Урок внеклассного чтения и развития речи Весна-красна (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа I -III ступеней №3 отдела образования администрации города Кировское









Урок внеклассного чтения и развития речи

3 класс











Подготовила: учитель начальных классов I квалификационной категории

общеобразовательной школы I-III ступеней №3

Рубель О.В.

















г. Кировское Тема. Весна - красна. Цель: совершенствовать навыки выразительного чтения и умение осмысливать прочитанное; развивать умение быстро ориентироваться в тексте и формулировать оценочные суждения; создать условия для ситуации успеха на уроке; обогащать речь детей образными словами и высказываниями; развивать творческое воображение; учить видеть красоту земли весной; развивать чувство увлеченности и умение любоваться весенними пейзажами; развивать наблюдательность и воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: рисунки детей на тему «Весна - красна»; книги о весне; рисунок паровоза; карточки со словами для игры «Блиц»; иллюстрации перелетных птиц; карточки для парной работы «Оденем весну»; дерево с зелеными листочками; текст для чтения «Рассказ о Весне» Г.А.Скребицкого; стихотворения русских поэтов. Ход урока I.Организация класса. Приветствие: «Давайте поздороваемся друг с другом». Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку нам давай! 2 , 1 - 2: начинается игра! Во - во - во начинаем волшебство!» Улыбнемся солнышку: Здравствуй, золотистое! Улыбнемся друг другу, Посмотрим ласково! Пусть сегодня в каждое сердце Солнышко прибавит тепла! А мы с вами улыбнемся, Пожелаем друг другу добра! II. Мотивация учебной деятельности. Закройте глазки, напишите носиком буквы В,Е,С,Н,А. А теперь соединим все эти буквы. Какое слово у нас получилось? Скажите все вместе. (Весна). Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О весне). Почему? ( сейчас последний зимний месяц - февраль,скоро наступит первый весенний месяц-март,дома рисовали рисунки на тему: «Весна-красна», учили стихотворения о весне, приготовили пословицы, поговорки о весне, весенние приметы, принесли книги, в которых есть рассказы, стихи об этом времени года). Если речка голубая пробудилась ото сна И бежит в полях, сверкая,- значит к нам пришла… Если снег везде растаял, и трава в лесу видна, И поёт пичужек стая - значит, к нам пришла… Если солнце разрумянит наши щёки докрасна, Нам ещё приятней станет - значит, к нам прищла …. Какие весенние приметы вы услышали в загадке? (Речка пробудилась ото сна, снег везде растаял, трава в лесу видна, поют птицы, ярко светит солнце). Какие ещё приметы весны знаете? (Появляются первые цветы-подснежники, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, возвращаются из дальних стран перелётные птицы…) III. Проверка домашнего задания. Весна - это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением. Раньше на Руси люди звали весну специальными песнями. Что же это за песни? Такие песни, ребята, называются заклички. Девушки закликали, зазывали весну. Наши предки считали, чтобы весна пришла, её нужно позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово «закличка» -Весна! Весна красна! Тёпло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! Со льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым! Какое у вас представление о весне? (Мы любим весну. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны). Весна-это победа солнца, света. Весна - это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. Весна - это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них - зеленые листочки.)

На Руси издревле существовал устный народный календарь примет зимы и лета, весны и осени. Называется он месяцеслов. В нем веками скапливались мудрые крестьянские наблюдения, предсказывающие погоду, сроки сельскохозяйственных работ и будущий урожай.
Какие народные приметы, связанные с весной вы знаете?
- Долго не линяют зайцы - жди продолжительной холодной погоды.
- Ранний прилет грачей и жаворонков - к теплой весне.
- Если весной висят длинные и толстые сосульки - к урожаю яровых.
- Какова середина марта, таково и лето: подул теплый ветер - будет лето теплое и мокрое, если же снег, мороз и ветер с севера - лето будет холодное, а если пройдет дождь - все лето дождливое.

