- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. Квадрат
Конспект урока по математике 3 класс Прямоугольник. Квадрат
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дмитровская И.В. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Демонстрационный материал:
1) открытки разных геометрических форм
2) одна открытка, на которой надпись: «Пусть изучение нового в Новом году доставляет вам только радость»;
3) эталоны переместительного и сочетательного свойств сложения; вычитания суммы из числа; вычитания числа из суммы;
4) карточка с названием темы: ПРЯМОУГОЛЬНИК;
5) карточки с выражениями
Раздаточный материал:
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
1) карточки с таблицей:
1
2
3
4
5
6
7
9
8
2) карточки с фигурами:
3) полоски белой бумаги (для ответов);
Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности На доске открытки: - Что вы видите на доске? (Рождественские и новогодние открытки) - А знаете, когда и где появились они? (прослушивание видеозаписи «Из истории открытки») - Когда? Рождественские открытки появились впервые около 200 лет назад в Англии. К сожалению, до наших дней эти открытки не сохранились. - К нам тоже приходила новогодняя открытка, Прочитаем, что на ней написано. Учитель или один из учащихся читает: «Пусть изучение нового в Новом году доставляет вам только радость».
Вот такое пожелание было адресовано вам. Что такое Радость?
-Сегодня у нас необычные открытки, каждая из них имеет свою надпись.
Что видите, изображено на? (выражения)
Все это мы проходили на предыдущих уроках. Поэтому, начнем наш урок с …. повторения.
-- Посмотрите на выражения на доске. По каким признакам можно разбить на группы эти выражения? (По количеству действий - 2 и 3 действия; по наличию скобок - со скобками и без скобок; по правилу, которое используется для нахождения значений этих выражений - первые два выражения на свойства сложения, третье - на правило вычитания числа из суммы, последнее - на вычитание суммы из числа.)
- Найдите значение выражений удобным способом и, взяв простой карандаш, крестиком зачеркните ответы в таблице.
- Проверим. Прочитайте первое выражение. Назовите ответ.
- Назовите ответ 2-го. Какое свойство использовали при решении? Проверяем второе задание. Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
У кого возникли затруднения в задании № 2
Назовите ответ следующего выражения. Какое свойство использовали?
Аналогично 4-е. Как удобнее было решить быстро пример?
-Кто верно нашел значения выражений поставьте плюс. Что это значит? (нет затруднений). Кто допустил ошибку? Причина? Вспомните алгоритм исправления ошибок.
Вывод: Что помогает вам решить быстро примеры? (правила, свойства сложения и вычитания).
(74; 94; 96; 76.)
- Посмотрите еще раз на открытки. Что заметили? (разной геометрической формы) - Всё, что вы сейчас называли, - это … (Геометрические фигуры.)
-Догадались, из какой математической страны приходили эти открытки? (Из страны Геометрии.)
-А что такое геометрия?
Подготовленный заранее ученик информирует об этом слове, что он узнал из энциклопедического словаря. - Надпись на последней открытке подсказывает вам, какого типа будет сегодня урок. Какого? (Урок изучения нового.) - Посмотрите ещё раз на формы открыток и скажите, о чём вы будете узнавать новое? (О геометрических фигурах.)
- Какая фигура лишняя? Почему? Что значит, многоугольники?
- На какие группы можно разбить многоугольники?
- Как вы думаете, можем ли мы построить какую-нибудь геометрическую фигуру в таблице из точек, где получили ответы. Попробуйте.
- Соедините отрезками ответы примеров по порядку, а ответ последнего примера - с первым.
- Какая фигура получилась? (Прямоугольник.) Первые открытки были прямоугольной формы.
-Знания о какой геометрической фигуре вам сегодня будут необходимы? (Знания о прямоугольнике.)
- Что вы знаете о прямоугольнике? (Это четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны, …)
- Именно знания о прямоугольнике сегодня и будут вам необходимы.
Физминутка для глаз.
2) Задание для пробного действия.
Перед вами карточки и полоски бумаги
- А что в этом задании для вас ново, вы выясните, попробовав его выполнить.
1
2
3
4
5
6
7
9
8
- Слушайте задание: найдите только прямоугольники и на полоске бумаги крупно маркером запишите их номера. Задание понятно?
- Попробуете его выполнить?
- Пробуйте.
- Проверим. Прикрепите полоски с номерами на доску.
- Что видите? (Выполнили задание по-разному.)
Если нет ни одного правильного ответа.
- Никто из вас не выполнил задание верно. Повторите, какое задание вы выполняли. (Среди фигур надо было найти только прямоугольники.)
- Чего же вы не смогли сделать? Зафиксируйте своё затруднение. (Мы не смогли правильно найти все прямоугольники.)
Если некоторые ответы верны.
- Среди результатов есть правильные. Скажите, каким способом вы пользовались для нахождения прямоугольников? (На глаз.)
- Докажите, используя способ «на глаз», какие фигуры являются прямоугольниками. (Мы не можем способом «на глаз» доказать, какие фигуры являются прямоугольниками.)
-С чем мы столкнулись?
- Затруднение вы зафиксировали. Что дальше? (Надо подумать над причиной возникшего затруднения.)
