Конспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. Квадрат

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратКонспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. КвадратТип урока: урок открытия нового знания Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Автор: Дмитровская И.В. Основные цели: 1) Сформировать представление о квадрате как частном случае прямоугольника посредством формирования умения определять прямоугольники по прямым углам. 2) Тренировать умения находить периметр прямоугольника, использовать известные свойства для рационализации вычислений. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, группировка, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) открытки разных геометрических форм

2) одна открытка, на которой надпись: «Пусть изучение нового в Новом году доставляет вам только радость»;

3) эталоны переместительного и сочетательного свойств сложения; вычитания суммы из числа; вычитания числа из суммы;

4) карточка с названием темы: ПРЯМОУГОЛЬНИК;

5) карточки с выражениями


Раздаточный материал:

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

1) карточки с таблицей:





1

2

3

4

5

6

7

9

8

2) карточки с фигурами:





3) полоски белой бумаги (для ответов);


Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности На доске открытки: - Что вы видите на доске? (Рождественские и новогодние открытки) - А знаете, когда и где появились они? (прослушивание видеозаписи «Из истории открытки») - Когда? Рождественские открытки появились впервые около 200 лет назад в Англии. К сожалению, до наших дней эти открытки не сохранились. - К нам тоже приходила новогодняя открытка, Прочитаем, что на ней написано. Учитель или один из учащихся читает: «Пусть изучение нового в Новом году доставляет вам только радость».

Вот такое пожелание было адресовано вам. Что такое Радость?

-Сегодня у нас необычные открытки, каждая из них имеет свою надпись.

Что видите, изображено на? (выражения)

Все это мы проходили на предыдущих уроках. Поэтому, начнем наш урок с …. повторения.

-- Посмотрите на выражения на доске. По каким признакам можно разбить на группы эти выражения? (По количеству действий - 2 и 3 действия; по наличию скобок - со скобками и без скобок; по правилу, которое используется для нахождения значений этих выражений - первые два выражения на свойства сложения, третье - на правило вычитания числа из суммы, последнее - на вычитание суммы из числа.)

- Найдите значение выражений удобным способом и, взяв простой карандаш, крестиком зачеркните ответы в таблице.

- Проверим. Прочитайте первое выражение. Назовите ответ.

  • Назовите ответ 2-го. Какое свойство использовали при решении? Проверяем второе задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?

У кого возникли затруднения в задании 2

Назовите ответ следующего выражения. Какое свойство использовали?

Аналогично 4-е. Как удобнее было решить быстро пример?

-Кто верно нашел значения выражений поставьте плюс. Что это значит? (нет затруднений). Кто допустил ошибку? Причина? Вспомните алгоритм исправления ошибок.

Вывод: Что помогает вам решить быстро примеры? (правила, свойства сложения и вычитания).

(74; 94; 96; 76.)

- Посмотрите еще раз на открытки. Что заметили? (разной геометрической формы) - Всё, что вы сейчас называли, - это … (Геометрические фигуры.)

-Догадались, из какой математической страны приходили эти открытки? (Из страны Геометрии.)

-А что такое геометрия?

Подготовленный заранее ученик информирует об этом слове, что он узнал из энциклопедического словаря. - Надпись на последней открытке подсказывает вам, какого типа будет сегодня урок. Какого? (Урок изучения нового.) - Посмотрите ещё раз на формы открыток и скажите, о чём вы будете узнавать новое? (О геометрических фигурах.)

- Какая фигура лишняя? Почему? Что значит, многоугольники?

- На какие группы можно разбить многоугольники?

- Как вы думаете, можем ли мы построить какую-нибудь геометрическую фигуру в таблице из точек, где получили ответы. Попробуйте.

- Соедините отрезками ответы примеров по порядку, а ответ последнего примера - с первым.

- Какая фигура получилась? (Прямоугольник.) Первые открытки были прямоугольной формы.

-Знания о какой геометрической фигуре вам сегодня будут необходимы? (Знания о прямоугольнике.)

