила безопасности в транспорте.

Ученик получит возможность научиться

ПР1.Использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фотоаппарат) для записи и обработки информации;

ПР2. Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение

ПР3. Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице.

ПР3. Осознанно соблюдать режим дня.

VI. Содержание предмета

Человек и природа Природа - это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли.. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и

Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нрав­ственный долг каждого человека.

Ниже представлено тематическое планирование к учебникам «Окружающий мир» авторской программы А.А.Плешакова

VII. Тематическое планирование

1 класс (66ч.)

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Раздел «Задавайте вопросы!» 2 ч

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Задавайте вопросы.

Что такое наша школа Умение задавать вопросы. Вступать в учебный диалог. Пользоваться условными обозначениями учебника. Различать способы и средства познания окружающего мира.

Оценивать результаты своей работы на уроке.

«Что и кто?» 19 ч Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на - эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине Р/К Хакасия - край мой Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей. Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России. Рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов. Работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью. Работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что мы знаем о Москве? Москва - столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей - наших сверстников Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве. Узнавать достопримечательности столицы; работать в паре; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём. Моделировать форму Солнца.
Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; Практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях Р/К Растительный мир Хакасии Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть. Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са­мопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнат­ные растения с помощью атласа-определителя. Различать изученные растения; работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са­мопроверку. Приводить примеры комнатных растений; рассказывать об особенностях любимого ра­стения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам. Практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя. Работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку. Рассказывать о любимом цветке. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях. Узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях. Сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам. Практическая работа в группе: определять деревья по листьям. Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить. Различать лиственные и хвойные деревья. Практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя. Сравнивать ель и сосну. Описывать дерево по плану; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых - шесть ног. Разнообразие на­секомых Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых; работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, Определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых. Сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Кто такие рыбы? Рыбы - водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы
Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию. Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; описывать рыбу по плану. Приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья - главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы
Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию. Практическая работа: исследовать строение пера птицы; работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку. Описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни Р/К Животный мир Хакасии Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; практическая работа: исследовать строение шерсти зверей. Работать в паре: узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей с помощью атласа-опре­делителя, проводить самопроверку. Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Характеризовать назначение бытовых пред­метов; находить на рисунке предметы определённых групп; работать в паре: группировать предме­ты домашнего обихода; проводить взаимопро­верку; приводить примеры предметов разных групп. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Определять составные части компьютера. Характеризовать назначение частей компью­тера; сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук; работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни. Моделировать устройство компьютера. Соблюдать правила безопасного обращения с компьютером. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения
Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода. Характеризовать опасность бытовых пред­метов; работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку. Моделировать устройство светофора. Оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге. Сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебник. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел «Как, откуда и куда?» 13 ч Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий. Интервьюировать членов семьи. Оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений. Составлять экспозицию выставки. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнит. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды. Обсуждать необходимость экономии воды. Выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды. Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; Запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. Анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии. Практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку. Различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку.
Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде Р/К Енисей
Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море. Сравнивать реку и море. Различать пресную и морскую воду. Практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях. Прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения. Формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений. Практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях. Работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку. Практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка.
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить Наблюдать зимующих птиц, различать зиму­ющих птиц по рисункам и в природе; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц. Практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм. Запомнить правила подкормки птиц.
Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора
Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении. Необходимость раздельного сбора мусора; практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге. Формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений. Сочинять и рассказывать сказку на предло­женную тему.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений Выполнять тестовые задания учебника. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты
Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи. Оценивать значение семьи для человека и общества. Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий; интервьюировать членов семьи. Оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; Составлять экспозицию выставки. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить. Прослеживать по рисунку-схеме путь воды. Обсуждать необходимость экономии воды. Выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды. Практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Раздел «Где и когда? 11 ч

Когда учиться интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще­ние к учителю

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы.

Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе. Рассказывать о своём учителе; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Проект «Мой класс и моя школа»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами

учебника, распределение

заданий, обсуждение способов и сроков работы

Фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д.

коллективно составлять рассказ о школе и классе.

Презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами). Оформлять фотовыставку.

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Когда придёт суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Анализировать иллюстрации учебника, раз­личать прошлое, настоящее и будущее.

Работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить

взаимоконтроль.

Называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних

и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы­полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года.

Называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым.

Работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника.

Наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры животных холодных районов.

Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Где живут слоны?

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов

Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку; работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; приводить примеры животных жарких райо­нов; устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек.

Работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края.

Приводить примеры зимующих и перелётных птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная)

Р/К Национальная одежда хакасов

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов.

Работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; работать со взрослыми: изготавливать ма­скарадный костюм.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; сравнивать старинные и современные велоси­педы.

Работать в паре: извлекать из учебника ин­формацию об устройстве велосипеда, осущест­влять самопроверку.

Обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; запомнить правила безопасной езды на вело­сипеде.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка.

Определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем.

Работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

Выполнять тестовые задания учебника.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Раздел «Почему и зачем?» 21 ч

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку.

Использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва. Работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему Луна бывает разной?

Луна - спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем.

Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Моделировать из пластилина форму Луны.

Рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку; работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради.

Почему идёт дождь и дует ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Наблюдать за дождями и ветром; работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку.

Сочинять и рассказывать сказку по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков Необходимость беречь уши

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира.

Практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков.

Обсуждать, почему и как следует беречь уши.

Высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро­верку; сочинять и рассказывать сказку по рисунку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему радуга разноцветная?

Радуга - украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника; запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма.

Высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку.

работать в паре: отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок, осуществлять взаимопроверку.

Сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку).

Обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам.

Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

Практическая работа в паре: познакомить­ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Проект «Мои домашние питомцы»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Наблюдать за домашним любимцем и фик­сировать результаты наблюдений.

Фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях.

Составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх.

Презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку.

Рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном.

Устанавливать взаимосвязь цветов и бабо­чек на основе информации учебника.

Сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Определять лесных обитателей по звукам, кото­рые они издают; передавать голосом звуки леса.

Объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку.

Оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива­ния) рассказов из книги «Великан на поляне».

Формулировать правила поведения в природе.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Сравнивать рисунки учебника, делать выво­ды о значении сна в жизни человека; работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне­ния задания цветные фишки, осуществлять вза­имопроверку.

Оценивать правильность своей подготовки ко сну.

Рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы».

Определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку.

Работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с задани­ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­недеятельности организма; сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Запомнить правила гигиены при употребле­нии овощей и фруктов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,

отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение.

Рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки.

Практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные.

Формулировать основные правила гигиены; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон - средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) - средства массовой информации. Интернет

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Различать средства связи и средства массо­вой информации.

Рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов.

Работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники).

Обсуждать назначение Интернета.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Зачем нужны автомобили?

Автомобили - наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль - автомобиль буду­щего

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение.

Работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку.

Использовать представленную в учебнике ин­формацию для выполнения задания.

Сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Зачем нужны поезда?

Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения.

Работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

использовать информацию учебника для вы­полнения задания, сравнивать старинные и со­временные поезда.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) - водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения.

Рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством корабля, проводить само­проверку и взаимопроверку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Зачем строят самолёты?

Самолёты - воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения.

Рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте.

Работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством самолёта, проводить са­мопроверку и взаимопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить.

Обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках.

Обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте; работать в группе: знакомиться с пра­вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави­лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам­вае.

Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Зачем люди осваивают космос

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели пол1тов в космос, Ю. А. Гагарин - первый космонавтЗемли. Искусственные спутники Земли, космические научные станции. Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника; работать в группе: высказывать предполо­жения по вопросам учебника, осуществлять cа­мопроверку; моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в кос­мос»;


Почему мы часто слышим слово «экология»?

Р/К«Чир тайни» - День Земли

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; находить в тексте учебника ответы на во­просы; приводить примеры взаимосвязей между че­ловеком и природой; оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и других учащихся
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся





Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы



Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

Плешаков а, А. - М. : «ВАКО», 2013

Поурочные разработки для учителя по курсу «Окружающий мир2

Пособие для учителя

Плешаков А. А. «Окружающий мир»- М. : Просвещение, 2014

Учебник «окружающий мир » в двух частях

Учебник для 1 класса

А. А. Плешаков - М.: «Просвещение», 2013

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

Рабочая тетрадь по окружающему миру

А. А. Плешаков, Н. Н. Гара.

З. Д. Назпрова -.М.: «Просвещение», 2014

Тесты к учебнику «Окружающий мир»

Тесты по окружающему миру

Аудиоприложение на электронном носителе

Пособие для учащихся

Гербарий для начальной школы

Раздаточный материал «Полезные ископаемые»

Комплект дидактических раздаточных пособий

Карта «Российская Федерация»

Глобус

Пособие для учащихся

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Текст: система заданий.В 2-х ч.Ч.1./ М.Ю.Демидоваи др; под ред.Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 2010. - 215с- (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе Текст: от действия к мысли: пособие для учителя \ А.Г.Асмолов и др.; под ред.А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2010. -152с.-(Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Интернет - ресурсы

1-4. prosv. ru

Образовательная система

« Школа России»

km - school. ru

Информационно - интегрированный продукт «КМ - Школа». Разработчик -«Кирилл и Мефодий» (г.Москва)

openworld.ru / school

Журнал «Начальная школа»

ug.ru

Учительская газета

1september.ru

Газета 1 сентября

school2100.ru/magazine/magazine_main.html

Журнал "Начальная школа плюс До и После".

solnet.ee

Детский портал «Солнышко»

1september.ru

Газета "1 сентября".

Технические средства обучения

Ноутбук для учителя "Lenovo"

Нетбуки для учащихся "Eee PC"

МФУ (принтер SAMSUNG SCX - 3405)

Интерактивная доска SMART Board M 600

Классная доска



23



© 2010-2022