УРОК ТЕМА: ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Тема: Географическая карта Цель: дать представление о географических картах, их разнообразие и назначении; развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества; ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте; учить работать с картой («читать карту») и выполнять задания на контурной карте. Формирование УУД: Личностные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; формирование нравственных качеств - организованность; Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата. Коммуникативные УУД: развивать умение работать с соседом по парте, в малой и в большой группах; умение распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения; Познавательные УУД: находить в учебнике подтверждение своей позиции; свободно ориентироваться в учебной книге и на картах - уметь читать язык условных обозначений; Предметные УУД: наблюдение и сравнение; выявление особенностей карт, в процессе их анализа; Оборудование и наглядные пособия: учебник «Окружающий мир» 3 класс часть 1 (автор О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева), хрестоматия «Окружающий мир» 3 класс (автор О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, С. А. Трафимов), тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 3 класс часть 1 (автор О. Н. Федотова, Г. В. Трофимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева), школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Северного и Южного полушарий, Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, указка, кроссворды.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Желаю успехов в работе на уроке.

Чтобы каждый в конце урока смог сказать:

Я понял…

Я умею…

Я знаю…


  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Учитель: Как изучишь все бока

Расписного колобка,

Так узнаешь, где Дунай,

Где Кавказ, а где - Китай.


Ученики: Глобус. Учитель: А что такое глобус? Ученики: Модель земного шара Учитель: Глобус делит ровная Линия условная. Выше - север, ниже - юг. Назови границу, друг. Ученики: Экватор. Учитель: Покажите экватор на глобусе (дети показывают экватор на глобусах для парной работы). Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли ... Ученики: Меридианы (дети показывают меридианы на глобусах для парной работы). Учитель: Здесь горы-великаны - Тибет, Алтай, Памир, Карпаты и Балканы. Их знает целый мир. Здесь реки - Обь и Ангара, Дон, Волга, Лена и Кура. Лесов многообразие В родной для нас ... Ученики: Евразии (дети показывают материк на глобусах для парной работы). Учитель: Главный город государства, Хоть республики, хоть царства. Тут смекалка пригодится: Вот Москва, она - … Ученики: Столица (дети показывают г. Москва на глобусах для парной работы). Учитель: А, вот что мы будем исследовать сегодня, отгадаете. Страны без людей, Города без домов, Леса без деревьев, Моря без воды. Ученики: Географическая карта.

  1. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Правильно. Как звучит тема нашего урока? Выходит ученик и записывает тему урока на доске: Географическая карта.

Учитель: Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

План урока:

  1. История появления географической карты.

  2. Что изображено на географической карте.

  3. Географическая и контурная карты - сходство и различие.