- Что вы знаете о прямоугольнике? (Это четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны, …)

- Именно знания о прямоугольнике сегодня и будут вам необходимы.

Физминутка для глаз.

2) Задание для пробного действия.

Перед вами карточки и полоски бумаги

- А что в этом задании для вас ново, вы выясните, попробовав его выполнить.

1

2

3

4

5

6

7

9

8


- Слушайте задание: найдите только прямоугольники и на полоске бумаги крупно маркером запишите их номера. Задание понятно?

- Попробуете его выполнить?

- Пробуйте.

- Проверим. Прикрепите полоски с номерами на доску.

- Что видите? (Выполнили задание по-разному.)

Если нет ни одного правильного ответа.

- Никто из вас не выполнил задание верно. Повторите, какое задание вы выполняли. (Среди фигур надо было найти только прямоугольники.)

- Чего же вы не смогли сделать? Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно найти все прямоугольники.)

Если некоторые ответы верны.

- Среди результатов есть правильные. Скажите, каким способом вы пользовались для нахождения прямоугольников? (На глаз.)

- Докажите, используя способ «на глаз», какие фигуры являются прямоугольниками. (Мы не можем способом «на глаз» доказать, какие фигуры являются прямоугольниками.)

-С чем мы столкнулись?

- Затруднение вы зафиксировали. Что дальше? (Надо подумать над причиной возникшего затруднения.)

3. Выявление места и причины затруднения. - Расскажите, как вы находили прямоугольники. (…) - Каждый из вас опирался на разные признаки прямоугольников и использовал способ «на глаз». Почему же кто-то из вас не смог правильно найти все прямоугольники, а кто-то не может доказать, что найденные фигуры являются прямоугольниками. В чём может быть причина? (Знаем не все признаки прямоугольника, не знаем другого (кроме «на глаз»), более надёжного способа нахождения прямоугольников.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Какова цель нашего урока? - Поставьте перед собой цель. (Выявить другие признаки прямоугольников, установить способ, с помощью которого можно точно найти прямоугольники.) - Сформулируйте тему урока. (Прямоугольник.) Открыть тему на доске. - Как вы думаете, что (какое средство) вам поможет достичь цели? (Может быть, поможет название фигуры, …) - Что ж, начинаем действовать. 5. Реализация построенного проекта. - Что такое прямоугольник? - Одна из ваших версий была такая: у прямоугольника противоположные стороны равны. Посмотрите на фигуру 9. У неё противоположные стороны равны. Это прямоугольник? (Нет.) - Значит, по этому свойству можно безошибочно находить прямоугольники? (Нет.) - А вспомните название фигуры. А как вам поможет название фигуры? (Фигуру так назвали, потому что у прямоугольника все углы прямые.) - Как проверить, прямые ли углы у тех фигур, которые вы обозначили, как прямоугольники? (С помощью угольника: нужно совместить вершины и одну из сторон, если вторая сторона совпадёт, значит, угол прямой.) - Возьмите угольник и проверьте, какие фигуры являются прямоугольниками. Вначале проверяются углы фигур, относительно которых возникли разногласия. Дети отмечают прямые углы прямоугольников. В остальных случаях дети проверяют по одной фигуре. - Итак, назовите номера фигур, которые являются прямоугольниками. В результате устанавливается, что прямоугольниками являются фигуры 1; 3; 5; 7. - Итак, какой четырёхугольник является прямоугольником? (Четырёхугольник, у которого всё углы прямые.) Открыть на доске эталон:

- Обведите на карточке все прямоугольники замкнутой линией. Учитель обводит прямоугольники на доске. На какие 2 группы можно разделить данные прямоугольники? (Это квадраты.) - Обведите квадраты. Один выходит к доске обводит. - Что особенного в этих прямоугольниках? (У них все стороны равны.) - А может быть, это и не прямоугольники вовсе? (Прямоугольники, так как все углы прямые.) - Что же такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.). Открывается тема: квадрат. _ Итак, что такое прямоугольник? квадрат? - Давайте проверим свои выводы с учебником. Откройте его на стр. 50. Прочитайте каждый вслух определения в рамке. - Молодцы! Не смотря на то, что у вас были затруднения, теперь все из вас знают, как находить прямоугольники среди других фигур. Чем предполагаете заниматься дальше? (Надо потренироваться находить прямоугольники среди других фигур.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Посмотрите ещё раз на фигуры в рамке на стр. 50.






