Поделитесь с коллегами:
«Удвоенный согласный на стыке приставки и корня». Цель: продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова, закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, критическое мышление; воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, интерес к предмету.
Ход урока
Структура урока
Содержание
- Мотивация
к учебной деятельности
Рукам работа - душе праздник. - Как вы понимаете эту пословицу? (Если что-то делаешь сам, то становится радостно на душе, ты гордишься своей работой, особенно, если со всеми трудностями справишься сам.) -Как вы думаете, о какой работе пойдёт речь? (Об открытии нового знания) - Как же вы открываете новое? (Мы должны сами понять, что ещё мы не знаем, и самим постараться открыть это новое) - Пожелайте друг другу удачи! В путь! Посмотрите на доску. Чему будет посвящён наш урок? На доске слова с пропущенными буквами: то(нн)а, ра(сс)вет, ко(лл)ектив, ба(сс)ейн.
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация знаний - Какие орфограммы вы знаете? (Безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением, парные согласные в корне слова, правописание слов с предлогами и т.д.) - В какой части слова в основном находятся эти орфограммы? (В корне) (или -На какие группы можно разделить все изученные орфограммы? (орфограммы, которые находятся в корне и орфограммы, которые находятся за корнем)) - Что такое корень слова? (Корень - это значимая часть слова, в которой заключён основной смысл слова) - Как найти корень слова? (Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова, найти в них одинаковую часть) - Выделите корень в следующих словах: подкова, девушка, домик, подруга. - на какие группы можно разделить эти слова (Слова с приставкой и без неё) подкова девушка подруга домик - Для чего служит приставка? (Приставка служит для образования новых слов) - Как найти приставку в слове? (Чтобы выделить приставку в слове, надо выделить корень, а затем выделить часть перед корнем) - Выделите приставку в этих словах. - Как пишутся приставки со словами? (Приставки со словами пишутся слитно) Пробное действие и фиксация затруднения. - Что вы сейчас повторили? (Мы повторили место, где может быть орфограмма, части слова приставку и корень) - Почему именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое) - Какое задание я вам сейчас предложу (Задание, в котором есть что-то новое) - Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы ещё не знаем) - Вставьте букву или буквы в слове «по…ержка». - Итак, у кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать (Мы не смогли вставить букву и буквы) - У кого есть ответ? (фиксируется на доске) - Обоснуйте свои действия. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем назвать правило, не можем обосновать свои действия) - Что же нам надо сделать (Остановиться и подумать) -
Выявление места и причины затруднения.
- Что же надо сейчас сделать? (Вставить пропущенные буквы или букву). - В чём возникло затруднение? (В правописании слов в приставке и корне). - Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем правило написания согласных на стыке приставки и корня). - Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова цель нашей дальнейшей деятельности? (Открыть правило правописания удвоенной согласной на стыке приставки и корня) - Сформулируйте тему урока. («Удвоенный согласный на стыке приставки и корня») - Объединитесь в группы. Работу необходимо организовать по следующему плану: - Прочитайте список слов: расстроить, раззадорить, поддать, рассвет, расследование.
- Выделите корень.
- Выделите приставку.
- Проанализируйте правописание удвоенного согласного.
- Сделайте вывод.
- Составьте эталон.
- Вернитесь к пробному заданию и выполните его, используя правило.
Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе. Организуется выступление представителей групп. -
Реализация построенного проекта по плану в группах.
Эталон.
или удвоенный согласный на стыке приставки и корня пишется,
если приставка оканчивается,
а корень начинается
на один и тот же согласный.
Вывод алгоритма самостоятельно.
Или как вариант: можно восстановить последовательность.
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое правило)
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Упражнение из учебника (заранее вынести на доску)
Что нужно сделать? Списать, вставить пропущенную букву, выделить орфограмму. Учащиеся по цепочке выходят и комментируют правописание удвоенного согласного (часть упражнения) - Работа в парах.
- Как вы теперь должны поработать? (В парах) - Для чего? (Чтобы каждый из вас проговорил это правило) Учащиеся в парах выполняют задание до конца, комментируя друг другу проверка по образцу. - У кого есть ошибки в выполнении упражнения? - В чём они? (неправильно выделили корень, приставку) - Исправьте ошибки. Вы, молодцы, т.к. сами определили причину своих трудностей. - У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (мы поняли как писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня). - Мы поработали в парах. Какой будет следующий шаг? (проверить себя, как мы научились писать слова на данное правило). - Самостоят. работа с самопровер -
кой по образцу. - Упражнение из учебника (2-3 минуты) проверка по эталону. - Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зелёной ручкой. Поставьте «?» знак, если допустили ошибки, «+» - работу выполнили без ошибок. - У кого есть ошибки? В чём они? Молодцы, что нашли у себя ошибки, определили причину. Какой вывод можете сделать? (Нужно ещё потренироваться). - У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы научились писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня). - Включение в систему знаний.
Даны части слов: приставки, корни (под-, -да-, над- ,-пис- и др). - Составьте из данных частей все возможные слова и распределите их в 2 столбика. I ст. - слова судвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня. II ст. - остальные слова. - Кто не справился с этим заданием? Сделайте вывод. (Потренироваться в составлении слов из частей) - коррекционная работа. - Рефлексия УД на уроке.
- Какова была цель нашего урока? (Узнать правило написания удвоенной буквы согласного на стыке приставки и корня) - Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа? В какой степени и почему? - Оцените свою работу с помощью лесенки успеха. - Кто находится на самой верхней (средней, низкой)ступеньке? Какой вывод можете сделать? - Что было трудно? Удалось ли справится с трудностями? Как? - Над чем ещё надо поработать? - Где мы можем это сделать? (При выполнении домашнего задания.) - Домашнее задание.
Разноуровневое д/з.