А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами.) 1.Многие писатели и поэты с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну. Послушайте об этом строчки из произведений известных поэтов. Дети читают наизусть стихотворения русских позтов. Дарю зеленые листочки. 2.Посмотрите внимательно на выставку книг, которую подготовили ученики второй группы к нашему уроку. Кто из вас уже читал какую-либо из них? Какие впечатления возникли от прочитанного? Я думаю, дети, что вы заинтересовались увиденными книгами и обязательно захотите их прочитать. После урока вы эти книги можете посмотреть. Дарю зеленые листочки. 3.Работа с рисунками. Прежде чем отправить свою любимую дочь Весну на землю, матушка Природа очень старательно готовила ее к этому путешествию. Но ходит по земле Весна так тихо, что заметить ее присутствие могут только самые внимательные и наблюдательные. Поэтому посмотрим на рисунки, которые подготовили ребята третьей группы. Давайте выясним, насколько они были внимательными и наблюдательными. (Открывается галерея рисунков «Весна-красна»). Какой цвет помог детям показать, что весна уже начала одевать природу в весенний наряд? Посмотрите внимательно на небо. Какой цвет вам помог передать присутствие весны? (Синий, голубой). Какой вид имеет небо? (Небо веселое, радостное, теплое, светлое, говорливое). Когда оно таким бывает? (Когда светит солнышко). Какое солнышко весной? ( Теплое, яркое),

Дарю зеленые листочки.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим любоваться весенними пейзажами, будем учиться быть более наблюдательными, видеть красоту земли весной, читая произведения писателей и поэтов о весне.

Куда бы вы хотели отправиться для того, чтобы увидеть мир красоты весенней природы? (Лучше для этого побывать в лесу).

Поэтому отправляемся в дорогу. Ваши рисунки нам в этом помогут. Каждый рисунок - это вагон поезда. Нам нужен только паровоз.

(Прикрепляется паровоз).

V. Речевая разминка.

1.Упражнения для речевого аппарата.

(Подготовка детей к чтению проводится как физминутка).

Поскольку нам нужно будет читать, говорить на уроке, то потренируемся в произношении звуков.

-Глубокий вдох, на выдохе произнесите: «У-у-у!» (Поезд едет).

-Пожужжали как комары: «З-з-з!» (Насекомые проснулись).

-Пожужжали как шмель: « Ж-ж-ж!».

-Понюхали цветочек (Весенние цветы очень красивые).

-Подули как ветерок (Прилетел весенний ветер, колышет ветки деревьев).

Молодцы!

2.Игра «Блиц».

Поезд едет очень быстро, поэтому надписи мы видим только одно мгновение. Давайте попробуем их прочесть.

Апрель, май, март.

Что это за слова? (Названия весенних месяцев).

Последовательно ли расположены названия месяцев?

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? ( Март).

В ночь - мороз,

С утра - капель,

Значит, на дворе … (Апрель).

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май).

Ещё народная мудрость гласит, что в природе 3 весны: март-весна света, апрель-весна воды, май-весна цвета. Как понимаете эти выражения? (В марте становится светлее, в апреле тает снег, а в мае распускаются растения). Также упоминание о приметах весны можно встретить в пословицах и поговорках. Наблюдательность и мудрость простого народа отражена также в пословицах и поговорках, которые доказывают, что явления природы и сельский труд неразрывно связаны.
В списке пословиц, которые лежат у вас на столах, найдите те, в которых говорится о проявлениях весны в природе и о весеннем крестьянском труде.
Февраль богат снегом, апрель - водой.
Март хоронит хлеб в землю, а август в закрома.
Мартовский снег стоит половины удобрений.
Увидел грача - весну встречай.
Апрель с водою - май с травою.
Не верь мартовскому льду.
Семь раз отмерь, один раз - отрежь.
Придет март-капельник и зима заплачет.
Грач - на проталину, скворец - на прогалину.
Коси, коса, пока роса; роса долой - коса домой.
Весной часом отстанешь, неделей не догонишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто рано сеет, тот много веет.
Кто спит весною, тот плачет зимою.
Март зиму кончает, а весну начинает.

Скворцы, грачи, ласточки.

Какое отношение имеют эти птицы к весне?

Какие еще птицы прилетают из теплых стран?

Чистоговорка.

