Конспект урока по русской грамоте 1 класс. Тема: ь знак на конце слова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: Мягкий знак на конце слова.

Цель: Развитие умения производить звукобуквенный анализ слова, обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком.

I. Каллиграфическая минутка.

На доске запись: Конспект урока по русской грамоте 1 класс. Тема: ь знак на конце слова

- Отгадайте, какие буквы я хотела написать?

Запись букв и соединений с показом на доске:

а я и е ё ю ая яи её ею

- Что общего? (буквы гласные)

- Какая буква "лишняя"? (буква -а-, она показывает твёрдость предыдущего согласного, остальные показывают мягкость)

II. Словарная работа.

1. На доске на карточках даны слова:

Пенал, ребята, работа, ученик.

  • Что общего? (словарные слова)

  • На какие две группы можно разделить эти слова? (слова, отвечающие
    на вопрос -кто?- - и слова, отвечающие на вопрос -что?-)

  • Какое слово "липшее"? (пенал - два слога, а в остальных словах - по
    три слога; работа - все согласные буквы обозначают твёрдые согласные звуки)
    Самостоятельная работа:

Выписать только те слова, в которых есть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, подчеркнуть эти буквы.

Дополнительное задание: найти в "словарике" в конце учебника ещё одно слово, в котором есть согласные буквы, обозначающие мягкий звук, запишите это слово.

III. На доске: картинки с изображением стола, окна, гуся.

  • Назовите слова, обозначающие данные предметы.

  • Составьте слово из последних звуков данных слов, ([л][о][с?])

  • Есть ли мягкий согласный в этом слове?

  • Произнесите его. Где он стоит в слове? (в конце)

  • Как на письме показать, что согласный звук на конце мягкий?

  • Что можете сказать о букве -ь-?

  • Какая же тема нашего урока?

IV. Работа над новой темой.

1. Запись слова -лось-

  • Сколько букв? Звуков? Почему букв больше, чем звуков?

  • Переставьте буквы в этом слове так, чтобы получилось новое слово.
    Запись слова: соль.

  • Произнесите последний звук.

  • Как показана мягкость согласного на письме?

2. Отгадайте загадку:

Кто приходит, кто уходит,

Все её за ручку водят, (дверь)

  • Произнесите последний звук в слове.

  • Как показать на письме мягкость согласного в конце слова?
    Запись в тетрадях: дверь.

  • Сколько букв? Звуков?

  • Что общего в записанных словах? (состоят из одного слога)

  • Что же показывает мягкий знак на конце слова?

Высказывания детей.

3. Чтение правила в учебнике.

4. Учитель называет слова.

  • Произнесите последний звук, измените слово так, чтобы последний так, чтобы последний звук стал мягким. Сравнить слова по значению.

Запись слов:

Мел - мель, ел - ель, брат - брать, шест - шесть, угол - уголь.

  • Сколько букв? Звуков? Как показана разница на письме?

  • Составьте предложения с одной из пар слов.

Запись с комментированием.

У доски лежит мел. Корабль сел на мель.

  • О чём говорится в каждом предложении?

5. -А теперь узнаем вместе-
Это очень интересно!
Девять братьев сговорились,
С мягким знаком подружились.
А три брата в году
С мягким знаком не в ладу.

  • О каких братьях идёт речь?

  • Перечислите двенадцать месяцев года по порядку.

  • Какие же месяцы года не дружат с мягким знаком? (март, май, август)

6. На доске запись:

. . . год кончает, зиму начинает.

. . . году начало, зиме - середина.

На доске на карточках: слова-помощники.

Декабрь, февраль, январь.

Самостоятельная работа: выбрать подходящие слова и написать предложения (по вариантам: 1 вариант - первое предложение, 2 вариант - второе предложение)

  • Какое слово не понадобилось?

  • Что общего заметили? (зимние месяцы)

  • Какие стихи знаете о зимних месяцах?

- А вот какую пословицу народ сложил о феврале:

На доске запись открывает учитель:

Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обуты.

  • Почему так сказано о феврале?

  • Каким словом, близким по значению, можно заменить слово -лютый-? (злой, сердитый)

Запись слова -февраль- детьми в тетрадях. Самостоятельная работа. Задание: определить и написать, сколько в слове слогов, букв, звуков. Дополнительное задание на карточках, проверка выполнения задания по обратной стороне карточки. Составить из букв слова и записать их:

к н о у ь (окунь)

о т ь п а л (пальто)

  • Разделить слова на слоги. Какое слово нельзя перенести? Почему?

7. Выполнение упражнения по учебнику. Выборочное списывание.

V. Подведение итогов урока.

  • Что узнали? Что запомнилось?

  • Какая работа на уроке показалась самой интересной?



© 2010-2022