- Что это за фигуры в рамочке? Назовите одним словом. (Прямоугольники.) - Докажите. (Это четырёхугольники, у которых все углы прямые.) - Что вы можете сказать о сторонах прямоугольника ABCD? (Противоположные стороны равны.) - В чём особенность прямоугольника MEFK? (У него все стороны равны.) - Как называют такой прямоугольник? (Квадрат.) - Найдите на своей парте предметы прямоугольной формы. Докажите, что это прямоугольник. Как вы это сделаете? (С помощью чертёжного угольника.) - Теперь сможете безошибочно находить прямоугольники? - Как вам в этом убедиться? (Выполнить самостоятельную работу.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Посмотрите на 2 на стр. 50. Все фигуры присоединились к танцу. Ваша задача - узнать среди танцующих прямоугольники. Прочитайте задание.

Задание:








- Выполняйте. - Проверьте. Открыть на доске эталон:




- Если нет ошибок, поставьте «+», если есть затруднения - «?». - У кого остались затруднения? Какова их причина? - Что осталось непонятным? - У вас ещё будет возможность преодолеть затруднения. - Кому всё удалось? - Скажите, а где вам могут пригодиться знания о прямоугольнике? (При решении задач, …) 8. Включение в систему знаний и повторение. 2) Решение задач на нахождение периметра. - Теперь предлагаю вам решить задачу и убедиться, нужны ли для её решения знания о прямоугольнике. Прочитайте задание 5 (а) на стр. 51. Задание. Длина прямоугольника 37 см. Это на 14 см больше его ширины. Чему равен периметр прямоугольника?


  • Прочитайте задачу.
Открыть на доске два чертежа:

- Посмотрите на доску. Какая из этих фигур подходит к прочитанной вами задаче? Почему? (Первая, так как это прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые.).
  • Что помогает решать задачу? (Алгоритм решения задач.)
  • О какой фигуре идет речь? (О прямоугольнике.)
  • Что это за фигура? (Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.)
  • Как называются стороны прямоугольника? (Длина и ширина.)
  • Какой вид прямоугольника существует? (Квадрат.)
  • Что такое квадрат? (Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.)
  • Какое свойство прямоугольника вам известно? (Противоположные стороны равны.)
  • Какое правило необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Правило нахождения периметра.)
  • Что такое периметр? (Периметр - это сумма длин всех сторон.)
  • Что известно? Известна ли ширина? Как запишем? 6-2
  • - Расскажите план решения задачи. (1-м действием найдём ширину, потом ответим на вопрос задачи.)
  • Запишите решение и ответ.
  • Проверьте решение задачи по образцу.
  • Кто справился?
_ Сейчас проверим, насколько вы умеете определять прямоугольники. Работать будете в паре. Правила работы в паре надо повторять? В конвертах фигуры. Какое задание вы предлагаете выполнить? А зачем здесь написаны латинские буквы и цифры? (чтобы легче собрать) Вывод.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. -Пора подвести итоги. Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать надёжный способ нахождения прямоугольников.) - Достигли цели? Докажите. - Каким же способом находят прямоугольники? (С помощью угольника. У прямоугольника все углы прямые.) - А что такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.) - Оцените свою работу ученика. - Я рада, что вы не боитесь трудностей и, даже если они у вас возникают, знаете, как их преодолевать. понравилось, как дружно вы работали. Я уверена, что геометрия ещё не один раз позовёт вас к себе в гости. Домашнее задание по уровням.





















7


© 2010-2022