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (Руки в стороны - взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (Присели). VI. Работа с видеоматериалом. 1.Демонстрация видеосюжета. Наконец наш поезд домчал до леса на окраине нашего города. Давайте посмотрим, какое прекрасное мгновение подарит нам весна. ( Просматривание видеосюжета). Какое настроение вызвал у вас просмотр видеосюжета? (У меня радостное настроение, потому что весна одела всю природу в зеленый наряд. Вокруг стало очень красиво). Что вам больше понравилось? 2.Творческая работа в парах. Представьте себе, что там за деревьями затаилась сама весна. Давайте попробуем рассказать, как она выглядит. Возьмите лист бумаги на вашей парте. Прочитайте левый столбик слов. (Дети читают вслух. Учитель вывешивает слова на доску). Что это за слова написаны в этом столбике? (Названия одежды). Прочитайте правый столбик слов. (Дети читают вслух. Учитель вывешивает слова на доску). Слова, написанные в этом столбике, говорят о том, чем богата весна. Ваше задание: выберите названия одежды из левого столбика для Весны и «украсьте» эту одежду словами правого столбика. веночек листочки платье подснежники сапожки цветочки травка (Мы одели Весне веночек и украсили его цветочками, платье - зелеными листочками, на платье будет брошь-украшение - подснежники, а башмачки мы зашнуровали зеленой травкой). Какой красивый наряд вы придумали для Весны. Было бы очень приятно, если бы она пожаловала к нам. (Иллюстрация Весны). Физминутка. Весна - красна Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.) С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.) Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.) К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.) Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.) Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.) VII. Работа над рассказом Г.А.Скребицкого

«Рассказ о весне»

Урок внеклассного чтения и развития речи Весна-красна (3 класс) Весна - это удивительное время, когда растения, животные - братья наши меньшие стряхивают с себя затяжной зимний сон. В ложбинках и овражках журчат серебряные ручейки. Весна приходит к нам с задорным солнцем и теплом. Весна - это период преобразования и зарождения новой жизни. Деревья весной преображаются. Например, верба надевает пушистые серёжки, их так много, что и не пересчитать. Весенний переполох касается и птиц. После дальних странствий они возвращаются домой - скорее-скорее петь весёлые песни, подыскивать себе пару, вить гнёзда, заводить птенцов. Пернатые вестники весны - это трясогузки, грачи, скворцы, овсянки. В весенние денечки солнце над горизонтом выше, чем зимой, оно с удовольствием бросает свои золотые лучи на поля, холмы и пригорки. На солнечных лужайках снега тают дружно, но на теневой стороне побуревший снег держится ещё цепко. Тонкий ледок давно уже растаял. С наступлением весны появляются первоцветы. Весенний карнавал начинает мать-и-мачеха. Мать-и-мачеха - это золотое солнце в миниатюре. Этот цветок выбирает для себя самые солнечные склоны. Настоящее весеннее чудо - это цветы подснежники. Есть еще и незабудки, фиалки, медуницы. Синеглазые, голубые… «Приди, весна, с радостью, с великой милостью, со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным». Приди и вдохни новую жизнь в природу. 1.Чтение текста хорошо читающими учениками. 2.Беседа. Что происходит с природой весной? 3.Чтение текста учениками. Чтение «цепочкой»; Учитель-ученик (начало предложения читает учитель, а конец - ученик). «Волна» (начало предложения читают шепотом, а конец - громко). «Земля - небо». 4.Выборочное чтение. Найдите и прочитайте предложения, в которых рассказывается о том: с чем приходит к нам весна, что происходит с деревьями, найдите в тексте предложения, в которых говорится о птицах, о цветах. IX. Итог урока. 1.Рефлексия. Игра «Назовите примету Весны». Везде побывала Весна с кисточкой и красками в руках, заглянула в каждый уголок, не оставила без внимания ни деревца, ни цветочка, ни травинки. Только вот одно деревце не заметила. На нем нет ни одного зеленого листочка. Поможем красавице одеть его в праздничный наряд. Ребята по очереди подходите к дереву, называйте примету весны и прикрепляйте зеленый листочек. 2.Оценивание. Дорогие, ребята! Вы сегодня хорошо работали. Я получила больщое удовольствие от сотрудничества с вами. Я уверена, что сегодняшний урок прибавил в каждое ваше сердце тепло от общения друг с другом и общения с природой. Спасибо за урок! 3.Домашнее задание. Сегодня мы любовались весенними пейзажами, много говорили о красоте земли весной. Попробуйте дома составить стихотворение, в котором сможете передать свои впечатления от увиденного и услышанного на уроке. А составить такое стихотворение вам помогут рифмы, которые подготовила Весна. ---------------- греет ---------------- зеленеет ---------------- леса ---------------- краса. Звучит песня «Весну звали».








( Апрель)

( Апрель)







© 2010-2022