3. Выявление места и причины затруднения. - Расскажите, как вы находили прямоугольники. (…) - Каждый из вас опирался на разные признаки прямоугольников и использовал способ «на глаз». Почему же кто-то из вас не смог правильно найти все прямоугольники, а кто-то не может доказать, что найденные фигуры являются прямоугольниками. В чём может быть причина? (Знаем не все признаки прямоугольника, не знаем другого (кроме «на глаз»), более надёжного способа нахождения прямоугольников.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. - Какова цель нашего урока? - Поставьте перед собой цель. (Выявить другие признаки прямоугольников, установить способ, с помощью которого можно точно найти прямоугольники.) - Сформулируйте тему урока. (Прямоугольник.) Открыть тему на доске. - Как вы думаете, что (какое средство) вам поможет достичь цели? (Может быть, поможет название фигуры, …) - Что ж, начинаем действовать. 5. Реализация построенного проекта. - Что такое прямоугольник? - Одна из ваших версий была такая: у прямоугольника противоположные стороны равны. Посмотрите на фигуру № 9. У неё противоположные стороны равны. Это прямоугольник? (Нет.) - Значит, по этому свойству можно безошибочно находить прямоугольники? (Нет.) - А вспомните название фигуры. А как вам поможет название фигуры? (Фигуру так назвали, потому что у прямоугольника все углы прямые.) - Как проверить, прямые ли углы у тех фигур, которые вы обозначили, как прямоугольники? (С помощью угольника: нужно совместить вершины и одну из сторон, если вторая сторона совпадёт, значит, угол прямой.) - Возьмите угольник и проверьте, какие фигуры являются прямоугольниками. Вначале проверяются углы фигур, относительно которых возникли разногласия. Дети отмечают прямые углы прямоугольников. В остальных случаях дети проверяют по одной фигуре. - Итак, назовите номера фигур, которые являются прямоугольниками. В результате устанавливается, что прямоугольниками являются фигуры 1; 3; 5; 7. - Итак, какой четырёхугольник является прямоугольником? (Четырёхугольник, у которого всё углы прямые.) Открыть на доске эталон:
- Обведите на карточке все прямоугольники замкнутой линией. Учитель обводит прямоугольники на доске. На какие 2 группы можно разделить данные прямоугольники? (Это квадраты.) - Обведите квадраты. Один выходит к доске обводит. - Что особенного в этих прямоугольниках? (У них все стороны равны.) - А может быть, это и не прямоугольники вовсе? (Прямоугольники, так как все углы прямые.) - Что же такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.). Открывается тема: квадрат. _ Итак, что такое прямоугольник? квадрат? - Давайте проверим свои выводы с учебником. Откройте его на стр. 50. Прочитайте каждый вслух определения в рамке. - Молодцы! Не смотря на то, что у вас были затруднения, теперь все из вас знают, как находить прямоугольники среди других фигур. Чем предполагаете заниматься дальше? (Надо потренироваться находить прямоугольники среди других фигур.) 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Посмотрите ещё раз на фигуры в рамке на стр. 50.
- Что это за фигуры в рамочке? Назовите одним словом. (Прямоугольники.) - Докажите. (Это четырёхугольники, у которых все углы прямые.) - Что вы можете сказать о сторонах прямоугольника ABCD? (Противоположные стороны равны.) - В чём особенность прямоугольника MEFK? (У него все стороны равны.) - Как называют такой прямоугольник? (Квадрат.) - Найдите на своей парте предметы прямоугольной формы. Докажите, что это прямоугольник. Как вы это сделаете? (С помощью чертёжного угольника.) - Теперь сможете безошибочно находить прямоугольники? - Как вам в этом убедиться? (Выполнить самостоятельную работу.) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Посмотрите на № 2 на стр. 50. Все фигуры присоединились к танцу. Ваша задача - узнать среди танцующих прямоугольники. Прочитайте задание.
Задание:
- Выполняйте. - Проверьте. Открыть на доске эталон:
- Если нет ошибок, поставьте «+», если есть затруднения - «?». - У кого остались затруднения? Какова их причина? - Что осталось непонятным? - У вас ещё будет возможность преодолеть затруднения. - Кому всё удалось? - Скажите, а где вам могут пригодиться знания о прямоугольнике? (При решении задач, …) 8. Включение в систему знаний и повторение. 2) Решение задач на нахождение периметра. - Теперь предлагаю вам решить задачу и убедиться, нужны ли для её решения знания о прямоугольнике. Прочитайте задание № 5 (а) на стр. 51. Задание. Длина прямоугольника 37 см. Это на 14 см больше его ширины. Чему равен периметр прямоугольника?
- Прочитайте задачу.
- Посмотрите на доску. Какая из этих фигур подходит к прочитанной вами задаче? Почему? (Первая, так как это прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые.).
- Что помогает решать задачу? (Алгоритм решения задач.)
- О какой фигуре идет речь? (О прямоугольнике.)
- Что это за фигура? (Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы прямые.)
- Как называются стороны прямоугольника? (Длина и ширина.)
- Какой вид прямоугольника существует? (Квадрат.)
- Что такое квадрат? (Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.)
- Какое свойство прямоугольника вам известно? (Противоположные стороны равны.)
- Какое правило необходимо вспомнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Правило нахождения периметра.)
- Что такое периметр? (Периметр - это сумма длин всех сторон.)
- Что известно? Известна ли ширина? Как запишем? 6-2
- - Расскажите план решения задачи. (1-м действием найдём ширину, потом ответим на вопрос задачи.)
- Запишите решение и ответ.
- Проверьте решение задачи по образцу.
- Кто справился?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. -Пора подвести итоги. Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать надёжный способ нахождения прямоугольников.) - Достигли цели? Докажите. - Каким же способом находят прямоугольники? (С помощью угольника. У прямоугольника все углы прямые.) - А что такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны.) - Оцените свою работу ученика. - Я рада, что вы не боитесь трудностей и, даже если они у вас возникают, знаете, как их преодолевать. понравилось, как дружно вы работали. Я уверена, что геометрия ещё не один раз позовёт вас к себе в гости. Домашнее задание по уровням.
7