  1. Реализация построенного проекта

Учитель делит детей на 4 равные группы, ученики собираются вокруг одной парты, им раздаются карточки с текстом, в котором надо вставить пропущенные слова, опираясь на название темы урока. В дальнейшем дети зачитывают полученную информацию, учитель дополняет сообщения своей информацией. Учитель: За много тысячелетий до нашей эры человек начал изображать окружавшую его местность. Первая карта, о которой есть упоминание, была создана на куске глины, который затем обожгли. Это было в Египте более 4000 лет назад. Карточка 1. В древности землевладельцы изображали на __________ границы владений, короли - земли своего королевства. Эти первые картографические изображения служили указанием путей для кочевников, мест удачной охоты и ____________, наиболее удобных переправ через реки. Но когда человек попытался изобразить на карте местоположение удаленных объектов, он столкнулся с проблемами. Это связано с тем, что Земля круглая, поэтому точно измерить большие расстояния достаточно трудно. Большую помощь первым картографам оказали астрономы, так как их исследования были связаны с размером и формой Земли. Карточка 2. В античном мире, когда начали развиваться торговля и мореплавание, искусство составления _________ достигло большого развития. Эратосфен, который родился в 276 году до нашей эры в Греции, определил диаметр Земли. Его данные были близки к действительным. Его методика впервые позволила правильно рассчитать расстояние на север и на ________. Примерно в то же самое время Гиппарх предложил разделить карту мира на равные части вдоль параллелей и меридианов. Точное положение этих воображаемых линий, как он считал, будет основано на изучении небес. Одна из самых знаменитых карт Земли была составлена древнегреческим географом и астрономом Клавдием Птолемеем во II в. до н.э. Птолемей не только изобразил все известные в то время части света - Европу, Азию и Ливию (так в то время называли Африку), но и придумал градусную сетку, чтобы более правильно отразить шарообразную форму Земли. Карта Птолемея оставалась лучшей вплоть до XV века. Карточка 3. Древние римляне также широко использовали различные ___________ в практических целях. В начале средневековья, когда в Европе появляется компас, начинают составлять морские навигационные ___________, которые получают название партоланов. Эти карты предназначались для мореплавателей. Поэтому на них очень точно изображалась береговая линия, а внутренняя часть материков оставалась пустой. Только в эпоху великих географических открытий стали составлять карты, где были точно отражены различные части Земли. Первая русская карта под названием «Большой чертеж» была составлена в середине XVI века. Любопытно, что к ней было сделано специальное приложение «Книга большому чертежу». Оно содержало множество интересных сведений о природе и географии тех мест, которые изображались на карте. Карточка 4. Так постепенно _____________ становились неотъемлемой частью человеческой деятельности и культуры, поскольку их выполняли крупные художники своего времени. В современную эпоху _____________ используются во всех областях народного хозяйства. Она необходима в строительстве, при изучении рек, озер, геологических, почвенных и других исследованиях. Географическая карта - это земная поверхность или ее участок, изображенный на плоскости: на бумаге, материи, картоне. Географическая карта не бывает точной по очень простой причине: на плоскости отображается искривленная поверхность земного шара. Эта поверхность переводится на плоскость. В картографии требуется высокая точность. Теперь это стало возможным благодаря аэрофотосъемке с самолетов и спутников, и контуры рельефа наносятся более точно.
  1. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель: Как нам увидеть всю земную поверхность? Давайте, мысленно разделим глобус на две половинки по экватору и распрямим их. Что получилось? Посмотрите на карту (настенная карта Северного и Южного полушарий). Какие материки и океаны вы видите? Ученики: на северном полушарии: Северный Ледовитый океан, Евразию, Северную Америку, часть Африки, Атлантического и Тихого океанов. На Южном полушарии: Антарктиду, Австралию, Южную Америку, оставшуюся часть Африки, Тихого и Атлантического океанов, Индийский и Южный океаны. Учитель: А если линии разреза проходит по меридиану, то земной шар делиться на Западное и Восточное полушарие. С какой картой удобнее работать? Почему? Ученики: С картой Западного и Восточного полушария, потому что полностью видны материки и большинство океанов. Учитель: Вы находите на картах материки и океаны - значит, вы умеете читать карту. Покажите на физической карте России, какие моря омывают нашу страну (ученики работают по физической карте России, перечисляют моря омывающие страну). А теперь скажите, какие горы есть на территории нашей страны (ученики работают по физической карте России, перечисляют горы на территории России). Рассмотрите карту на с. 24 учебника. Что в ней необычного? Ученики: На ней нет условных обозначений, не подписаны реки, моря и горы, нет выделений цветом. Учитель: Зачем нам предлагают такую карту? (выслушиваются ответы учеников) Это контурная карта. Она нужна для самостоятельного нанесения на неё необходимых сведений. Мы сейчас с вами будем картографами и выполним в тетради для самостоятельных работ задание 9. (коллективно выполняется работа на контурной карте)
  1. Физкультминутка.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

В тетради для самостоятельных работ задание 10
  1. Включение в систему знаний и повторение

Коллективная работа: на каждую группу выдается по одному кроссворду, разрешается пользоваться учебником «Окружающий мир», словарем в учебнике, глобусом, географической картой и другими вспомогательными предметами.

Кроссворд Вопросы по горизонтали:

  1. Линия, проведенная к Северному или Южному полюсам от экватора (параллель). 2. Самый маленький материк (Австралия) 3. Огромное водное пространство (океан). 5. На какой карте можно изобразить участок земной поверхности (географическая). 8. Самый большой океан (Тихий). 9. Материк, куда ездил Айболит лечить животных (Африка). 11. Материки близнецы (Америка).
Вопросы по вертикали: 1.Экватор делит глобус на Северное и Южное ….. (полушарие). 4. Материк, на котором живут пингвины (Антарктида). 6. Карта без условных обозначений (контурная). 7. Круговая линия, соединяющая Северный и Южный полюса (меридиан). 10. Самый большой материк (Евразия).


































1










































2








3

4






































6





7














5


















































8


















































10














































9







































































11




































































  1. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: С какой картой мы сегодня с вами познакомились? Для чего нужна карта? Ученики: С географической картой. Карты передают положение объектов и их формы, расположение и размер. По картам можно ориентироваться. Учитель: Как называется карта без условных обозначений? Как с ней работать? Ученики: Контурная карта нужна для самостоятельного нанесения на неё необходимых сведений Учитель: Что вас больше всего удивило в ходе исследования? Исследование - это… полезно или бесполезно? Интересно или скучно? Оцените свою работу в ходе коллективного исследования: на уроке я работал активно или нет; своей работой на уроке я доволен или нет; урок для меня показался коротким или длинным; мое настроение стало лучше или хуже; Я понял… Я умею… Я знаю…
  1. Домашнее задание.
Учебник с. 19- 24. Тетрадь № 11, № 12.


© 2010-2022